Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:23, контрольная работа
Актуальность проблемы правового регулирования общественных отношений в области информационной безопасности социотехнических систем и процессов в них обусловлена повышением роли информации во всех сферах и видах деятельности личности общества и государства в условиях воздействия внешних и внутренних угроз. Развитием новых информационных отношений, требующих соблюдения и защиты прав, законных интересов субъектов в информационной сфере.
Введение
Развитие информационного
общества предполагает решение первоочередных
задач свободного поиска, получения,
производства и распространение
информации для каждого члена
общества, развитие средств массовой
информации, формирование общедоступных
информационных ресурсов, предоставление
доступных информационных услуг, обеспечение
условий создания, развития и функционирования
информационных систем, формирование
единого информационного
Актуальность проблемы правового
регулирования общественных отношений
в области информационной безопасности
социотехнических систем и процессов
в них обусловлена повышением
роли информации во всех сферах и видах
деятельности личности общества и государства
в условиях воздействия внешних
и внутренних угроз. Развитием новых
информационных отношений, требующих
соблюдения и защиты прав, законных
интересов субъектов в
Активное развитие информационного общества на основе широкого использования новых информационных технологий влечет за собой рост правонарушений в области информационной безопасности, что предопределяет формирование и развитие соответствующего научно- методологического и правового базиса, обеспечивающего эффективное решение этих проблем. Первоочередным в этом ряду является развитие соответствующего законодательства и совершенствование подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, обладающие системными знаниями в области правового регулирования процессов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и используемых ими информационных автоматизированных и телекоммуникационных систем.1
1. Понятие и
сущность государственной
Первостепенное значение
в современных условиях приобретают
высокие технологии, в особенности
в области информатизации. Без
собственного информационного потенциала,
отвечающего самым строгим
Государственная политика информатизации
правовой сферы несет с собой,
прежде всего, новые возможности
для человека искать, получать и
распространять интересующие его сведения,
повышая тем самым уровень
своей профессиональной и общей
культуры. Таким образом, подтверждается
и укрепляется приоритет
Надлежащее состояние информационного дела, несомненно, повышает уровень правовой защищенности человека.
Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных реформ, всестороннего развития рыночных отношений, рационализации механизмов управления бизнесом, повышения эффективности как макроэкономических, так и отраслевых, секторальных и территориальных систем.
Вместе с тем информатизация правовой сферы все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие, как история, социология и право также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.
Государственная политика информатизации правовой сферы неразрывна связана с развитием информационных технологий, созданием новых компьютерных сетей, расширением сферы информационной деятельности - эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе и в России, в последнее десятилетие. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволит занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.
Наличие и мера развитости государственной политики информатизации правовой сферы - это не только, а во многом и не столько, плод творчества самих юристов, отражение активности законодательных и других правотворческих учреждений. Хотя справедливости ради необходимо заметить, что многие государственные структуры активно применяют в своей работе средства информатизации.2
2. Роль и место
государственной политики
В гораздо большей мере
состояние государственной
Если государственная политика информатизации правовой сферы воспринимает и отражает вызовы нашего динамичного времени, а его институты и конкретные нормы поддерживают прогресс информационного дела, то в этих условиях общество выигрывает больше всего.
Государственная политика информатизации правовой сферы не только регулирует сложившиеся отношения, но и открывает простор для их подъема на более высокий уровень. Ввод новых информационных технологий, их активное использование, создание более совершенных систем информационного менеджмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис, эти и другие слагаемые процесса информатизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени. Хуже, когда право становится барьером на пути прогресса, консервирует старые, отживающие отношения, мешает их обновлению.3
Принципиальное значение для государственной политики информатизации правовой сферы имело создание в Институте государства и права Российской Академии наук специализированного подразделения - сектора информационного права. Сегодня об информационном праве можно говорить как о реально существующем. Но молодость самой отрасли права и ее динамичное, все более объемное развитие не могут не сказаться на ее целостности, взаимосвязанности ее институтов и даже на качестве, которое в ряде случаев не поспевает за темпами роста. Между тем в процессе формирования информационного права качество играет особенно важную роль. От качества зависит уровень правового регулирования, предотвращение возможных рассогласований и прямых противоречий, эффективность избранных механизмов реализации.
Если обратиться к основным документам, определяющим государственную политику информатизации правовой сферы в РФ и ПМР, то в качестве «составляющих» предмета правовой информатизации можно выделить следующие группы отношений, подлежащих регулированию.
Во-первых - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере.
Во-вторых - это развитие
и модернизация информационно-
В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг.
В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России.
И, наконец, в-пятых, регулировать международное сотрудничество в сфере информатизации. Совокупность названных выше групп отношений и должна составлять сегодня в основном и главном сферу регулирования, государством политики в области правовой информатизации.4
Необходимо отметить, что
развитие информационного права
должно идти в строгом соответствии
с Конституцией и на основе ее положений.
Стоит подчеркнуть, что ряд статей
Конституции содержат нормы, прямо
и непосредственно регулирующие
отношения в сфере
Хотя государственная
политика информатизации правовой сферы
в основных чертах уже сложилось,
процесс ее формирования продолжается.
Более того, в свете новых задач
по информатизации страны потребность
существенного пополнения законодательного
массива данной отрасли права
стала особенно ощутимой. РФ и ПМР
остро нуждается в новых
Надо сказать, что развитие
государственной политики информатизации
правовой сферы во многом зависит
от того, какова роль закона в системе
ее источников. Не секрет, что и сегодня
многие вопросы информатизации решаются
на основе подзаконных актов. И дело
не только в правительственных
Государственная политика в области правовой информатизации не может идти в отрыве от международно-правовых стандартов. Российское информационное пространство представляет собой одновременно интегральную составную часть мирового информационного пространства. Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании сочетания, взаимодействия и полной интеграции российских информационных технологий с зарубежными информационными технологиями. Правовое регулирование призвано способствовать развитию всей системы международного сотрудничества в сфере информатизации, в частности, осуществлению согласованных международных проектов и программ.5
3. Значение информатизации правовой сферы
Значение информатизации правовой сферы заключается в том, что это - осознанная и признанная общественная потребность в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отношений. Этими свойствами информационное право отличается в полной мере. Оно как бы отвечает от имени всего права за информатизацию общества, обеспечивает необходимые правовые предпосылки, устанавливает адекватные "правила игры". Роль и значение информатизации в жизни страны предопределяют как появление информационного права, так и его место в системе отраслей права. Отсюда проистекают и задачи дальнейшего развития правовой информации общества и государства в целом.
Грамотный юрист обязан иметь
представление о состоянии
Информационный век лишь в самом начале. Это динамичный, противоречивый, требовательный, многообещающий век. Правовая информатизация - путь осознания «встречи» информационных технологий и институтов государства и права. Это и путь упорядочения отношений в одной из самых горячих сфер жизни планеты - инфосферы и ее взаимодействия со всеми тканями современного социума в настоящем и будущем.
В целом же информатизация
- организационный социально-
Заключение
Итак, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том что, информатизация несет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры.
Таким образом подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать, передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституциями Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики. Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать государственную политику информатизации правовой сферы, а также уровень компьютеризации России и ПМР, и в особенности количество персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества.
Информация о работе Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности