Источники информационного права и его место в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить на:
- международно-правовые нормативные акты;
- Конституцию РФ;
- нормативно-правовые акты в составе информационного права;
- нормативные акты других отраслей права.

Содержание работы

1. Понятие и система источников информационного права……………….........3
2.Виды источников информационного права…………...…………………….….5
2.1 Международно-правовые нормативные акты………………………….…………5
2.2 Конституция РФ………………...……………………………………………......... 6
2.3Нормативно-правовые акты в составе информационного прав и нормативные акты других отраслей права……………….………………...……………………..….7
3.Место информационного права в системе российского права……………...10
Список использованных источников и литературы…………………….…...…12

Файлы: 1 файл

контр. инф 1.docx

— 41.82 Кб (Скачать файл)

Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли. Базовые отрасли стоят над всей системой отраслей и характеризуются главными режимами, своим предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное, уголовное, а так же процессуальные отрасли.

Так как информационное право – это комплексная отрасль российского права, (понятие комплексных отраслей права было введено в научный оборот В.К. Райхером.) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, преобразования, хранения, распространения и потребления информации, то есть практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией или деятельностью в информационной сфере. Оно так же тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и, прежде всего с конституционным, гражданским, административным и теорией государства и права. Комплексными отраслями являются жилищное право, экологическое право и информационное право как объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений.

Комплексный характер информационного права проявляется в том, что многие его нормы выступают одновременно нормами других отраслей права. Так, например, закрепленная в Конституции норма о праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст. 29) является нормой информационного права, так как направлена на регулирование отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. В то же время она является нормой конституционного права, так как характеризует одно из важных конституционных прав личности. Другой пример. Пункт 4 ст. 4 «Закона о государственной тайне» содержит норму, согласно которой органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а так же сведений, засекречиваемых ими. Эта норма относится к информационному праву в силу того, что регулирует правоотношения по поводу информации  с особым правовым режимом (государственной тайны). Одновременно это и норма административного права, поскольку она характеризует полномочия органов государственного и муниципального управления в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности17.

Также взаимосвязь прослеживается, в частности, на следующих примерах.

Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объектам гражданских прав. Гражданское законодательство также регулирует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ).

Административное право взаимодействует с информационным правом прежде всего посредством наличия в том и другом отношений субординации. Например, запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне»).

Взаимодействие информационного права с профилирующими и специальными отраслями права не стирает границ, которые объективно пролегают между сферой общественной жизни и деятельности, связанной с информацией, и другими сферами общественных отношений, урегулированных нормами иной отраслевой принадлежности.

От конституционного права информационное право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий реализации права на информацию, а не отношения по установлению пределов и характера государственного регулирования в основных сферах общественного развития и взаимоотношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и закреплены лишь основные устои информационных отношений, определенные через права и свободы человека и гражданина.

Отграничение гражданского права от информационного права состоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем. Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому отличается специфическим режимом юридического регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отношений и товарно-денежном характере этих отношений.

От административного права, являющегося отраслью, призванной регулировать управленческие отношения и обладающей устойчивым предметом регулирования, информационное регулирование отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти и подчинения, но они касаются управления лишь частью спектра информационных отношений, за пределами которых соподчиненность прекращается. Элемент субординации, присутствующей в информационном праве, носит строго ограниченный законом характер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.

Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод: информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Список использованных источников

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ(ред. от 31.12.2014)"// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

3."Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)(ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)// "Российская газета", N 248, 17.11.1992.

4. Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ(ред. от 05.05.2014)"Об обязательном экземпляре документов"// "Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ(ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)"О связи"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ(ред. от 24.11.2014)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.

7. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ(ред. от 12.03.2014)"О коммерческой тайне"// "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.

8.Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 24.11.2014) "О средствах массовой информации"// "Российская газета", N 32, 08.02.1992.

9. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 08.03.2015)"О рекламе"// "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

10. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ(ред. от 28.06.2014)"Об электронной подписи"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) "// "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, N 15, ст. 2036.

11. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ(ред. от 21.07.2014)"О персональных данных"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

12. Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1(ред. от 21.12.2013)"О государственной тайне"// "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

Список использованной литературы

1. Городов О.А.Информационное право: учеб.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.-200с.

2. Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И.Информационное право.ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 33-35 с.

3. Савельев Д.А. Информационное право и электронное государство. Вводный курс Учебное пособие. – СПб НИУ ИТМО, 2012. – 16 с.

1 Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И.Информационное право.ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 33-35 с.

2 Савельев Д.А. Информационное право и электронное государство. Вводный курс Учебное пособие. – СПб НИУ ИТМО, 2012. – 16 с.

 

3 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

4 См. там же.

5 См. там же.

6 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"(утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)

(ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в  силу с 01.01.2015)// "Российская газета", N 248, 17.11.1992.

7 Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ(ред. от 05.05.2014)"Об обязательном экземпляре документов"//"Собрание законодательства РФ", 02.01.1995, N 1, ст. 1.

8 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ(ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)"О связи"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.

9 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ(ред. от 24.11.2014)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.

10 Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ(ред. от 12.03.2014)"О коммерческой тайне"// "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, ст. 3283.

11 Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1(ред. от 21.12.2013)"О государственной тайне"//"Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

12 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ(ред. от 21.07.2014)"О персональных данных"// "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

13 Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 24.11.2014) "О средствах массовой информации"//"Российская газета", N 32, 08.02.1992.

14 Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ(ред. от 08.03.2015)"О рекламе"//"Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

15 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ(ред. от 28.06.2014)"Об электронной подписи"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) "// "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, N 15, ст. 2036.

16 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ(ред. от 31.12.2014)"// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

 

 

17 Городов О.А.Информационное право: учеб.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013.

 

 


Информация о работе Источники информационного права и его место в системе российского права