Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:07, реферат
В естествознании первой половины нашего века
ведущим направлением была физика. Начиная с 50-х годов,
наряду с физикой, химией и биологией все возрастающее
значение и влияние на развитие науки и всего уклада
нашей жизни начала оказывать кибернетика. Кибернетика
становится важнейшим фактором научно-технической
революции на высших этапах ее развития.
Он безоговорочно связывает мышление с одним, строго
определенным субстратом - человеческим мозгом, и не
приемлет попытки определения мышления без связи со
структурой мыслящей системы. По его мнению это есть
сведение мышления только к информационной стороне, в то
время как мышлением называют возникшую у биологических
существ способность. Таким образом, мышление можно
назвать только то, то осуществляется только мозгом
человека, но это не является приемлемым решение
проблемы.
Разумеется, мышление есть функция
высокоорганизованной материи и определено структурой
системы. Но с гносеологической точки зрения знание
функции выводится из знания структуры, а знание
структуры является выводом из все более полного
изучения способов функционирования.
Если представить себе множество различных систем,
осуществляющих функцию мышления, то именно выявление
инвариантного аспекта этих систем и будет раскрытием
той структуры, которая лежит в процессе мышления.[4]
- 15 -
Конечно может оказаться, что эта структура жестко
связана со строго определенным субстратом, но этот
тезис должен являться результатом научного
исследования, а не исходной предпосылкой.
Вопрос о жесткой связи мышления со строго
определенным субстратом связан с вопросом о роли
субстратных методов вообще. Не подлежит сомнению
ведущая роль в современном естествознании
функционально-структурных методов. Пока наука имела
дело с непосредственно ощущаемыми объектами, она могла
исходить из субстратной точки зрения. Суть ее
заключается в том, что объект обладает набором
характеристик, выражающим его природу, свойства того
материала, из которого он сделан. Зная эти
характеристики можно изучить поведение объекта.
Материал, субстрат первичен; движение, поведение
вторично. Эта точка зрения образует содержание так
называемого мифического субстанционализма.
Уже в 19 веке ограниченность этой концепции была
вскрыта диалектическим материализмом, показавшим, что
"лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть...
Познание различных форм движения и есть познание
тел".[5] Отсюда, разумеется, не следует, что только
движение существует и никакого субстрата нет вообще.
Отсюда следует лишь неправомерность употребления
отношения первичности-вторичности для характеристики
связи движения (поведения) и субстрата в плане их
реального существования.
Отсюда следует также, что в гносеологическом плане
поведение действительно первично по отношению к
субстрату и познание субстрата не содержит ничего
иного, кроме непрерывно расширяющихся способов изучения
объектов.
Диалектика-материалистическая концепция мышления
понимает последнее как свойство особым образом
высокоорганизованной материи. В ней не содержится
никаких ограничений в отношении специфических
характеристик и открывает необозримые перспективы на
- 16 -
пути исследования этих характеристик. Кибернетика
достигает на этом пути некоторых результатов.
5.
В наши дни, идущие под знаком ускорения
научно-технического прогресса, автоматизация
интеллектуальной деятельности становится насущной
проблемой.
Согласно положению советского специалиста по
кибернетике И.А.Полетаева мы вступаем в эпоху
"пересечения кривых". Экстраполируя на обозримое
будущее современные тенденции развития общества можно
придти к парадоксальным результатам. Сейчас число лиц,
занятых в сфере управления и обслуживания растет
быстрее, чем число лиц, непосредственно занятых в
производстве. Причем происходит это так быстро, что
через некоторое время количество людей, занятых в
непроизводственной сфере и, в частности, в науке будет
близко к общей численности населения Земли.
Стремительное увеличение потока перерабатываемой
информации там, где раньше ее почти не было(торговля,
банковское дело), также приведет к значительным
изменениям в методах работы и потребует автоматизации,
а возможно и интеллектуализации.
Под интеллектом будем понимать способность любого
организма (или устройства) достигать некоторой измеримой
степени успеха при поиске одной из многих возможных
целей в обширном многообразии сред. Будем отличать
знания от интеллекта, имея в виду, что знания -
полезная информация, накопленная индивидуумом, а
интеллект - это его способность предсказываль состояние
внешней среды в сочетании с умением преобразовывать
каждое предсказание в подходящую реакцию, ведущую к
заданной цели. По-разному дается и определение
искусственного интеллекта. Полагают, что о реализации
- 17 -
искусственного интеллекта можно будет говорить лишь
тогда, когда автомат начнет решать задачи, непосильные
для человека, причем сделает это не в результате
высокого быстродействия, а в результате применения
нового найденного метода. Однако не все с этим
согласны. В большинстве случаев на нынешнем начальном
этапе исследований по искусственному интеллекту лишь
соизмеримыми с результатами, полученными человеком, и
не столь оригинальными.
6.
Принято различать три основные пути моделирования
интеллекта и мышления :
- классический, или (как его теперь называют)
бионический;
- эвристического программирования;
- эволюционного моделирования. Рассмотрим их в этой
последовательности.
БИОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Непосредственное
моделирование человеческого мозга (т.е. моделирование
каждой нервной клетки и связей между ними) с целью
создания автоматов, обладающих интеллектом, чрезвычайно
сложно. Мозг представляет собой самую сложную и лишь
частично изученную структуру. Сложнейшее переплетение
связей коры головного мозга практически не поддаются
расшифровке. Известно лишь примерное расположение зон
мозга, отвечающих за ту или иную функцию. В настоящее
время не известен и принцип работы мозговых элементов
нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне
хаотический характер. Попытки смоделировать работу
головного мозга соединением между собой множества
процессоров подобно нейронной сети, показали, что
некоторое увеличение скорости и потока обрабатываемой
информации идет лишь до уровня одного - двух десятков
процессоров, а затем начинается резкий спад
- 18 -
производительности. Процессоры как бы "теряются",
перестают контролировать ситуацию или проводят большую
часть времени в ожидании соседа. Некоторых успехов
удалось добиться лишь в приборах, работающих в
"двумерном варианте", т.е. обрабатывающих не
последовательную, а параллельную информацию, например в
системах распознаваниях образов. В них одна плоскость
данных одновременно взаимодействует с другой, причем
количество единиц информации может достигать нескольких
миллионов. Таким образом происходит единовременный охват
изучаемого объекта, а не последовательное изучение его
частей.
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Второй подход к
решению задачи искусственного интеллекта связан с
эвристическим программированием и решает задачи,
которые в общем можно назвать творческими.
Практичность этого метода заключается в радикальном
уменьшении вариантов, необходимых при использовании
метода проб и ошибок. Правда, всегда существует
вероятность упустить наилучшее решение, так что
говорят, что этот метод предлагает решения с некоторой
вероятностью правильности.
Обычно используют два метода : метод анализа целей
и средств и метод планирования. Первый заключается в
выборе и осуществлении таких операций, которые
последовательно уменьшают разницу между исходным и
конечным состоянием задачи. Во втором методе
вырабатывается упрощенная формулировка исходной задачи,
которая также решается методом анализа целей и средств.
Один из полученных вариантов дает решение исходной
задачи.[6]
ЭВОЛЮЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Третий подход является
попыткой смоделировать не то, что есть, а то, что могло
бы быть, если бы эволюционный процесс направлялся в
нужном направлении и оценивался предложенными
критериями.
Идея эволюционного моделирования сводится к
экспериментальной попытке заменить процесс моделирования
- 19 -
человеческого интеллекта моделированием процесса его
эволюции. При моделировании эволюции предполагается, что
разумное поведение предусматривает сочетание способности
предсказывать состояние внешней среды с умением
подобрать реакцию на каждое предсказание, которое
наиболее эффективно ведет к цели.
Этот метод открывает путь к автоматизации
интеллекта и освобождению от рутинной работы. Это
высвобождает время для проблемы выбора целей и
выявления параметров среды, которые заслуживают
исследования. Такой принцип может быть применен для
использования в диагностике, управлении неизвестными
объектами, в игровых ситуациях.
Итак, существуют три пути моделирования интеллекта
: бионический, эвристический и эволюционный. В
зависимости от использованных средств можно выделить
три фазы в исследованиях. Первая фаза - создания
устройств, выполняющих большое число логических
операций с высоким быстродействием.
Вторая фаза включает разработку
проблемно-ориентированных языков для использованного на
оборудовании, созданном в первой фазе. Третья фаза
наиболее выражена в эволюционном моделировании. В ходе
развития этой фазы отпадает необходимость в точной
формулировке постановки задачи, т.е. задачу можно
сформулировать в терминах цели и допустимых затрат, а
метод решения будет найден самостоятельно по этим двум
параметрам.
7.
Работы по искусственному интеллекту во многом тесно
связаны с философской проблемой кибернетического
моделирования. Эти работы часто связывают с построением
точной копии человеческого мозга. Однако такой подход
можно назвать "некибернетическим". Каковы же черты
кибернетического метода мышления, какие вопросы вносит
- 20 -
кибернетика в человеческое познание? В своей "Истории
западной философии" Б.Рассел ставит вопрос о факторах,
позволивших европейцам создать тип культуры, в котором
ведущее место заняла наука. причину этого Рассел
усматривает, как он выражается, в двух великих
интеллектуальных изобретениях : изобретение дедуктивного
метода древними греками (Эвклид) и изобретение
экспериментального метода в эпоху возрождения (Галилей).
Именно эти два интеллектуальных изобретения -
дедуктивный метод (а тем самым математика) и
эксперимент - позволили создать классическую науку. К
этим двум основным интеллектуальным орудиям современное
развитие познания добавляет третье - математическую
модель и математическое моделирование. Соединение
дедуктивных построений математики с данными, добытыми
экспериментальным методом, создает естествознание, в
центре которого стоит понятие научного закона.
Совокупность законов - это основное содержание
естествознания; их установление его основная задача.
Закон претендует на точное ( в рамках данного
уровня познания) описания хода явлений. Закон либо
верен, либо неверен, бессмысленно говорить о хороших и
плохих законах. Модель в этом отношении противоположна
закону. Модель может быть плохой или хорошей, она не
претендует на точное воспроизведение сложной системы, а
ограничивается описанием отдельных аспектов, причем для
одного и того же аспекта могут быть предложены модели,
одновременно имеющие право на существование.
В изучении сложных систем (в т.ч. диффузных -
нельзя выделить отдельные части без повреждения системы)
формулировка относительно простых законов оказывается
невозможной и заменяется построением эскизных моделей.
Образно говоря, здесь мы имеем дело с математическим
описанием, напоминающим современную абстрактную
живопись. Можно сказать, что попытки реалистичного
описания сложных систем иллюзорны такое описание не
воспринималось бы из-за чрезмерной сложности.
Это не означает, что категория закона утрачивает
- 21 -
смысл в науке, но то, что дополнительно к ранее
известным интеллектуальным орудиям - строгой дедукции и
эксперименту рождается третье орудие - математическое
моделирование, в котором по-новому выступает математика
и появляется новый вид эксперимента - машинный
эксперимент, в котором проигрываются различные модели с
последующим сопоставлением с реальным экспериментом.
Путь, который предлагает кибернетика, состоит в
построении эскизных моделей,охватывающих все более и
более широкий диапазон функций мышления. Задачи
раскрыть "в лоб" "сущность мышления" не ставится, а
ставится задача построения эскизных моделей,
позволяющих описать отдельные его стороны,
воспроизведены отдельные его функции и, двигаясь в этом
направлении, строить системы, все более приближающиеся
к человеческому мозгу.
Отсутствия жесткой связи способа функционирования
(поведения) со строго определенным субстратом означает,
что если две системы обнаруживают одинаковое поведение
в достаточно широкой области, то они должны
рассматриваться как системы сходные, аналогичные по
этому способу поведения. Имеет смысл рассмотреть этот