Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 12:44, доклад
Информация в настоящее время, является стратегическим национальным ресурсом, основным богатством страны. Двадцать первый век по прогнозам ученых войдет в историю человечества как век перехода в информационное общество, в котором будут полностью удовлетворяться информационные потребности каждого его члена. Производство информационных продуктов и информационной техники уже вышло в развитых странах на первые роли, как по объемам, так и по числу занятых.
Информация как объект правового регулирования. Правоотношения в информационной среде.
Информация в настоящее время, является стратегическим национальным ресурсом, основным богатством страны. Двадцать первый век по прогнозам ученых войдет в историю человечества как век перехода в информационное общество, в котором будут полностью удовлетворяться информационные потребности каждого его члена. Производство информационных продуктов и информационной техники уже вышло в развитых странах на первые роли, как по объемам, так и по числу занятых.
Становление и развитие информационных ресурсов создало и поддерживает объективные предпосылки нового вида общественных отношений – информационных, основой которых является относительно новая категория – информация. Информация стала первоосновой жизни современного общества, предметом и продуктом его деятельности, а процесс ее создания, накопления, хранения, передачи и обработки в свою очередь стимулировал прогресс в области орудий ее производства: электронно-вычислительной техники, средств телекоммуникаций и систем связи.
Существует значительное количество определений термина "информация". Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:
1 сведения об окружающем
мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемых
2 сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Можно привести еще одно
определение информации (философское):
информация – это свойство материи,
состоящее в том, что в результате
взаимодействия объектов между их состояниями
устанавливается некоторое
С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:
между людьми,
между человеком и автоматом,
между автоматом и автоматом,
обмен сигналами в животном и растительном мире,
передача информации от организма к организму (генетическая информация).
В 1948 году профессор математики
Массачусетского
Согласно федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
.
Свойства информации, ее
юридические особенности
Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.
Ниже приведены юридические особенности информации.
1. Свойство физической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.
2. Свойство обособляемости информации.
Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.
3. Свойство информационного объекта.
Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.
4. Свойство тиражируемости информации.
Информация может
5. Свойство организационной формы.
Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.
6. Свойство экземплярности информации.
Поскольку информация зачастую
распространяется на материальном носителе,
существует возможность учета количества
носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к
Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.
Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.
Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.
Правовая информация –
это информация, которая создается
в результате правотворческой, правоприменительной,
правоохранительной деятельности. В
свою очередь, правовая информация делится
на нормативную, то есть сами нормы (законы,
постановления) и ненормативную
– информацию, с помощью которой
реализуются предписания
Рассмотрим примеры. Рекламное
сообщение, размещенное в средствах
массовой информации, будет являться
неправовой информацией. Содержание, способ
размещения рекламы определяет рекламодатель,
однако, они не должны противоречить
правилам, которые установлены
Сам федеральный закон
"О рекламе" является нормативной
информацией, потому что в нем
закреплены положения, которые регулируют
весь процесс оборота рекламы. Ненормативной
информацией будет являться предписание
Федеральной антимонопольной
К ненормативной правовой информации относятся:
- общая информация
о состоянии законности и
- судебная, уголовная и прокурорская статистика;
информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;
- информация о гражданско-
- информация об исполнении
нормативных предписаний
- информация судов (судебные решения).
Информацию можно
- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);
- массовая информация,
информация, подготавливаемая и
распространяемая средствами
- официальные документы, например, законы, судебные решения.
К закрытой информации относятся:
- государственная тайна,
то есть защищаемые
- служебная тайна, информация,
основным пользователем
- коммерческая тайна,
это научно-техническая,
- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;
- персональные данные,
эта информация создается
Понятие "информация"
тесно связано с другим понятием
– "информационные ресурсы". Информационные
ресурсы – это отдельные
Классификация информационных ресурсов
1. По виду информации:
- правовая,
- научно-техническая,
- политическая,
- финансово-экономическая,
- статистическая,
- социальная,
- медицинская,
- информация о чрезвычайных ситуациях,
- персональная информация,
- кадастры (земельный,
градостроительный,
2. По способу доступа:
- открытая,
-информация ограниченного
доступа (государственная,
3. По виду носителя:
- на бумаге,
- на электронных носителях,
Информация как правовая категория имеет ряд следующих особенностей, отличающих информацию от других товаров.
1.Нематериальность (идеальность) информации. Информация
становится доступной человеку, если она
содержится на материальном
носителе. Поэтому объектами защиты являются
материальные носители
информации.
2. Информация не исчезает при потреблении
и может быть
использована многократно. Иначе
говоря, информация это неисчерпаемый
ресурс, который можно использовать неограниченное
количество раз.
3. Информационный продукт со временем
подвергается только
"моральному износу", т.е. ценность информации изменяется
во времени,
происходит процесс "старения" информации.
4. Производство информации, в отличии от
материального
производства, требует значительных
затрат по сравнению с затратами на
тиражирование.
5. При копировании (не изменяющим информационные параметры
носителя) количество информации не меняется, а
цена снижается.
Наиболее важной из перечисленных
является первая особенность, а именно
то, что информация - может быть как
в материализованном, так и в не материализованном(
Информация о работе Информация, как объект правового регулировани