Информационный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Информационный рынок в литературе очень часто анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики тесно связаны экономический и технологический аспект (в данном случае – аспект информатики). Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного рынка.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и характерные черты информационного рынка
2.Структура информационного рынка
3.Основные проблемы информационного рынка
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

теория отрослейt Office Word.docx

— 89.16 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

                «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ                                       

     

 

 

 

 

Реферат

на  тему: « Информационный рынок»

по курсу «Теория отраслевых рынков»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса 

Группы ЗБУ-2011

 Ерошенко К.С.

Проверил

Преподаватель:

Лысоченко А.А.

 

                               Г. Ростов-на-Дону 2013

 

 

Содержание

Введение

  1. Понятие и характерные черты информационного рынка
  2. Структура информационного рынка
  3. Основные проблемы информационного рынка

 

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Информационный  рынок в литературе очень часто  анализируется как частный случай рынка товаров и услуг. По этой причине в основном рассматривается  его экономический аспект: политика ценообразования, издержки производства и другое. В условиях рыночной экономики  тесно связаны экономический  и технологический аспект (в данном случае – аспект информатики). Данные аспекты взаимосвязаны: изучение технологической  стороны может помочь в исследовании экономического аспекта и наоборот. Поэтому важным является вопрос изучения технологической стороны информационного  рынка.

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как  рынок, где происходит продажа и  передача знаний.

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем  распространяется безвозмездно или  за символическую плату, например школьное и в большей части среднее  и высшее профессиональное образование. Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Наконец, своеобразная черта  рынка знаний — это большое  количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и  др.) выступает преимущественно как  посредник между производителями  знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

Рыночная экономическая  система в России довольно молодая, и для нашей страны характерен низкий уровень развития конкуренции  на рынках многих товаров и услуг, в том числе и на информационном рынке. Для России характерен и низкий уровень развития нормативно-правовой базы, касающейся информационного рынка. Информационный рынок России в своем развитии отстает от такого вида рынка в странах Европы и США.

Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет  не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование  информационных средств в целях противоборства стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и характерные черты информационного рынка

 
Прежде чем перейти  к рассмотрению понятия информационного  рынка, нужно выяснить, что такое  информационный ресурс. В целом ресурс – это запас или источник некоторых  средств. Любое общество, государство, фирма, частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Выделяют следующие виды общественных ресурсов:

Природные (сырьевые);

Энергетические;

Материальные;

Финансовые;

Трудовые. 

В современном обществе одним  из основных видов ресурсов являются информационные ресурсы. Их значимость постоянно увеличивается. Подтверждением этому является следующий факт: информационные ресурсы становятся товаром, причем их совокупная стоимость на рынке  сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов. В настоящее время информационные ресурсы по значимости аналогичны материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым, финансовым ресурсам. Информационные ресурсы сейчас рассматриваются как стратегические. Однако существует одно принципиальное различие между материальными и  информационными ресурсами: материальный ресурс после использования исчезает (например, топливо сжигается, финансы  расходуются), а информационный ресурс остается, копируется без ограничений, его можно многократно использовать. По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как его использование  редко носит пассивный характер, чаще к нему прибавляется дополнительная информация. Информационный ресурс не является самостоятельным. Любая классификация информационных ресурсов является неполной. В основу классификации можно положить следующие принципы:

Отраслевой принцип: по виду науки, промышленности, социальной сферы;

Форма представления: по виду носителей, по степени формализованности, по наличию дополнительного описания.

Внутри каждого класса можно проводить более детальное  разделение: например, ресурсы сети Интернет можно разделить по назначению и по формам представления (сервисная  информация, программное обеспечение, библиографическая информация, видео).

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы.

Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности общества к информационному.

В своем развитии рынок  информационных товаров и услуг  прошел несколько стадий. Его формирование по времени совпало с появлением первых ЭВМ (это происходило во второй половине XX века). Это совпадение в  значительной степени является случайным, поскольку первые ЭВМ еще не создавали  информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в  то время привел к созданию первых профессиональных информационных служб  в различных областях деятельности. Соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По – настоящему рынок  информационных товаров и услуг  расцвел после широкого внедрения  микрокомпьютеров и телекоммуникационных систем, основанных на использовании  микрокомпьютеров. Решающую роль в  формировании рынка информационных товаров и услуг сыграло создание баз данных по множеству областей знаний и человеческой деятельности. Массовый характер этот процесс принял в 1980 – е годы. К этому времени появились первые признаки глобализации информационного рынка, и начался международный обмен информацией. Ведущими странами на информационном рынке в настоящее время являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы.

В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами российского рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Значительную часть предлагаемых товаров  составляют справочные системы разного  назначения. Существуют специальные  службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов  и другое. Немало на данном рынке финансовой и статистической информации, есть информация по образовательным услугам и организации досуга.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу

оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации 

ее купли-продажи конечному  потребителю.

Рынок информации делится на:

1.      рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам;

2.      рынок тиражированной информации. Информацию можно произвести лишь однажды, то есть это единичный процесс, а тиражирование и распространение её – другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.

Характерные черты  рынка первичной информации:

1.      максимально индивидуализирован;

2.      минимальное количество участников (чаще всего с одним покупателем и одним продавцом);

3.      конкуренция ограничена, во многих случаях отсутствует;

4.      цена не является главным регулятором  спроса и предложения;

5.      неценовые факторы спроса, в первую очередь – риск, с которым сталкивается потенциальный покупатель, определяют цену и тем самым регулируют рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Структура  информационного рынка

 

Информационный  рынок можно условно разделить  на 3 части:

Техническая – включает в себя аппаратные средства;

Программная – включает в себя программные средства;

Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных.

 

 

Коммуникативная часть информационного рынка.

Неотъемлемой частью данного раздела информационного  рынка является сектор деловой информации, который включает в себя:

1. Сектор деловой информации.

Можно выделить несколько  видов деловой информации:

Биржевая  и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;

Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;

Коммерческая  информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;

Информация  коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;

Новости из области экономики и бизнеса.

 

2. Сектор юридической информации.

Он включает в  себя системы доступа к электронным  сборникам указов, постановлений  и других документов, которые выпускаются  органами государственной и местной  власти.

3. Сектор информации для специалистов.

В данном секторе  можно выделить несколько частей:

Научно  – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;

Профессиональная  информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;

Доступ  к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

Сектор  массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:

Информация  служб новостей и агентств прессы;

Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.

Основными поставщиками электронной информации на рынке  являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.

Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в  машиночитаемой форме.

Базы данных являются основой для практически любых  видов услуг, оказываемых на современном  информационном рынке.

Для того, чтобы  достигнуть максимальной эффективности  распределения затрат на подготовку баз данных, производитель электронной  информации должен:

Ориентироваться на предоставление уникальной информации;

Ориентироваться на большое число пользователей, то есть предусматривать различные  способы доступа к базам данных;

Сотрудничать с  разработчиками программного обеспечения. Они упрощают использование каналов  распространения информации;

Основывать ценообразование  на количестве предоставляемой информации и ее ценности;

Применять новые  технологии, которые обеспечивают снижение затрат на подготовку и распространение  баз данных.

Встречаются примеры  неудачных вложений в базы данных. Основными причинами этого явления  являются:

Несоответствие  выпускаемых баз данных требованиям  рынка;

Узкий тематический и видовой охват баз данных;

Ошибки и неполнота  данных;

 

Программная часть информационного рынка

 
Программную часть информационного  рынка можно разделить на 3 класса:

Прикладное  программное обеспечение;

Системное программное обеспечение;

Инструментарий  программирования.

Прикладное программное  обеспечение предназначено для  решения задач конкретной предметной области. Это самый многочисленный класс программного обеспечения.

Классификация прикладного программного обеспечения.

-Проблемно ориентированное программное обеспечение;

-Методоориентированное программное обеспечение;

-Программное обеспечение общего назначения;

-Офисное программное обеспечение;

-Программное обеспечение автоматизированного проектирования;

-Мультимедиа, игры.

Проблемно ориентированное  программное обеспечение является самым представительным классом  прикладного программного обеспечения.

Информация о работе Информационный рынок