Использование информационных технологий в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:03, реферат

Описание работы

Основными целями и задачами развития относительно информационного пополнения являются:
• формирование медицинских информационных ресурсов;
• обеспечение полноты, точности и достоверности информации;
• применение методов защиты информации в едином информационном пространстве;
• совместимость информационных систем на базе современных информационных технологий, международных стандартов, форм представления информационных ресурсов;

Содержание работы

Введение
1. Понятие информационной технологии
1.1 Определение информационной технологии
2. Этапы развития информационной технологии
3. Виды информационной технологии
3.1 Информационные технологии обработки данных
3.2 Информационные технологии управления
3.3 Информационные технологии поддержки принятия решения
3.4 Информационные технологии экспертных систем
4.Использование информационных технологий в здравоохранении
5. Перспективы развития информационных технологий

Файлы: 1 файл

информатика.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

Хранение данных . Многие данные на уровне операционной деятельности

необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо

на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В информационной технологии

обработки данных необходимо создавать документы для руководства и

работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы

могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой

операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

3.2 Информационная технология управления

Характеристика и назначение:

Целью информационной технологии управления является удовлетворение

информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы,

имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне

управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной

системы управления и используется при худшей структурированности

решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью

информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходят для

удовлетворения сходных информационных потреб-ностей работникои различных

функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой.

Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и

вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или

специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация

должна быть представлена в агрегированном виде, так, чтобы

просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений

и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки

данных:

• оценка планируемою состояния объекта управления;

• оценка отклонений от планируемого состояния;

• выявление причин отклонений;

• анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления направлена на создание

различных видов отчетов. Регулярные отчеты создаются в соответствии с

установленным графиком, определяющим время их создания, например

месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в

компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды

отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных

отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы,

отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных

итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных

источников или классифицированные по различным признакам и

используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительною

(чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается

особенно эффективным при реализации так называемого управления но

отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным

содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения

состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных

стандартов (например, от ее запланированного состояния). При

использовании на фирме принципов управления по отклонениям к

создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

• отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло

• сведения в отчете должны быть отсортированы по значению

критического для данного отклонения показателя;

• все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог

уловить существующую между ними связь;

• в отчете необходимо показать, количественное отклонение от

нормы.

Основные компоненты

Входная информация поступает из систем операционного уровня.

Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в

удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи

соответствующего программного обеспечения преобразуется в

периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам,

участвующим в принятии решений в организации. База данных,

используемая для получения указанной информации, должна состоять из

двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе  оценки операций, проводимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и  других нормативных документов,

определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения

фирмы).

3.3 Информационная технология поддержки  принятия решений

Система управления интерфейсом.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят

от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс

определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий

диалог на экране дисплея; знания пользователя.

Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит в

отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных

карандашей, пишущих на экране; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых

голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является

создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму

(документ), пользователь заполняет  его необходимыми данными и  вводит в

компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ

и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

Язык сообщений — это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы,

графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и

т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является

выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время

наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим,

командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях,

предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи,

особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои

достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка

сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или

сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных

данных— машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге

цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной

графики, значительно повышающее наглядность и интерпретируемость выходных

данных, становится все более популярным в информационной технологии

поддержки принятия решений.

Знания пользователя —это то, что пользователь должен знать, работая с

системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у

пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые

компьютером.

Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений

определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов.

Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

* манипулировать различными формами  диалога, изменяя их в процессе

принятия решения по выбору пользователя;

• передавать данные системе различными способами;

• получать данные от различных устройств системы в различном формате;

• гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания

пользователя.

3.4 Информационная технология экспертных  систем

Характеристика и назначение

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в

области разработки экспертных систем. Экспертные системы дают возможность

менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым

проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая

компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем

связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда

проблема возникла. Главная идея использования технологии экспертных систем

заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в

память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет

необходимость. Все это делает возможным использовать технологию

экспертных систем в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах

и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они

обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три

существенных различия:

Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки

принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его

возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем,

наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его

возможности.

Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных

систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто

эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.

Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной

технологии — знаний.

Основные компоненты

Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной

системе, являются : интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор,

модуль создания системы

Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для

ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной

информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс

обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений,

присваиваемых определенным переменным.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в

качестве выходной информации не только решение, но и необходимые

объяснения.

Различают два вида объяснений:

• объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может

потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;

• объяснения полученного решения проблемы. После получения решения

пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено.

Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению

задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой,

пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не

вызывает трудностей при ведении диалога.

База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также

логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний

принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной

конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может

выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие

выполняется.

Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил,

которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько

тысяч правил.

Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенном

порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология

работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению

совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в

правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю

предоставляется вариант решения его проблемы.

Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки:

база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета

необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При

этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические,

расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок

ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного

отражения текущих изменений в базе данных.

Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии ) правил.

Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля

создания системы: использование алгоритмических языков программирования и

использование оболочек экспертных систем.

Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог,

хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду,

которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем

создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование

оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении

с программирование.

 

4.Использование информационных  технологий в здравоохранении.

 

На сегодняшний день, практически во всех медицинских учреждениях ведение учёта и анализа исследований должным образом не автоматизировано. Вся документация заполняется и хранится в бумажном виде, что часто приводит к её необратимой потере. Анализ исследований и диагностика зачастую ведётся человеком без привлечения средств вычислительной техники, что влечёт за собой большие погрешности и неточности в результатах. 
 
Основной целью внедрения средств вычислительной техники и информационных ресурсов в здравоохранении является создание условий для повышения качества медицинского обслуживания населения. 
 
“Для применения информационных технологий в здравоохранении необходимо создать правовые, экономические, технологические и профессионально-образовательные условия для того, чтобы каждый пользователь мог воспользоваться необходимыми данными в любом учреждении. Требуется разработать и внедрить аппаратно-программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие формирование и доступ к информационным ресурсам, выполнение непосредственного хранения, обработки, преобразования, передачи информации и знаний. Организационные основы так же являются неотъемлемой частью эффективного внедрения информационных технологий в здравоохранении.” 
 
Основными целями и задачами развития относительно информационного пополнения являются:  

Информация о работе Использование информационных технологий в здравоохранении