Информационный ресурс общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Понятие «информационного ресурса общества» является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г. Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации». Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие информационных ресурсов общества……………………..4-6
2. Использование информационных ресурсов………………………..7-10
3. Правовая защита информационных ресурсов………………......11-13
Заключение…………………………………………………………….….14
Список литературы……………………………………………….…...15-16

Файлы: 1 файл

Poisk_i_obrabotka_ekonomicheskoy_informatsii_sred (1).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Новосибирский государственный  аграрный университет

 

Институт  заочного образования и повышения  квалификации

Кафедра дистанционных и комбинированных  
образовательных технологий

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

Поиск и обработка экономической информации  
средствами интернета

на  тему: Информационный ресурс

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1  курса 

группа 4142

Захарова  Н.О.

Шифр 12026

Проверил:______________

 

Новосибирск 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие информационных ресурсов общества……………………..4-6

2. Использование информационных ресурсов………………………..7-10

3. Правовая защита информационных ресурсов………………......11-13

Заключение…………………………………………………………….….14

Список литературы……………………………………………….…...15-16

 

Введение

 
 


Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним  из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого  понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г. Р. «Национальные  информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации». Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.

Цель реферата – рассмотреть основные методы использования  информационных ресурсов общества, а  также определить правовые и этические нормы работы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  информационных ресурсов общества

 

Понятие ИР находится  в стадии формирования, трудность  его однозначного определения связана  с неоднозначностью и сложностью таких понятий как «знания», «информация», «данные» и т.д.

ИРО могут быть определены как накопленные в  обществе знания, подготовленные для  целесообразного социального использования.

Важно отметить, что живое знание, являясь национальным богатством, не входит в понятие  ИР, речь здесь идет об отчужденных от носителей знаниях. Уровень «живого знания» в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д.

С живым знанием  как национальным богатством связана  известная проблема «утечки мозгов»  из России. Наиболее «выездной» возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год [6].

Основными проблемами исследований в области ИР общества являются:

- проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов ИР в обществе;

- проблема разработки  методологии количественной и  качественной оценки имеющихся  в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах;

- проблема создания  методов исследования структуры  и топологии распределения различных  видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе.

Свободный доступ к национальным ИР – важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам (АИР) важнейшая роль принадлежит «географической» дислокации баз данных (БД), их топологической характеристике.

Из 3229 БД, охваченных учетом, почти 65% находятся в Москве. Существуют большие территории, практически не охваченные информатизацией. Рассмотрение БД по их назначению показало, что только в Москве расположено 74% БД научно-технической информации, 84% - справочной, финансовой и учетно-статистической информации, 87% - управленческой информации, 92, 6% - коммерческой информации.

Таким образом, концентрирование в столице БД общего применения ограничивает доступ к национальному  ИР. Эти трудности могут компенсироваться разнообразием созданных на его  основе продуктов и услуг и, прежде всего, использованием телекоммуникационных сетей, способных обеспечить удаленный доступ к нему «всех желающих», однако практически они доступны только пользователям с высокими платежными способностями.

Национальные  ИР - новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями все еще ожидают крупномасштабных организационных мер для их разработки и потребуют длительных усилий специалистов и ученых самых разных областей знания.

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая «свою» информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Требует решения  также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития. [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Использование  информационных ресурсов общества

 

Отчужденное знание, подготовленное для социального использования, материализуется в документах на различных носителях, в том числе электронных, в произведениях искусства и т.д.

Качественно новые  потребительские свойства электронных  изданий обеспечиваются, например, технологией мультимедиа, а снижение цены на эту продукцию достигается распространением ее на оптических компакт-дисках (CD-ROM).

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных  БД, решение которой является существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны.

Самый крупный  ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем  машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляет научно-техническая информация, но по мере развития рыночных отношений все активнее генерируются и распространяются БД коммерческой, деловой, правовой информации.

По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%, реализуется  лишь 3-4%. Причина - отсутствие хорошо организованного информационного рынка.

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную  службу в мире информационных товаров  и услуг. Эту задачу решает НТЦ  «Информрегистр», создавая электронный  каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах.

В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных  для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс.

Качество БД, в частности  достоверность содержащейся в них  информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются  ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.

БД классифицируются по структуре, назначению и способу доступа.

По структуре БД делятся  на:

- документографические (библиографические,  реферативные);

- фактографические;

- числовые;

- полнотекстовые и гипертекстовые;

- лексикографические.

По назначению содержащейся информации БД делятся на:

- БД деловой информации (социальная, коммерческая и др. информация, кадастры, регистры);

- БД информации  для специалистов (экономическая,  правоохранительная и др. информация);

- БД массовой  информации.

По способу  доступа БД делятся на:

- БД, размещенные  на хостах (доступные через сети);

- БД, тиражируемые  в коммуникативных форматах;

- БД, тиражирумые  с программными средствами (включая  CD-ROM);

- локальные  БД.

Остановимся подробнее  на понятии «фактографические базы социальных данных».

К социальным данным относятся данные о населении  и социальной среде.

Сведения о  населении включают демографические, паспортные, кадровые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения: пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и др.

Трудности создания в России БД о населении связаны  с отсутствием необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также  с явно недостаточным финансированием  этого направления.

Сведения о  социальной среде включают данные о  вакансиях, градостроительстве, городском пассажирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общественного порядка и др.

Учеными и специалистами  ставится вопрос о необходимости  более глубокой проработки самого понятия  «социальная среда», разработки системы  показателей для его описания и создания соответствующих электронных БД.

Очевидно, что  необходимо научная проработка и  фактографическое наполнение на современном  уровне и такого важного понятия  как «социальное время» [8].

Электронизация  фактографических баз социальных данных в целом находится в России лишь в начальной стадии.

Только наличие  всего спектра компьютеров от персональных до супер, обладающих соответствующих  своему классу ресурсами, наличие развитых средств связи, а также современное  программное обеспечение (как резидентное, так и распределенное) даст практическую возможность коллективного использования информационных ресурсов внутри страны и активного обмена с зарубежными базами и банками данных.

Решение комплекса  социальных и технических проблем  активизации информационных ресурсов России, иначе говоря, увеличения ее информационного потенциала, позволит создать необходимую для прогрессивного развития информационную среду общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовая  защита информационных ресурсов

 

Для эффективного использования ИР они должны быть надежно защищены от угроз несанкционированного распространения информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, которые могут привести к ее уничтожению, искажению, блокированию доступа к информации для законных пользователей.

Наибольшую  опасность такие угрозы представляют для ИР, содержащихся в персональных компьютерах, локальных и распределенных вычислительных сетях и представленных в виде носителей на магнитной  и оптической основе, информативных  физических полей, информационных массивов и БД.

Целями защиты информационных ресурсов являются:

- обеспечение  эффективного управления информационными  ресурсами и их использования;

- предотвращение  утечки конфиденциальной информации  по техническим каналам;

- предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, блокирования, подделки информации;

- обеспечение  правового режима использования  информационных ресурсов как  объекта собственности.

Правовую основу работы с ИР составляют Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 г. N 912-51, а также другие нормативные правовые акты в сфере формирования, использования и защиты информационных ресурсов [1].

Защита информационных ресурсов осуществляется путем выполнения мероприятий по предотвращению утечки конфиденциальной информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждению несанкционированных программно – технических воздействий с целью уничтожения, искажения, блокирования или подделки информации в процессе ее обработки, передачи и хранения.

Мероприятия по защите информационных ресурсов являются составной частью управленческой, научной  и производственной деятельности и  осуществляются во взаимосвязи с  мерами по обеспечению установленного режима обработки информационных ресурсов и конфиденциальности проводимых работ.

Главными направлениями  работ по защите информационных ресурсов являются:

Информация о работе Информационный ресурс общества