Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:06, реферат
Развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешность перехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества.
1.Введение………………………………………………………………………...3
2. Понятие информатики и информационных технологий………………….4-8
3.Теоретические и практические аспекты…………………………………...8-11
4. Роль информационно-коммуникационных технологий в решении проблемы конкурентоспособности российской университетской науки
и образования………………………………………………………………...11-16
5.Заключение……………………………………………………………………..17
6. Список используемой литературы…………………………………………...18
Характерным примером "учебных документов" может служить комплекс учебных документов по текстовому редактору WORD. Документы представляют, из себя задание, алгоритм его выполнения и образец конечного результата.
Дозированность изучаемого материала позволяет ученикам запомнить основные приемы работы. Каждое следующее задание содержит элементы предыдущих заданий, тем самым достигается постоянное повторение изученного материала.
Для развития познавательных умений личности в содержание учебного документа включены разнообразные задания эвристического характера, при выполнении которых ученики самостоятельно решают реальные проблемы, связанные с использованием компьютера. Для решения этой задачи в каждом учебном документе оставлено несколько неточностей либо не досказанностей, не мешающих выполнить основную поставленную задачу, но вынуждающих подключить мыслительный процесс для решения проблемы, тем самым, предупредив возможные ошибки в будущем. Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение “учебных документов” - заданий, содержащих алгоритм выполнения, благоприятно сказывается на формировании основ компьютерной грамотности учеников на учебных занятиях[6].
4.Роль информационно-коммуникационных технологий
в решении проблемы конкурентоспособности российской
университетской науки и образования
С нарастающей динамикой развиваются точные науки, стремительно меняются парадигмы знания, а области приложения удивляют своей непредсказуемостью, внося свой вклад в формирование современной картины мира. Не занимаясь исследованием этой картины, не вовлекая в этот процесс пытливую талантливую молодежь, бессмысленно рассуждать о конкурентоспособности высшего образования.
Считается, что Россия не конкурентноспособна на международном рынке науки и образования. «В СССР была хорошая наука и хорошее высшее образование, но их уже нет. То, что мы имеем сегодня, это не соответствует даже минимальным требованиям»[2].
Решение проблемы конкурентоспособности
К сожалению, в государственной объединительной логике есть принципиальная лакуна - исследователи и ученые «в ресурсах образования» не упомянуты.
Кроме того, в это логике нарушена последовательность целе-полагания - можно улучшить условия обучения студентов, но без повышения уровня научных исследований не произойдет улучшение качества образования. Не случайно, что экономические аргументы в пользу укрупнения вузов в этой ситуации не являются определяющими, а сами эффекты укрупнения рассматриваются в основном с точки зрения экономии на административно-управленческом и обслуживающем персонале, таком как библиотекари, работники редакционно-издательских служб, организаторы практик и просто клерки [4].
Представляется, что проблему
возвращения конкурентоспособности отечественному
образованию и науки не решить простым
укрупнением имеющихся ресурсов без включения
механизмов экономической мотивации вузов
к саморазвитию в современных условиях
глобальной конкуренции, которая будет
только нарастать по мере повышения возможностей
в проведении исследований и доступности
образования за рубежом. Тем более, что
уже сейчас современная сетевая интернет-инфраструктура
Развитие сетевой интернет - инфраструктуры – принципиально новый, мощный фактор повышения эффективности экономики во всех областях человеческой деятельности, включая науку и образование. Использование возможностей современной информационно-коммуникационной среды снижает издержки на взаимодействие и совместную работу, как минимум, в несколько раз по сравнению с тем уровнем, который был десятилетие назад. Соответственно, расстояние и межгосударственные границы перестают быть факторами, ограничивающими эффективность совместной работы.
Возникает феномен непрерывного взаимодействия, и складывается качественно иная картина организации научной работы и образовательной деятельности. В ее центре – исследователь, человек высокой активности и мобильности, под рукой у которого должны быть все средства коммуникации, обеспечивающие ему, по сути, мгновенный доступ почти к любой информации при отсутствии информационных барьеров, а также свободное перемещение информации. Именно такие люди, вне зависимости от имеющихся у них званий, регалий и должностей, умеющие на современной основе организовать мультидисциплинарную работу географически распределенного научного коллектива, должны быть опорными точками развития конкурентоспособной отечественной науки и, соответственно, образования.
Возникает вопрос – каким требованиям должен удовлетворять IT-сервис, который мог бы послужить информационно-коммуникационной платформой для эффективной совместной работы и взаимодействия всех участников процесса «от научной идеи до коммерчески успешного продукта»?
Безусловно, он должен обеспечивать стандартные возможности видео-, аудио- и текстового общения как в приват - режиме, так и в режиме широковещательной трансляции. Общаясь в процессе совместной работы, участники воспринимают не только словесную информацию, но и смотрят в глаза друг другу, воспринимают тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают смысл информации, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют, придавая ей определенную «окраску». Считается, что до 70% информации в коммуникации между людьми может передаваться невербальным путем. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности взаимодействия участников совместной работы в сервисе обязательно наличие функции передачи видео HD-качества, позволяющего участникам четко видеть невербальную реакцию географически удаленных коллег.
Участники совместной географической
распределенной работы могут обладать
разным опытом, навыками и уровнем культуры
пользования информационно–
Вне всяких сомнений, для участников совместного творческого процесса должна быть обеспечена возможность, не прерывая визуального контакта, совместно разрабатывать документы, делать доклады, проводить презентации, а при необходимости – подключаться к научному эксперименту – вплоть до управления приборами и оборудованием. Техника обмена документами должна быть такой же простой, как и при физической передаче документов «из рук в руки» и, соответственно, в ходе визуального контакта должна быть обеспечена возможность передачи файлов буквально «одним движением компьютерной мышки».
Безусловно, участникам должна быть обеспечена безопасность их совместной работы на основе алгоритма шифрования коммуникационного трафика, который стандартен и понятен специалистам по IT-безопасности как организаций-участников, так и государственных органов стран-участниц процесса взаимодействия. У этих специалистов не должно быть ни малейших сомнений в том, что использование системы совместной работы не несет угрозы ни IT-инфраструктуре, ни каким-либо секретам участника или организации, в которой он работает.
Сервис должен иметь эффективный
протокол адаптации к существующим условиям
сетевой коммуникации и не вызывать необходимость
существенной модернизации имеющейся
сетевой инфраструктуры организации.
При этом должна быть обеспечена enterprise-дружественность
системы совместной работы и ее масштабируемость.
Система совместной работы не должна предъявлять
требований к участникам по оплате предоставляемого
базового информационно-
Почти всем перечисленным требованиям, обеспечивающим на современном уровне возможность территориально распределенной команде исследователей эффективно взаимодействовать между собой, отвечает разработка Стэндфордского университета, которую ее создатели назвали VSee. Аналогичные, конкурирующие со VSee, сервисы, как отечественные, так и зарубежные, либо требуют значительных бюджетов – как для своего первоначального развертывания, так и для поддержания полноценного функционирования, либо предлагают недостаточный для эффективной работы базовый набор функций.
Сервис VSee послужил основой для организации взаимодействия специалистов и ученых СПб ГТУРП как внутри университета, так и в ходе взаимодействия с участниками комплексного проекта «Разработка инновационной технологии комплексной переработки древесины лиственницы (с выводом на мировые рынки нового вида товарной целлюлозы)». Этот проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации (Министерства образования и науки Российской Федерации), оказываемой на основании Договора №13.G25.31.0014, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и ОАО «Группа «Илим» 07 сентября 2010 г.
Была организована совместная работа с коллегами из СибНИИ ЦБП (г. Братск), ЕЭК ООН (г. Женева, Швейцария), Або Академии (г. Турку, Финляндия), института химической физики РАН (Москва, Россия) и других организаций. Оказалось, например, возможным в ходе визуальных дискуссий оперативно обсуждать вопросы геомониторинга запасов лиственницы в России с одновременным подключением к спутниковой геосистеме Института космических исследований РАН. Не менее эффективным было взаимодействие с Институтом высокомолекулярных соединений РАН, когда, подключаясь в режиме реального времени к результатам, генерируемым мощным электронным микроскопом, участники исследовательской группы проекта обсуждали эти результаты в визуальном контакте, находясь географически далеко друг от друга.
Таким образом, в результате выполнения российским вузом, при финансовой поддержке государства, коммерчески интересного для крупной американо-российской корпорации комплексного научно-исследовательского проекта оказалось возможным в рамках существующей организационной образовательной и научной инфраструктуры вуза, без ее коренной ломки, организовать мультидисциплинарный интернациональный разновозрастный коллектив, способный работать без оглядки на расстояния и границы.
Безусловно, активное использование сервисов, подобных VSee, является лишь техническим способом решения проблемы конкурентоспособности отечественной науки и образования, но он оказался эффективным в условиях слаборазвитой инфраструктуры и взрывного вкачивания в компактный вуз денежных средств. Ключевой фактор конкурентоспособности - наличие у ученых реального стимула выдать «небумажный» результат, признаваемый государством и бизнесом. Такой стимул может появиться только в результате грамотного сочетания высокого научного потенциала научной группы, руководимой конкретным ученым, целевого характера государственной субсидии на исследования и конкретной финансовой ответственности корпорации за результаты комплексного научного проекта. Действительно, размер имеет значение – «мал золотник, да дорог».
Заключение
Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
Основные достоинства такого обучения: низкая себестоимость, большая пропускная способность и интеграция в мировое образовательное пространство.
Список литературы:
1.Киселев Г.М. «Информационные технологии в педагогическом образовании», изд. Дашков и К°,2012 г., 310 с.
2. Ливанов: Российское образование
нуждается в радикальной реформе [Электронный
ресурс] // Взгляд. – 2012. – 21 июня – М.: «ВЗГЛЯД.РУ»,
2012. – Режим доступа : http://vz.ru/news/2012/6/21/
Информация о работе Информатика и информационные технологий в современной жизни