Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:37, реферат
Информация - явление намного более старое, чем сам человек. Сама природа в ходе эволюции передавала закодированную информацию в растениях и живых организмах. А как богат информацией язык животного мира. Люди ищут и находят новые средства передачи и хранения информации с самых первых своих шагов. Это ярко иллюстрируют и наскальные рисунки, и иероглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и папирусы древних египтян, камешки абака и диски для пересылки секретных сообщений у греков, о чем пишут историки.
Введение. Роль информатики и вычислительной техники в жизни общества, социальная значимость…………………………………………………………………………………………3
Основные понятия и определения информатики и вычислительной техники…………5
Развернутый экскурс в историю создания и развития средств вычислительной техники и информатики в мировом масштабе, в Советском Союзе и России…………..7
Роль компьютера в жизни человека……………………………………………………………………12
4.1.1. Компьютеры в учреждениях………………………………………………………………………12
4.1.2. Компьютер - помощник конструктора……………………………………………………..…13
4.1.3. ЭВМ в магазинах самообслуживания………………………………………………………….13
4.1.4. Банковские операции с использованием вычислительной техники……………..14
4.1.5. Компьютеры в сельском хозяйстве…………………………………………………………….14
4.1.6. Компьютер в медицине…………………………………………………………………...………..14
4.1.7. Компьютер и инвалиды................................................................................15
4.1.8. Компьютер в сфере образования..................................................................16
4.1.9. Компьютеры на страже закона.....................................................................16
4.1.10. Компьютеры в искусстве............................................................................17
4.1.11. Компьютеры дома......................................................................................18
4.2. Компьютеры как средство общения людей......................................................19
Основные этапы развития вычислительной техники..............................................22
Список литературы................................................................................................25
«История ИВТ»
ОмГТУ 2011г.
Содержание:
4.1.1. Компьютеры в учреждениях…………………………………………………
4.1.2. Компьютер - помощник конструктора………………………………………………
4.1.3. ЭВМ в магазинах самообслуживания……………………………………
4.1.4. Банковские операции с использованием вычислительной техники……………..14
4.1.5. Компьютеры в сельском хозяйстве………………………………………………………
4.1.6. Компьютер в медицине…………………………………………………………
4.1.7. Компьютер и инвалиды......................
4.1.8. Компьютер в сфере образования...................
4.1.9. Компьютеры на страже закона........................
4.1.10. Компьютеры в искусстве.....................
4.1.11. Компьютеры дома..........................
4.2. Компьютеры как
средство общения людей........
Информация - явление намного более старое, чем сам человек. Сама природа в ходе эволюции передавала закодированную информацию в растениях и живых организмах. А как богат информацией язык животного мира. Люди ищут и находят новые средства передачи и хранения информации с самых первых своих шагов. Это ярко иллюстрируют и наскальные рисунки, и иероглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и папирусы древних египтян, камешки абака и диски для пересылки секретных сообщений у греков, о чем пишут историки.
Однако никогда ранее человечество не накапливало информацию и знания столь быстрыми темпами. Удвоение объема знаний и увеличение потока информации в десятки раз ожидаются уже в ближайшем будущем. Все это застало людей врасплох. Как справиться с этим бурлящим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как выделить из огромного множества фактов и характеристик единственно верные, дающие ключ к решению проблемы? Как помочь человеку эффективно воспринять и усвоить, обработать и передать все это информационное богатство? Не окажется ли Земля под информационной толщей столь же недвижна и мертва, как некогда под ледниковым панцирем? Что несет человеку "великая эра информатики "? К счастью, создавая проблему, люди, как правило, находят ее решение. Вплоть до средины XX века "информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) означала сведения. Академик А. Н. Колмогоров рассматривает ее уже как основу новых перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории управления и пр.). Проблема информации считается одной из наиболее актуальных и фундаментальных в условиях НТР. В частности она характеризуется передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах. В последние три десятилетия получил огромное распространение и термин "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает термину следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно, но не исключительно для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам". Поскольку распространяющаяся информация охватывает сотни миллионов, миллиарды людей, она становится все более заметной материальной силой, влияющей не только на технический вопрос, но и на экономику, на социальную сферу, на характер современного мышления. "Информационная революция представляет собой важное звено "в сложной сети общественных явлений" сегодня.
Первые электронно-вычислительные машины появились в годы второй мировой войны. Однако не вызывает сомнений, что они были бы созданы и без ее "участия". Исследования в этой области вели обе воюющие стороны. В 1943 году компания International Business Machines создала по заказу военно-морского флота США первый компьютер. “Mark-1” сконструировали ученые Гарвардского университета. Это "чудовище" имело размеры 2 м в высоту и 15 м в длину. Создали свой компьютер и англичане, поставив перед ним задачу обеспечивать дешифровку германских военных донесений и радиограмм. Назначение этих первых электронно-вычислительных машин было довольно узким.
Первый в полном смысле слова современный компьютер "Eniac" мог выполнять уже гораздо более широкий круг задач, быстро переключаться с одной задачи на другую, воспринимать новые программы без остановки машины и т.д. По сегодняшним меркам эта машина считалась бы примитивной: масса ее 30 т, тысячи ламп, потребляющих огромное количество энергии.
Однако, несмотря на то, что электронные лампы довольно быстро сменились транзисторами, в рабочем отношении первые компьютеры оказались "долгожителями". Так, например, созданный в Австралии в 1949 г. компьютер "CSIR Mark-1" выполнял самые разнообразные задачи для научного сообщества (от радиофизики до метеорологии) на протяжении долгих пятнадцати лет, вплоть до 1964 г. включительно.
Создание электронно-вычислительных машин, безусловно, выдающееся событие в истории развития производительных сил человечества. Рост объема знаний, объема информации и числа людей, занятых в сфере умственной деятельности, усложнение производственных, экономических, научных задач, стоящих перед обществом, требовали создания надежного помощника человеческого мозга. Таким помощником и стала электронно-вычислительная машина. Она способна собирать и хранить информацию, обрабатывать и анализировать ее, проводя определенные логические операции. Конечно же, возможности первых ЭВМ были ограниченными. Во всяком случае, появление компьютеров наряду с разнообразной информационной теорией создало мощную индустриальную основу для возникновения общества, в котором информация как предмет труда играет все более заметную роль.
Значение информатики в современном мире неоспоримо огромно. Качество и эффективность такого рода работ все в большей степени начинают определять и уровень экономики. По подсчетам академика А. А. Харкевича, суммарный информационный поток возрастает в среднем пропорционально квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, увеличение вдвое производительных сил страны потребует кратного увеличения потока информации. Все более явно просматривается возрастающая зависимость национального развития от состояния информационных ресурсов.
В послевоенную эпоху первыми, кто сумел с немалой для себя пользой воспользоваться плодами "информационной революции", были японцы. Не случайно многие специалисты пришли к выводу, что появление феномена "японского чуда", стремительного роста экономики Страны восходящего солнца, было бы невозможно без кропотливой и умелой работы с информацией. Особенно это касается информации по новейшим технологиям, тщательный сбор которой, стал осуществляться в 50-е годы.
Чтобы знать о новейших научно-технических тенденциях, как признают сами американцы, сегодня "нужно иметь информацию едва ли не по всем важнейшим исследованиям, которые ведутся за рубежом". Информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в отсталое государство.
В основе "информационной революции", переживаемой нами, лежит активный рост микропроцессорной техники и сопутствующих ее технологий. Также активно развивается информационная индустрия, производящая самую разнообразную технику, от копировальных машин до телексов, от электронно-вычислительных машин до спутников связи.
Важным моментом в новой технологии является ее разнообразие, ее безграничный характер. "Информационная экономика - это не только теория. Нет ни одной отрасли в производстве или сфере услуг, где бы ни был заметен поворот к такого рода экономике", - пишет американский экономист П. Хауке. Примерно с середины 70-ых годов глашатаи научно-технического прогресса в странах Запада (М. Порет, Е. Масуда, А. Тоффлер и многие другие) в громко заговорили о некоем "информационном обществе", как о чем-то вполне ощутимом, вполне реальном. Требованием этого общества, его лозунгом стало "Как можно больше информации и как можно быстрее! " Нарастающий темп жизни, интенсификация процесса производства в результате автоматизации, быстрое накопление знаний - все это, по словам А. Тоффлера, повышает экономическую значимость упущенных мгновений времени, "Пульс информации должен биться гораздо быстрее, чем когда-либо", - восклицает этот известный футуролог в своей книге "Столкновение с будущим".
Реальными в "новом информационном мире" оказались преимущественно два момента. Во-первых, ранее буквально диковинное наполнение общества информационной техникой, которая проникает повсюду: в правительственные учреждения и деловые конторы, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-исследовательские институты, в школы и университеты, в банки и магазины, в аэропорты и полицейские участки. Во-вторых, многократно возросло число ее служителей и учеников. Как указывают источники, уже с 1975 г. основным занятием большей части работающих по найму американских граждан является обработка информации или работа с ней.
В горловине мировой истории сошлись как бы три могучих потока: потоки технологии, информации и людей, являющихся создателями или служителями того и другого. В некоторой степени можно говорить о создании новой, наиболее могущественной в информационном отношении из всех ранее существовавших цивилизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исчезать ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают ранее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, характер их труда. Происходят огромные перемены в формах и организации управления, в отношениях людей.
Большинство ученых сегодня отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множеству в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:
Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.
Информатика – наука об информации или
– это наука о структуре и свойствах информации,
– способах сбора, обработки и передачи информации или
– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.
Информация - от латинского information - сведения, разъяснения, изложение.
В быту под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
В теории информации под информацией понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. По определению К.Шеннона, информация - это снятая неопределенность.
Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся ( в уменьшении незнания).
Свойства информации:
1)полнота,
2)достоверность,
3)ценность,
4)актуальность,
5)ясность.
Информация всегда связана с материальным носителем. Носителем информации может быть:
Машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, и т.д.
Сигнал - способ передачи информации. Это физический процесс, имеющий информационное значение. Он может быть непрерывным или дискретным.
Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений в конечном числе моментов времени.
Аналоговый сигнал - сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.
Сигналы, несущие текстовую, символическую информацию, дискретны.
Аналоговые сигналы используют в телефонной связи, радиовещании, телевидении.
Говорить об информации вообще, а не применительно к какому- то ее конкретному виду беспредметно. Классифицировать ее можно: