Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 16:39, реферат
1.)Что представляет собой информатика, как учебная дисциплина, и как междисциплинарное научное направление?
2.) Какие определения информатики вы знаете?
3.) Какова общая структура информатики?
4.) Самые известные программы?
5.) Какое место занимает информатика в системе наук?
РЕФЕРАТ
На тему: «Информатика».
СОДЕРЖАНИЕ:
1.)Что представляет собой
2.) Какие определения информатики вы знаете?
3.) Какова общая структура
4.) Самые известные программы?
5.) Какое место занимает
Формирование информатики как науки происходило в XX веке, что было связано с развитием вычислительной техники.
Само понятие информатики возникло где-то в 60-х гг. во Франции. Так решили назвать область знаний, изучающую применение электронных вычислительных машин для автоматизации обработки информации. Слово информатика образовано путем слияния французских слов информация и автоматика. В англоязычных странах вместо «информатики» часто используют термин «computer science»(компьютерная наука).
Хотя термины "информатика" и "компьютерная наука" можно считать аналогичными, второй появился раньше, примерно в начале 40-х годов XX века. На тот момент компьютерная наука представляла собой объединение возможностей электронно-вычислительных машин, математической логики и теории алгоритмов. В дальнейшем в компьютерной науке появлялись новые направления, что было обусловлено усовершенствованием ЭВМ.
Отсюда следует, что появление информатики неразрывно связано с существованием компьютерной техники. Хотя вычислительные машины существовали и до 70-80-х годов, их относительно массовое распространение пришлось именно на эти годы. Именно в это время заговорили и об информатике как о научной дисциплине.
Изначально компьютер был инструментом для автоматизации трудоемких вычислений. Однако постепенно эволюционировал в инструмент для работы фактически с любой информацией, а не только числовой. Получая исходную информацию в виде чисел, таблиц, изображений, текстов программное обеспечение вычислительных машин способно преобразовывать ее в другую информацию, а также сохранять и передавать в той или иной форме.
Наука информатика стала заниматься разработкой информационных моделей объектов реального мира, для которых вообще можно создать информационную модель. Т.к. материальный мир весьма разнообразен, то и объекты изучения информатики также очень разнообразны. В связи с этим информатика – очень разнородная наука, что затрудняет ее однозначное определение.
В свое время Е.П. Ершов определил информатику так:
Информатика - это находящаяся в процессе становления наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ.
Можно предположить, что теоретическая информатика – это наука, возможно до сих пор, находящаяся в становлении и развитии.
Информатика тесно связана с математикой, т.к. опирается на ее достижения. Это объясняется тем, что объекты естественных и технических наук, а также социальные явления можно описать с помощью понятий математики – функций, систем уравнений, неравенств и др. При этом предмет изучения информатики –информация – общенаучное и социальное понятие.
В настоящее время активно протекают процессы, связанные с переводом информации, накопленной цивилизацией, в электронный вид. Можно ожидать, что многие вещи, к которым мы привыкли в реальном мире, в скором времени обретут электронную форму существования.
Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) ещё не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.
Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, иучебная дисциплина (в школе и в вузе).
Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления.
Отдельной наукой информатика была признана
лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроник
В школах СССР учебная дисциплина «Информатика» появилась в 1985 году одновременно с первым учебником А. П. Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».
Высшей наградой за заслуги в области информатики является премия Тьюринга.
4 декабря отмечается День российской информатики, так как в этот день в 1948 году Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за номером 10 475изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину.
Основные
понятия и определения информатики.
Начало развития информатики
как науки положило появление ЭВМ в 50-е
годы прошлого столетия.
Выделению информатики
в отдельную науку способствовало наличие
единой формы представления информации
в компьютерах: числовая, символьная и
аудиовизуальная (звук, изображение) представляется
в двоичной форме.
Необходимость в информатике
возникла в связи с использованием ЭВМ
и первоначально информатика понималась
как наука о вычислениях, но информатика
- это не просто наука о ЭВМ.
Информатика - отрасль науки, изучающая
структуру и свойства информации, а также
вопросы, связанные с ее сбором, хранением,
поиском, передачей, преобразованием,
распространением и использованием в
различных сферах человеческой деятельности.
Информатика – это область
человеческой деятельности, связанная
с процессами преобразования информации
с помощью компьютеров
Основными разделами
информатики являются исследование и
разработка информационных средств и
технологий, программных средств и моделирование
предметных областей.
Информация – (данные - это первичная
необработанная информация (какие то первичные
сведения о предметной области), а информация
уже имеет определенный смысл для получателя,
т.е. это продукт переработки данных) любые
сведения, являющиеся объектом хранения,
передачи и преобразования. По способу
организации информацию делят на:
Аналоговая (непрерывная) инфор
Дискретная информация характеризуется, соответственно,
дискретной функцией f(t). Дискретными
являются сообщения, передаваемые в устном
и письменном виде, с помощью жестов, посредством
световых и звуковых дискретных сигналов
и т.п. (Современная цифровая фотография
10 млн. (или мега) пикселов, которое описывает
изображение)
Свойства информации:
эргономика
– научн. дисциплина, комплексно изучающая
человека в конкретных условиях его деятельности
в современном производстве с целью оптимизации
орудий, условий и процесса труда, например
проектируют станок, то выбирают конструкции
элементов с которыми взаимодействует
человек с учетом анатомии человеческого
тела, опасные места окрашиваются в красный
цвет;
Свойства информации, характеризующие поведение
объекта при взаимодействии с другими
объектами:
Объект и
предмет информатики.
^ Объект познания - некий фрагмент реального
мира. Один и тот же объект может изучаться
различными науками.
Предмет
познания - выбранная для исследования
методами данной науки сторона (аспект)
объекта.
Объектом информатики являются информаци
Информационные
технологии - это машинизированные
способы обработки, хранения, передачи
и использования информации, которые реализуются
посредством автоматизированных информационных
систем (АИС).
^ Примеры АИС: автоматизированные
системы научных исследований - АСНИ, системы
автоматизированного проектирования
- САПР, экспертные системы - ЭС и т.д.
ИТ включают в себя
технические средства, математическое,
алгоритмическое, программное, лингвистическое
обеспечения, средства связи.
В формировании ИТ
участвуют различные науки: кибернетика,
системотехника, теория информации, экономика,
правоведение, психология, медицина, педагогика,
военные науки и т.д. Каждая из этих наук
рассматривает ИТ со своей точки зрения,
прилагая к ним свои принципы.
Предметом информатики является информаци
Информационный ресурс - это семантическая
информация, т.е. информация в виде понятийного
знания. (семантическая – смысловая сторона)
Понятийное знание - это отражение какой-либо
стороны объективной реальности, выраженное
в виде идей, понятий, представлений о
каком-то предмете или явлении, т.е. выраженное
семантически.
^ Существуют также интуитивные
знания, идущие из подсознания;
чтобы такие знания стали сообщениями,
они должны быть выражены в понятийной
(семантической) форме.
Основные особенности ИР:
Существуют две формы ИР, как
отчуждаемых знаний, становящихся сообщениями:
пассивная и активная.
Пассивные
формы ИР: книги, статьи, банки данных.
Активные
формы ИР: модель, алгоритм, проект, программа
и база знания (БЗ). Эти формы ИР представляют
собой также стадии развития ИР.
^ Модель - описание системы,
отображающее определенную группу ее
свойств и позволяющее предсказывать
поведение системы в определенном диапазоне
условий.
Качество алгоритма
зависит от степени его общности.
Информационное
общество - это общество, структуры, техническая
база и человеческий потенциал которого
приспособлены для оптимального превращения
знаний в ИР и переработки ИР-са с целью
перевода пассивных форм в активные.
Особую роль в активизации информационного
потенциала общества играет преобразование
традиционных баз данных (БД) в БЗ, основанные
на применении искусственного интеллекта
(ИИ).
Тогда как БД содержат сведения
о количественных и качественных характеристиках
конкретных объектов, БЗ содержат выраженные
на естественном языке концептуальные
знания о классах объектов, их свойствах
и логических связях, так, чтобы этим знаниями
могла оперировать машина логического
вывода как элемент ИИ. Резко актуализировать
информационный потенциал общества на
основе БЗ общего и специального назначения
позволит применение ЭВМ 5-го поколения.