Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:24, реферат
История информатики – достаточно интересная, хотя и мало изученная область. В школьной (впрочем, и в вузовской) информатике она мало раскрывается и обычно дело сводится к рассмотрению истории развития вычислительных средств и ЭВМ. В данной статье (побудительным мотивом которой стала работа [1]) автор попытается частично ликвидировать этот пробел.
Этап автоформализации знаний. Этот этап тесно связан с развитием когнитологии, персональных компьютеров и вычислений, делающих возможным формальное описание (а, следовательно, актуализацию, передачу, хранение, сжатие) исследователями накопленного знания, опыта, профессиональных умений и навыков. Развиваются когнитивные методы и средства, позволяющие строить решения проблем “по ходу решения, на лету”, особенно эффективно в тех случаях, когда исследователю неизвестен путь решения. Развиваются методы виртуализации и визуализации. Этот этап очень важен для информатики, ибо он стал позволять решать межпредметные задачи, как правило, плохо структурируемые и формализуемые, а также позволил использовать типовые инструментальные системы. Используется когнитивная графика – графика, порождающая новые решения, а также “виртуальный мир” – искусственное трехмерное пространство (одну из осей координат можно условно считать “пространственной”, другую - “временной”, третью - “информационной”) и визуальные среды (например, Visual-среды).
Рассмотрим, наконец, наиболее развитый период безбумажной информатики.
Этап развитой безбумажной информатики и глобальных систем связи (Интернет), этап информационного общества. Переход к безбумажной информатике, электронным информационным технологиям и использованию сетей Интернет, информационному производству товаров и услуг характерен для всех стран вступивших в стадию построения информационного общества. Основные атрибуты общества безбумажной информатики (мы специально не используем здесь термин «информационное общество», так как такое общество полностью ещё нигде не построено, а критерии могут изменяться):
безбумажные (электронные) документооборот и делопроизводство, их государственная поддержка и целенаправленное развитие;
информационная (компьютерная, сетевая) грамотность населения и её государственная поддержка и развитие;
превращение информации в товар (со всеми атрибутами товара);
развитая (интеллектуальная) и доступная система баз данных и знаний, доступа к сетям и информации Интернет;
информатизация и
актуализация вещественно-
В мировой глобальной информационной
системе сетей Интернет каждый месяц
число новых пользователей
Рост числа работников в информационной
сфере вызван, в первую очередь, пространственно-временным
увеличением и усложнением
Д.С.Робертсон (США) выдвинул формулу “цивилизация - это информация”. Опираясь на количественные меры математической теории информации, он ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации на 5 следующих уровней:
0 - информационная емкость мозга отдельного человека - примерно 107 бит;
1 - устное общение внутри общины,
деревни или племени,
2 - письменная культура; мерой информированности
общества служит
3 - книжная культура: имеются сотни
библиотек, выпускаются
4 - информационное общество с
электронной обработкой
Информатика завершает этап спонтанного, возможно, несколько хаотичного развития и накопила достаточный опыт и знания для её систематизации, осмысления, структурирования, теоретизации, превращения в фундаментальную науку.
Информатика, рассматриваемая с
точки зрения хранения и преобразования
информации, как правило, сводится,
в основном, к компьютерам (служащим
определенным человеческим целям). Это
ресурсный или технократический
подход к информатике. Если же информатика
рассматривается с
Можно, видимо, говорить о завершении этапа информатики, понимаемой как основы информатики и вычислительной техники и наступлении этапа научной, системно-междисциплинарной информатики. Отсутствие развитой и развивающей понятийной системы, понятийного аппарата в образовательной информатике, искусственное “притягивание” неадекватного целям, задачам, значению информатики понятийного аппарата из других наук (кибернетика, микропроцессорная техника, управление и др.) сводит его к тривиальному изучению программирования, ЭВМ и пользовательского интерфейса (мы ничуть не умаляем их практического значения).
Использование более полных, точных
и адекватных методов и методологии
позволяет фундаментальной
придерживаться более точных и строгих (формализованных) правил исследования информационных процессов и систем, что позволяет выявить общее, инвариантное в этих процессах и системах, прогнозировать и повышать надежность принимаемых решений;
формулировать более точные и строгие
(формализованные) законы эволюции информационных
процессов и систем, что позволяет
изучать и актуализировать
переосмысливать и перестраивать ранее сформулированные правила и законы и определять (расширять) границы применимости знаний и строить технологии применения этих знаний.
Информатика - наука, изучающая информационные
аспекты системных процессов
и системные аспекты
Информатика - это наука об инвариантах
(т.е. неизменных сущностях) информационных
процессов, о их выявлении, описании,
изучении, применении, пространственно-временной
организации и самоорганизации.
Такое определение естественно
назвать синергетическим
Информатика тесно связана и с философией. Философия дает общие методы содержательного анализа, а информатика даёт общие методы формального анализа предметных областей (особенно, теоретическая, математическая информатика).
Можно дать философское определение информатики: информатика - это наука, изучающая общие свойства и процессы отражения материи, порядок в материи, ее структурированность и отражение в сознании человека, общества.
Дадим математическое определение информатики (определение математической информатики): информатика - наука, изучающая вопросы построения и исследования математических методов и моделей, алгоритмов, формальных систем для описания и актуализации различных информационных систем и процессов, различных классов операционных пространств. Эта – наука, математически (формальным языком) описывающая и исследующая их инварианты, абстрагируясь при этом от материальной основы информационных процессов.
Фундаментальность информатике придаёт не только широкое и глубокое использование математики, формальных методов и средств, а общность и фундаментальность её результатов, их универсальная методологическая направленность в производстве знаний. В этом смысле математическая информатика аналогична математической физике, математической биологии, математической экономике и др.
Предмет информатики точно (“математически”) невозможно определить, в силу его сложности, многосторонности, динамической изменчивости. Тем не менее, можно отметить следующие три основные ветви информатики (в классическом понимании), определяемые её познавательной и прагматической функциями, её внутренней и внешней сущностями (заметим, что деление информатики как науки и человеческой деятельности на те или иные части зависит от целей, задач, ресурсов).
Теоретическая, математическая информатика (brainware) изучает теоретические проблемы информатики (большей частью связанные с формальными системами, моделями, алгоритмами и теорией программирования, кодирования и организации систем).
Практическая, прикладная информатика (software) изучает практические, конкретные проблемы информатики (большей частью связанные с программированием и использованием моделей, программными и компьютерными технологиями и системами).
Техническая, инженерно-физическая информатика (hardware) изучает инженерно-физические, технические проблемы информатики (большей частью связанные с разработкой и использованием технических средств обработки информации, ЭВМ и систем ЭВМ, сетей).
Информатика базируется на следующих основных и важных понятиях:
информация и сообщение, в частности, получение, переработка, сжатие, актуализация информации сообщениями различного типа;
алгоритм и алгоритмизация, в частности, программа и программный комплекс, проектирование программ и программирование;
система и структура, отношение и связь, порядок, выбор, в частности, информационные система и структура, отношения в них;
модель и моделирование, в частности,
описание и исследование систем с
помощью моделей и
исполнитель и его операционная среда, в частности, ЭВМ и система ЭВМ;
языки и грамматики, в частности, алгоритмические языки, языки программирования, языки общения с различными системами и средами;
проектирование систем и технология, в частности, информационная, компьютерная технология.
Предметная область науки “
Эти информационные процессы могут происходить в живых существах (организмах), автоматах (технических устройствах), обществе, в индивидуальном и общественном сознании.
Информация о работе История информатики как науки о знаниях и технологиях