Инновационное обеспечение профессиональной деятельности преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 19:04, доклад

Описание работы

Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систему образования на качественно новый, соответствующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распространение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности.

Файлы: 1 файл

доклад ииновационное обеспечение.docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему «Инновационное обеспечение профессиональной деятельности преподавателя»

 

Протекающий процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий, способных вывести систему образования на качественно новый, соответствующий мировым стандартам уровень. В результате все более широкое распространение получают поиск и опыт создания новых образовательных технологий, направленных на максимальное удовлетворение запросов общественности.

Так, в Законе «Об образовании» Республики Казахстан в качестве приоритетной задачи системы образования отмечается «внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационной, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к меняющимся потребностям общества и рынка труда» [1].

Приоритетные направления, характерные для системы образования в Республике Казахстан на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами. Ключевой фигурой в реализации основных идей образования является педагог, так как от уровня и качества его подготовленности зависит качество подготовленности будущих специалистов.

Анализ новых требований к организации образовательного процесса, позволяет отметить области профессиональной деятельности педагогов, с которыми они ранее не сталкивались:

– в программах учебных дисциплин должны быть четко сформулированы требования к результатам их освоения;

– преподаватели отвечают за формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, что требует новых подходов к организации и качеству образования;

– новые подходы к качеству образования предъявляют новые требования организации образовательного процесса (в частности управление самостоятельной работой студентов, использование активных и интерактивных методов обучения);

В связи с этим ведущим условием обновления образовательного процесса является организация инновационной деятельности преподавателей колледжа. Ее основной функцией, является изменение смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Исходя из этого, особое значение имеет точка зрения М.В. Кларина [2], который отмечает, что инновация ведет за собой изменения в образе деятельности, стиле мышления человека, который с этими новшествами связан. Именно поэтому, инновационная деятельность должна внести изменения в характер обучения и в особенности взаимодействия преподавателя и студента. Педагог в новых условиях должен взять на себя роль тьютора, умело обеспечивающего и сопровождающего процесс обучения студента.

Современного педагога должна отличать готовность к инновационной деятельности, а его «деятельность должна быть направлена на разработку и реализацию новых или усовершенствование образовательных услуг и образовательных технологий, используемых в практической деятельности», − отмечает И.В. Сниховская [3].

Необходимость организации инновационной деятельности педагогов на современном этапе развития образования также во многом определена рядом обстоятельств, которые следует учитывать при создании организационно-педагогических условий.

Во-первых, новая образовательная политика государства, в которой говориться об опережающей функции технического и профессионального образования, которое должно не просто давать и оценивать знания у студентов, а учить их быть компетентными в сфере будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, острая конкуренция на рынке образовательных услуг, заставляющая педагогические коллективы обращаться к инновационной деятельности с целью повысить привлекательность образовательного учреждения для абитуриентов.

Многочисленные современные исследования, подтверждающие актуальность поставленного вопроса, отмечают, что большинство педагогов работают по традиционной для них схеме.

В определенной степени решить обозначенные вопросы можно через организацию инновационной деятельности педагогов.

Организация в этом случае рассматривается как создание реальных условий для достижения запланированных целей.

В научных исследованиях организационно-педагогические условия рассматриваются как совокупность организационных, нормативно-правовых, научно-методических и социально-психологических условий, созданных для обеспечения эффективной подготовки педагогов к инновационной деятельности.

Под организационно-педагогическими условиями понимается  совокупность объективных возможностей, форм, методов и приемов повышения эффективности педагогического процесса и создания материально-пространственной среды.

Исследования, проведенные Л.И. Петровой, показали, что создание многофункциональной методической службы нового типа является одним из важнейших организационно-педагогических условий.

Под организационно-педагогическими условиями понимается комплекс внешних и внутренних обстоятельств, включающий информационно-методические мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели в процессе реализации инновационной деятельности преподавателями колледжа.

Исходя из вышесказанного, в комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность инновационной деятельности преподавателей необходимо включить

– нормативно-правовую базу;

– повышение профессионального мастерства преподавателей;

– материально-технические условия;

– методическое сопровождение инновационной деятельности преподавателей колледжа.

Рассмотрим данные условия более подробно.

Одно из главных условий на данном этапе − это обновление нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовое обеспечение реализации инновационной деятельности преподавателей происходит в трех направлениях:

– разработка документов, регулирующих взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для того чтобы иметь четкие, понятные ориентиры в колледже разрабатываются положения, регламентирующие образовательный процесс;

– разработка документов, отражающих требования к организации и методическому обеспечению инновационной деятельности преподавателей (макеты рабочих программ, методические рекомендации в помощь преподавателям по организации самостоятельной работы студентов, подготовке контрольно-оценочных материалов, по подготовке и защите выпускной квалификационной работы и т.п.). Данные макеты отражают алгоритм работы, позволяют создать и оформить необходимую документацию в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– документы, регулирующие взаимодействие образовательного учреждения и работодателей. Согласно новым образовательным стандартам образовательное учреждение обязано учитывать запросы работодателей в процессе формирования требований к профессиональным компетенциям выпускников.

Обозначенные выше группы документов являются опорными точками, ориентирами, обеспечивающими переход на компетентностное обучение.

Не менее важное условие на данном этапе − повышение профессионального мастерства преподавателей. Современных педагогов должна отличать способность к инновационной профессиональной деятельности, высокий уровень методологической культуры и готовность к постоянному самообразованию. Подготовка кадров в сфере инновационной деятельности в колледжах можно осуществлять за счет работы творческих лабораторий, временных рабочих групп, планирования маршрута инновационной педагогической деятельности, обеспечивающих новый уровень осознания педагогами важности реализуемой деятельности, а также возможность пропаганды успехов и опыта среди коллег. Организация и проведение на базе колледжа конференций различного уровня позволит преподавателям обмениваться опытом; узнавать мнение работодателей по вопросам подготовки будущих специалистов и учитывать его при проведении занятий и практик, написании курсовых и дипломных работ.

В области материально-технического обеспечения образовательного процесса педагогами могут быть задействованы электронные образовательные ресурсы. Технические возможности оборудования, локальная сеть образовательного учреждения с выделенным сервером и

доступ к Интернету позволяют осваивать и внедрять новые образовательные технологии, повышающие эффективность использования цифровых образовательных ресурсов. На сервере образовательного учреждения преподаватели имеют возможность поместить информацию, как по пройденному материалу, так и для самостоятельного изучения; рекомендации к выполнению практических заданий и лабораторных работ.

В настоящее время педагоги активно используют информационные технологии при организации образовательного процесса, владеют навыками поиска информации в Интернете, создают текстовые документы и мультимедийные презентации, размещают свои материалы на различных образовательных сайтах.

Помимо рассмотренных выше организационных условий особое внимание необходимо внимание необходимо уделить методическому сопровождению инновационной деятельности, которое рассматривается как систематическое взаимодействие методической службы колледжа и преподавателя, направленное на оказание помощи педагогу в решении его профессиональных проблем.

Различные направления и формы на каждом из этапов методического сопровождения позволяют создать необходимые условия для реализации педагогами инновационной деятельности.

В ходе практической подготовки педагогов использование активных и интерактивных методов при проведении педагогических советов и разного уровня конференций позволит организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, где каждый имеет право высказать собственную точку зрения или отстоять свою позицию. Именно интерактивное взаимодействие в процессе совместного поиска ответов на волнующие вопросы создает условия для взаимопонимания и дальнейшего взаимодействия.

Особого внимания требует мониторинг качества внедрения государственных стандартов, так как высокое качество предоставляемых образовательных услуг обеспечивает конкурентоспособность колледжа. Показателем качества подготовки выпускников является уровень освоения ими общих и профессиональных компетенций, поэтому среди первоочередных задач необходимо отметить создание фонда оценочных средств и отслеживание динамики в формировании компетенций студентов. Мониторинг позволяет отследить: насколько изменились подходы к определению содержания образовательной программы, направленной на освоение выпускниками конкретных видов профессиональной деятельности и к оценке результатов обучения.

Мониторинг реализации требований ГОСО, контроль качества преподавания, анализ банка контрольно-оценочных средств и методического обеспечения образовательного процесса помогают выявить существующие проблемы. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна быть открытой для обсуждения и может быть использована участниками образовательного процесса с целью совершенствования инновационно-педагогической деятельности.

Итак, организация инновационной деятельности преподавателей подразумевает создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих изменения в особенностях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса для достижения поставленных целей

в процессе реализации государственных стандартов образования.

 

Список литературы

1.  Закон Республики Казахстан «Об образовании». — Астана, 2007.

2.  Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М., 1997.

3. Сниховская И.В. Педагогическая модель управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011

4. Петрова Л.И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений образования автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012

БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 223 с.

4    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 205 с.

 


Информация о работе Инновационное обеспечение профессиональной деятельности преподавателя