Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 18:13, курсовая работа
Умение решать задачи по автоматизации технологических процессов подразумевает умение:
вести научно – исследовательскую и проектно – конструкторскую работу в области исследования и разработки сложных систем;
способность ставить и проводить имитационные эксперименты с моделями процессов функционирования систем на современных ЭВМ для оценки вероятностно – временных характеристик систем;
принятие экономически и технически обоснованных инженерных решений;
Постановка задачи 3
Введение 4
1 Разработка математической модели системы 5
1.1 Построение концептуальной модели системы 5
1.2 Формализация концептуальной модели системы 6
2 Разработка структурной схемы имитационной модели и описание ее функционирования 7
2.1 Разработка моделирующего алгоритма 7
2.2 Описание программной реализации имитационной модели 11
3 Эксперимент с имитационной моделью 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет информационных технологий
Кафедра программного обеспечения вычислительной техники
и автоматизированных систем
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Имитационное моделирование”
на тему «Исследование системы методом имитационного моделирования»
ОГУ 231000.62.5413.05 ПЗ
Руководитель
___________________Паничев В.В.
« ___ » ________________ 2013 г.
Исполнитель
студент гр. 11ПИнж(б)РПИС
___________________Нуркаева Д.С.
« ___ » ________________ 2013 г.
Оренбург 2013
Содержание
Постановка задачи 3
Введение 4
1 Разработка математической модели системы 5
1.1 Построение концептуальной модели системы 5
1.2 Формализация концептуальной модели системы 6
2 Разработка структурной схемы имитационной модели и описание ее функционирования 7
2.1 Разработка моделирующего алгоритма 7
2.2 Описание программной
реализации имитационной
3 Эксперимент с имитационной моделью 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
Постановка задачи
Вариант: 16
Тема: «Моделирование работы нефтеналивного порта».
Описание задания.
В нефтеналивном порту 4 причала для заправки танкеров, которые приходят в среднем через 18 часов, а время загрузки в среднем составляет 2 суток. В очереди могут стоять не более 2 танкеров. Приход танкеров происходит по простейшему закону распределения вероятностей, загрузка танкеров осуществляется по равномерному закону с отклонением от среднего 2 часа.
Задание по моделированию:
- смоделировать прохождение через порт танкеров в течении 1 месяца;
- найти пропускную способность порта;
- определить загруженность одного причала;
- определить
среднее число занятых
В век компьютерных технологий и всё более глубокого внедрения автоматизированных систем управления на предприятиях особенно востребованным является умение решать задачи, таких как та, которая была дана на расчетно-графическое задание.
Умение решать задачи по автоматизации технологических процессов подразумевает умение:
Система GPSS (General Purpose System Simulator) предназначена для написания имитационных моделей систем с дискретными событиями. Наиболее удобно в системе GPSS описываются модели систем массового обслуживания, для которых характерны относительно простые правила функционирования составляющих их элементов.
В системе GPSS моделируемая система представляется с помощью набора абстрактных элементов, называемых объектами. Каждый объект принадлежит к одному из типов объектов.
Объект каждого типа характеризуется определенным способом поведения и набором атрибутов, определяемых типом объекта. Например, если рассмотреть работу порта, выполняющего погрузку и разгрузку прибывающих судов, и работу кассира в кинотеатре, выдающего билеты посетителям, то можно заметить большое сходство в их функционировании. В обоих случаях имеются объекты, постоянно присутствующие в системе (порт и кассир), которые обрабатывают поступающие в систему объекты (корабли и посетители кинотеатра). В теории массового обслуживания эти объекты называются приборами и заявками. Когда обработка поступившего объекта заканчивается, он покидает систему. Если в момент поступления заявки прибор обслуживания занят, то заявка становится в очередь, где и ждет до тех пор, пока прибор не освободится. Очередь также можно представлять себе как объект, функционирование которого состоит в хранении других объектов. Каждый объект может характеризоваться рядом атрибутов, отражающих его свойства. Например, прибор обслуживания имеет некоторую производительность, выражаемую числом заявок, обрабатываемых им в единицу времени. Сама заявка может иметь атрибуты, учитывающие время ее пребывания в системе, время ожидания в очереди и т.д. Характерным атрибутом очереди является ее текущая длина, наблюдая за которой в ходе работы системы (или ее имитационной модели), можно определить ее среднюю длину за время работы (или моделирования). В языке GPSS определены классы объектов, с помощью которых можно задавать приборы обслуживания, потоки заявок, очереди и т.д., а также задавать для них конкретные значения атрибутов.
Несколько часов, недель или лет работы исследуемой системы могут быть промоделированы на ЭВМ за несколько минут.
1.1 Описание моделируемой системы
Процесс заправки танкеров относят к классу систем массового обслуживания. Моделируемая система описывает работу нефтеналивного порта, на который поступают танкеры. При занятых причалах танкеры встают в очередь, которая вмещает в себя 2 танкера. Если очередь заполнена, то танкер не заправляется.
Прежде чем начать моделирование системы необходимо определиться с тем, какие элементы входят в ее состав, т. е. разбить ее на блоки. Согласно условию имеется:
Рисунок 1 - Концептуальная модель процесса заправки танкеров
1.2 Формализация концептуальной модели
Формализация предоставляет собой построение формализованной схемы процесса функционирования системы и его математической модели.
Возможные состояния этой фазы будут представлять собой:
S0 – канал свободен, очередь пуста;
S1 – канал занят, очередь пуста;
S2 – два канала заняты, два канала свободны, очередь пуста;
S3 – три канала заняты, один канал свободен, очередь пуста;
S4 – все канала заняты, очередь пуста;
S5 – все каналы заняты, в очереди 1 танкер;
S6 – все каналы заняты, в очереди 2 танкера;
Граф состояний изображен на рисунке 2:
Рисунок 2 - Граф состояний системы
Систему стоит рассматривать как многоканальную СМО с ограниченной очередью.
Финальные вероятности состояний:
Обобщенная схема детерминированного алгоритма представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема моделирующего алгоритма
Рисунок 4 - Блок поступления заявки в систему
Рисунок 5 - Обработка заявки в канале
Система массового обслуживания (СМО) нефтеналивного порта была реализована в среде моделирования GPSS World. Время в часах.
Код программы:
AKV STORAGE 2
GENERATE 720
TERMINATE 1
GENERATE (Exponential(1,0,18)) ;ВРЕМЯ В ЧАСАХ
GATE SNF AKV,Fakil
ENTER AKV
LEAVE AKV
TRANSFER ALL,CHAN1,CHAN4,4
CHAN1 SEIZE 1
ADVANCE 48,2
RELEASE 1
TRANSFER ,OUT
CHAN2 SEIZE 2
ADVANCE 48,2
RELEASE 2
TRANSFER ,OUT
CHAN3 SEIZE 3
ADVANCE 48,2
RELEASE 3
TRANSFER ,OUT
CHAN4 SEIZE 4
ADVANCE 48,2
RELEASE 4
OUT TERMINATE 0
Fakil LINK Otkaz,FIFO
AKV STORAGE 2 - определяет возможное количество, стоящих в очереди танкеров
GENERATE 720 - внешний цикл, имитирует прохождение через порт танкеров в течении месяца (720 часов)
TERMINATE 1 - удаление танкера. Счетчик завершения уменьшается на единицу для обозначения того, что прошла еще одна модельная минута.
GENERATE(Exponential(1,0,18)) - блок имитирует поступление танкеров на обслуживание, имеющее экспоненциальное распределение.
GATE SNF AKV,Fakil - проверяет не занят ли накопитель, если не занят принимает заявку (танкер на обслуживание), если занят - отказ в обслуживании
ENTER AKV - занимает очередь
LEAVE AKV - освобождает очередь
TRANSFER ALL,CHAN1,CHAN4,4 - танкер последовательно пытается войти в доступный причал
CHAN1 SEIZE 1 - первый причал, войдя в него танкер ждет и пытается занять очередь
ADVANCE 48,2 - происходит загрузка танкера, которая осуществляется по равномерному закону, в течении некоторого времени
RELEASE 1 - освобождение танкером первого причала
TRANSFER ,OUT - безусловная передача к OUT
CHAN2 SEIZE 2 - второй причал, войдя в него танкер ждет и пытается занять очередь
ADVANCE 48,2 - происходит загрузка танкера, которая осуществляется по равномерному закону, в течении некоторого времени
RELEASE 2 - освобождение танкером второго причала
TRANSFER ,OUT - безусловная передача к OUT
CHAN3 SEIZE 3 - третий причал, войдя в него танкер ждет и пытается занять очередь
ADVANCE 48,2 - происходит загрузка танкера, которая осуществляется по равномерному закону, в течении некоторого времени
RELEASE 3 - освобождение танкером третьего причала
TRANSFER ,OUT - безусловная передача к OUT
CHAN4 SEIZE 4 - четвертый причал, войдя в него танкер ждет и пытается занять очередь
ADVANCE 48,2 - происходит загрузка танкера, которая осуществляется по равномерному закону, в течении некоторого времени
RELEASE 4 - освобождение танкером четвертого причала
TRANSFER ,OUT - безусловная передача к OUT
OUT TERMINATE 0 - удаление танкера, без уменьшения счетчика завершения.
Fakil LINK Otkaz,FIFO - размещение танкера
3.1 Отчет работы программы:
GPSS World Simulation Report - KS_1.10.1
Friday, December 27, 2013 15:41:59
START TIME END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES
0.000 720.000 24 4 1
NAME VALUE
AKV 10000.000
CHAN1
CHAN2 12.000
CHAN3 16.000
CHAN4 20.000
FAKIL 24.000
OTKAZ UNSPECIFIED
OUT 23.000
LABEL LOC BLOCK TYPE ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY
1 GENERATE 1 0 0
2 TERMINATE 1 0 0
3 GENERATE 35 0 0
4 GATE 35 0 0
5 ENTER 35 0 0
Информация о работе Исследование системы методом имитационного моделирования