Информатизация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –анализ процесса информатизации общества, охватывающего всё новые страны и регионы мира, выявление проблем, возникающих в ходе данного процесса и рассмотрение перспектив на будущее.
Основные задачи:
раскрыть содержание основных понятий, характеризующих процесс информатизации общества, и проследить его основные черты;
рассмотреть существующие модели развития информационного общества и выявить тенденции и особенности их развития;
определить основные этапы процесса информатизации и его роль в развитии общества;
показать объективные и субъективные проблемы и трудности на пути формирования информационного общества;

Содержание работы

1. Введение
2. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу
2.1 Основные задачи и цели информатизации
2.2 Процесс информатизации обществ
2.3 Роль информатизации общества
3. Интернет и информационное общество
3.1Интернет: понятие, появление, развитие
3.2 Интернет и информационное общество в настоящее время
4. Перспективы и проблемы информатизации современного общества
Проблемы, возникающие в ходе процесса информатизации общества
5. Информатизация обществав ноосфере
5.1 Краткая характеристика ноосферы
5.2 Техно сфера и ноосфера
5.3 Информатизация общества - устойчивый путь в ноосферу
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по информатике.docx

— 430.15 Кб (Скачать файл)

Ниже представлен список первых 50 стран по числу пользователей Интернета на июнь 2013 года:

Ранг

Страна

Пользователи Интернета[2]

% от населения[3]

-

 Земля

2 405 510 175

34,30

-

 Европейский союз

-

-

-

 СНГ

92 825 904

34,40

-

 Африканский союз

-

-

1

 КНР

538 000 000

40,10

2

 США

245 203 319

78,10

3

 Индия

137 000 000

11,40

4

 Япония

101 228 736

79,50

5

 Бразилия

87 276 099

45,00

6

 Россия

67 982 547

46,70

7

 Германия

67 483 860

83,00

8

 Индонезия

55 000 000

22,10

9

 Великобритания

52 996 180

85,00

10

 Франция

52 228 905

79,60

11

 Нигерия

48 366 179

28,40

12

 Республика Корея

40 708 389

83,70

13

 Мексика

34 865 345

31,00

14

 Италия

32 610 044

53,68

15

 Турция

30 981 601

39,82

16

 Пакистан

30 943 124

16,78

17

 Испания

30 940 417

66,53

18

 Канада

27 547 949

81,60

19

 Филиппины

24 975 044

25,00

20

 Вьетнам

24 685 803

27,56

21

 Польша

23 970 571

62,32

22

 Египет

21 518 178

26,74

23

 Китайская Республика

16 462 844

71,50

24

 Австралия

16 351 973

76,00

25

 Колумбия

16 134 932

36,50

26

 Малайзия

15 635 925

55,30

27

 Марокко

15 497 440

49,00

28

 Нидерланды

15 035 788

90,72

29

 Украина

15 009 000

33,33

30

 Аргентина

14 883 552

36,00

31

 Таиланд

14 063 287

21,20

32

 Саудовская Аравия

10 550 028

41,00

33

 Казахстан

10 008 838

58,82

34

 Иран

10 000 029

13,00

35

 Перу

9 929 155

34,30

36

 Венесуэла

9 699 636

35,63

37

 Румыния

8 768 340

39,93

38

 Кения

8 568 890

20,98

39

 Бельгия

8 261 661

79,26

40

 Швеция

8 166 650

90,00

41

 Чили

7 535 921

45,00

42

 Чехия

7 020 815

68,82

43

 Венгрия

6 522 000

65,27

44

 Швейцария

6 396 064

83,90

45

 ЮАР

6 040 420

12,30

46

 Австрия

5 971 694

72,70

47

 Бангладеш

5 776 383

03,70

48

 Узбекистан

5 573 148

20,00

49

 Португалия

5 485 976

51,10

50

 Израиль

4 941 878

67,20


 

По количеству пользователей интернета Россия в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн. человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.

Темпы роста аудитории интернета в России продолжают замедляться. С осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9% — это самый низкий показатель за последние десять лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек. Это как население Санкт‑Петербурга.

Ещё сильнее выросла суточная аудитория — это означает, что многие пользователи, которые раньше выходили в интернет только время от времени, теперь делают это каждый день.


 

 

 

Роль интернета в современном обществе играет важную роль. Интернет зависимость является основной проблемой современного общества, так как интернет в современном мире оказывает на человека большое влияние. Так буквально семь лет назад наличие компьютера в семье было не обязательным, сейчас же все наоборот – наличие компьютера и интернета является стандартом, которым нужно придерживается. Большое количество информации,  высокая скорость жизненных процессов и постоянный рост требований предъявляемых к общему уровню знаний обязывает человека постоянно обращаться к надежным и всеобъемлющим источникам информации, которые способен предоставить нам интернет. Таким образом, Интернет представляет собой большую энциклопедию, в которой собраны знания многих людей.

Интернет представляет собой идеальный источник для получения информации, а также великолепный инструментом для коммуникации и построения собственного бизнеса. Другими словами интернет предоставляет для человека большие возможности, которые при правильном использовании могут пойти ему на пользу. Основной же идеей интернета является открытое распространение информации, а так же установление связей между отдельными личностями. В последние годы огромную популярность набирают социальные сети позволяющие общаться. Безусловно, общение в виртуальном пространстве имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести возможность так называемого бесконтактного общения, другими словами интернет  позволяет взаимодействовать с любым человеком, в какой бы точке земли бы он не находился. Возможность открыть для себя что-нибудь новое при общении с человеком из другой страны, тем самым проникнуть в культуру других стран и народов. Общение в интернете дает человеку возможность реализовать себя, в чем либо, а так же позволяет получить людям с ограниченными возможностями полноценное образование, и найти работу. Современный бизнес очень активно взаимодействует и использует возможности Интернета.

Обратной стороной общения в социальных сетях является возникновение интернет зависимости вследствие неконтролируемого «сидения» в сети, причем подвергается ей не только молодежь, которая большую часть своего времени проводит на страницах социальной сети Facebook или Вконтакте, общаясь со своими сверстниками, но и вполне взрослые люди. Интернет лишает человека потребности активно думать, а так же мыслить логически. А ведь действительно зачем, если практически на любой вопрос можно найти ответ в интернете посредством поисковой системы. Со временем может случиться так, что дети будут спрашивать у поисковой системы «Сколько будет дважды два?», вместо того, чтобы подумать или же самому посчитать.  Подводя итог можно сказать, что интернет в жизни современного человека представляет собой инструмент, помогающий в работе, общении и отдыхе. При помощи интернета можно совершать покупки, общаться с близкими людьми, а так же с теми, кто находится за тысячи километров от вас, быть в курсе самых последних новостей и событий в стране и мире. Но самое важное это четко понимать и разделять виртуальную жизнь и реальную. А так же надо помнить о том, что общение в интернете никогда не заменит живое общение.

4. Перспективы и проблемы информатизации современного общества

4.1 Проблемы, возникающие в ходе процесса информатизации общества

Особое место среди проблем информатизации общества занимает закон экспоненциального роста объема знаний.

Известно, что любая общественная система губит себя в перспективе, переставая производить знания, так как производство и накопление знаний является атрибутом прогрессивного общественного развития. С этой точки зрения, мировое сообщество в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран - по господствующему виду деятельности:

  • страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления по иностранным лицензиям;
  • страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии (сегодня в этой группе стран находится Россия);
  • страны, производящие оригинальные технологии (известно, что лидером мирового технологического прогресса является Япония);
  • страны, производящие знания (признанным лидером мирового интеллектуального прогресса являются США, которые производят 96% электронных баз знаний).

США позволяют себе «сдавать позиции» в любой сфере деятельности, например, допускать на свой рынок товары из Японии и других стран, но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям за счет уровня образования.

Ряд стран, имеющих самые современные информационные технологии, научную информацию и знания получают из США и других интеллектуально развитых стран, так как по разным причинам они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Очевидно, что войти в группу лидеров общественного прогресса эти страны не могут .

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет. Тенденция эта все более усиливается - объем знаний в мире, по прогнозам, в скором времени возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.

Это явление, получившее название «информационный взрыв», вошло в ряд симптомов начала информационного века, включающих, например, быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных знаний; преобладание уровня материальных затрат на хранение, передачу и переработку информации над уровнем аналогичных расходов на энергетику; проблему межъязыкового обмена в мире и другие.Термин «информационный взрыв» представляется не очень удачным, точнее было бы назвать это явление «информационным кризисом», который проявляется как антагонистически противоречивое единство таких явлений как «информационный взрыв» и «информационный голод». Видимо, наиболее соответствует сути явления название «информационный тромбоз», так как при явном изобилии информации невозможно найти информацию, необходимую для жизнедеятельности конкретного человека. Начало этого проблемного явления приходится на середину ХХ века, частично его разрешение (более качественное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей) было осуществлено в 70-е годы столетия за счет изобретения микропроцессора и массового внедрения средств персональной информатики.Принципиальное же решение проблемы «информационного тромбоза» возможно лишь после широкого распространения компьютеров интеллектуального типа с так называемым «дружественным интерфейсом» – только в этом случае можно достичь согласования стремительно растущего объема мировых знаний с потребностями и возможностями людей.

 

 

 5. Информатизация общества в ноосфере

5.1 Краткая характеристика ноосферы

Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью. 

В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей  преобразующей геологической силой;

2) как область активного  проявления научной мысли как  главного фактора перестройки  и изменения биосферы.Ноосферу  можно охарактеризовать как единство  «природы» и «культуры». Сам Вернадский  говорил о ней то, как о реальности  будущего, то, как о действительности  наших дней, что неудивительно, поскольку  он мыслил масштабами геологического  времени. Биосфера не раз переходила  в новое эволюционное состояние  — отмечает В. И. Вернадский. В  ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества». Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1.  ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; 

2.  ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека. 

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

 

5.2 Техносфера и ноосфера

Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР – суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с которым отождествляется ноосфера Вернадского.

Должно быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber – хозяин ноосферы, по Вернадскому. Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено к требованиям современной, порождающей экологический катаклизм, техносферы.

К сфере техники можно отнести не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника включается в самостоятельную сферу жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания». В.И.Вернадский верил, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Ноосфера связана с техносферой, так же как разум связан с техникой, потому что разум есть потенциальная техника, а техника есть актуальный разум.

Информация о работе Информатизация общества