Искусственный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:29, доклад

Описание работы

Как отрасль науки искусственный интеллект сразу же разделился на два основных направления: нейрокибернетику и кибернетику «черного ящика». Основная идея нейрокибернетики, мыслящее устройство должно воспроизводить структуру человеческого мозга. Усилия нейрокибернетики были сосредоточены на создании элементов аналогичным нейронам, и их объединение функциональной системы, их принято называть нейросетями.

Содержание работы

Основные понятия и определения.
Основные направления развития искусственного интеллекта.
Функциональная структура использования систем искусственного интеллекта.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

В общем случаи все  системы основанные на знаниях. Все  системы основанные на знаниях можно  подразделить на системы, решающие задачи анализа и синтеза.

Задачи анализы: интерпретация  данных и диагностика.

Задачи синтеза: проектирование и планирование.

Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.

 

- по связи с реальным  временем:

    1. статистические ЭС – разрабатываются в предметных областях в котором база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени;
    2. динамические ЭС – работает с динамиками объектов и процессов в режиме реального времени с нейтральной интерпретацией, поступаемых данных;
    3. квазидинамические ЭС – интерпретирует ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интерпретированным временем.

 

- при степени интеграции с другими программами:

    1. автономными ЭС;
    2. гибридные ЭС.

 

3

Цель исследований по ЭС состоит а разработке программ, которые при решении задач  трудных для эксперта – человека получают результаты, не уступающие по качеству, получаемых экспертами.

Программные средства, базирующиеся на технологии ЭС или инженерии знаний, получили значительное распространение в мире.

Важность ЭС состоит:

    1. технология ЭС существенно расширяет круг практически значимых задач, решаемых на компьютерах, решение которых приносит значительных экономический эффект;
    2. технология ЭС является важнейшим средством в решении глобальных проблем традиционного программирования;
    3. объединение технологий ЭС с технологией традиционного программирования добавляет новые качества к программным продуктам за счет:

- обеспечения динамичной  модификаций приложений пользователем;

- большей прозрачность  «приложения»;

- лучшей графике;

- интерфейса.

ЭС и системы искусственного интеллекта отличается от систем обработки  данных тем, что в них в основном используется символьный способ представления, символьный вывод и эвристический способ решения.

ЭС применяются для  решения только практических задач.

 

4

 

 

 

 

Это структура статистической ЭС.

Рабочая память (БД) предназначена  для хранения исходных и промежуточных данных, решаемой в текущий момент задачи.

База знаний в ЭС предназначена  для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область, и правил, описывающих целесообразные приобретения данных этой области.

Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из базы знаний, формирует такую последовательность правил, которые будут примененными к исходным данным, приводят к решению задач.

Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями осуществляемой пользователем  – экспертом.

Объяснительный компонент  объясняется как система получила решение задачи и какие знания она при этом использовала, что  облегчает эксперту тестируемые системы и повышает доверие пользователя к получаемому результату.

Диалоговый компонент  ориентирован на организацию дружеского общения с пользователем как  в ходе решения задачи, так и  в процентном приобретении знаний и объяснение результатов работы.

В разработке ЭС участвуют  представителей следующих специальностей:

    1. пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система;
    2. эксперт;
    3. инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли посредника между экспертом и базой знаний, помогает эксперту выявить и структурировать знания необходимые для работы ЭС, выделяет стандартные функции которые будут использоваться в правилах, вводимых экспертом;
    4. программист – разрабатывает систему, содержащую все основные компоненты ЭС.

ЭС работает в двух режимах;

- режим приобретения  знаний;

- режим решения задач.

 

5

Использовать ЭС следует  только тогда, когда разработка ЭС возможна, оправдана и методы инженерии знаний соответствует решаемой задаче.

Чтобы разработка ЭС была возможной для данного приложения необходимо одновременное выполнение следующих требований:

    1. задача не слишком трудна;
    2. задача в полнее понятна, т.е. должны быть выделены основные понятия, отношения и известные способы получения решения задачи;
    3. задача требует только интеллектуальных навыков;
    4. существуют хорошие эксперты в данной области;
    5. эксперты единодушны в оценке предлагаемого решения;
    6. эксперты могут описать свои знания.

Использование ЭС в данном приложении может быть возможно, но не оправдано. Применение ЭС может быть оправдано одним из следующих  факторов:

    1. полученное решение высокорентабельное;
    2. использование ЭС целесообразно в тех случаях, когда при передачи информации эксперту происходит недопустимая потеря времени или информации;
    3. использование человека – эксперта невозможно, либо из-за недостаточного количества экспертов, либо из-за необходимости выполнить экспертизу одновременно в различных местах;
    4. при необходимости решать задачу в окружении враждебном для человека.

Приложение соответствует  ЭС, если решаемая задача обладает совместностью  следующих характеристик;

    1. задача требует оперирование символами, а не манипуляции с числами;
    2. задача требует эвристических решений, а не алгоритмическую природу;
    3. задача должна быть достаточно сложна что бы оправдать затраты на разработку ЭС;
    4. задача должна быть достаточно узкой, что бы решаться методами ЭС и практически значимой.

При разработке ЭС используется концепция «быстрого прототипа». Суть ее: разработчики не пытаются сразу  построить конечный продукт. На начальном  этапе они создают прототип ЭС. Эти прототипы должны удовлетворять  двум противоречивым требованиям:

    1. с одной стороны они должны решать типичные задачи конкретного приложения;
    2. с другой – время и трудоемкость их разработки должны быть весьма незначительны.

 

6

Этапы развития ЭС:

    1. Идентификация – в результате определяется что должна делать ЭС, и что необходимо для ее создания.
    2. Концептуализация – проводится содержательный анализ проблемной области, выявляется используемые понятия и их взаимосвязи. Определяются методы решения задач.
    3. Формализация – необходима для преобразования декларативных и процедурных знаний о предметных знаний, получаемых на этапе концептуализации в форму пригодную для их обработки на компьютере.
    4. Разработка прототипов – положительные результаты тестирования прототипа является основанием для его передачи в экспертную эксплуатацию.
    5. Экспериментальная эксплуатация – с помощью нее решаются реальные задачи, однако на практике результаты их решения не используются.
    6. Разработка продукта – на этом этапе программная реализация ЭС доводится до программного продукта, который может успешно использоваться заказчиком без прямой помощи разработчика.
    7. Промышленная эксплуатация – после доведения ЭС до программного продукта, а не в промышленную эксплуатацию, при этом задачи не только решаются ЭС, но и результаты решения используются на практике. Для этого при передачи системы в промышленную эксплуатацию она тестируется и сертифицируется заказчиком, как инструмент, пригодный для задач, т.е. ЭС и результатам ее работы присваивается соответствующий юридический статус.

ЭС управляются рядовые пользователи, прошедшие обучение у квалифицируемых пользователей.

 

 

Тема: Методы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну.

    1. Защиты информации. Признаки компьютерных преступлений.
    2. Компьютерные вирусы и их классификация.
    3. Средства защиты от вирусов.
    4. Разработка политики  информационной безопасности.
    5. Технические, организационные и программные средства обеспечения сохранности и защиты от несанкционированного доступа.

 

1

Защита информации –  это деятельность по предотвращению утраты и утечки защищаемой информации.

Информационной безопасностью  называют меры по защите информации от неавторизованного доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе. Информационная безопасность дает гарантию того, что достигаются следующие цели:

    1. конфиденциальность критической информации;
    2. целостность информации и связанных с ней процессов (создание, ввод, обработка);
    3. доступность информации, когда она нужна;
    4. учет всех процессов связанных с информацией.

Признаки компьютерных преступлений:

    1. неавторизованное использование компьютерного времени;
    2. неавторизованные попытки доступа к файлам данных;
    3. кражи частей компьютера;
    4. кража программ;
    5. физическое разрушение оборудования;
    6. уничтожение данных или программ;
    7. неавторизованное владение дисками или распечатками.

Под критическими данными  понимаются данные, которые требуют  защиты из-за вероятности нанесения  ущерба и его величины в том  случаи если произойдет случайное или  умышленное раскрытие, изменение или разрушение данных.

Любая система безопасности в принципе может быть вскрыта. Эффективной  считают ту защиту, стоимость взлома которой соизмерима с ценностью  добываемой при этом информации.

 

2

Компьютерный вирус  – специально написанная небольшая по размерам программа, имеющая специфический алгоритм, направленный на тиражирование копии программы или ее модификацию и выполнение действий развлекательного, пугающего или разрушительного.

Классификация компьютерных вирусов:

    1. по среде обитания:
    • сетевые;
    • файловые;
    • загрузочные;
    • файловозагрузочные.
    1. по способу заражения:
    • резидентные – загружаются в память компьютера и постоянно там находятся до выключения компьютера;
    • не резидентные.
    1. по степени воздействия:
    • не опасные;
    • опасные;
    • очень опасные:
    1. по особенностям алгоритмов:
    • паразитические;
    • невидимки – или стелс вирусы, перехватывает обращение к зараженным файлам и областям, и выдают их в не зараженном виде;
    • мутанты – или

Информация о работе Искусственный интеллект