Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:36, реферат
С самого своего появления перед человеком стоит извечный вопрос о том как передать накопленный опыт будущим поколениям, как сохранить все те знания и навыки, что достались ему с большим трудом? Так, вероятно, появилась наскальная живопись, затем глиняные таблички и папирус, затем заработал печатный станок. В наше время эту функцию стала выполнять магнитная запись. Но, не смотря на этот факт, поставленный выше вопрос, актуален и по сей день, ибо и в наш век, век скоростей и мгновенного доступа человек все еще не в состоянии сохранить что-либо на долгое время. Но даже если и может это сделать хоть сколько, то прилагает для этого неимоверные усилия.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЗАПИСИ
Введение
С самого своего появления перед человеком
стоит извечный вопрос о том как передать
накопленный опыт будущим поколениям,
как сохранить все те знания и навыки,
что достались ему с большим трудом?
Так, вероятно, появилась наскальная живопись,
затем глиняные таблички и папирус, затем
заработал печатный станок. В наше время
эту функцию стала выполнять магнитная
запись. Но, не смотря на этот факт, поставленный
выше вопрос, актуален и по сей день, ибо
и в наш век, век скоростей и мгновенного
доступа человек все еще не в состоянии
сохранить что-либо на долгое время. Но
даже если и может это сделать хоть сколько,
то прилагает для этого неимоверные усилия.
Поэтому известная поговорка «ничто не
вечно под луной» действительна и сегодня.
Единственное, что мы в состоянии сделать
на данный момент – это постараться максимально
увеличить срок жизни накопителя данных,
будь то папка с документами, красочная
акварель, написанная неизвестным художником
или видеокассета с записями давно минувших
лет.
Эволюция цифровой
записи
Известно, что для
должного хранения какого-либо носителя
нужны специальные условия как
то: стабильные климатические условия,
постоянная температура, отсутствие ультрафиолетового
или какого-либо другого излучения
и т.д. Например, видеокассета, которая
в лучшем случае имеет максимальный срок
хранения 25 лет, обязательно должна храниться
в футляре в вертикальном положении. Более
того, если она не используется длительное
время, то ее необходимо периодически
перематывать туда обратно во избежание
слипания пленки. Кроме этого, магнитная
запись очень чувствительна к разного
рода воздействиям, таким как магнит, ультрафиолетовое
излучение или высокая температура. Еще
из недостатков видеопленки можно назвать
такие как: возможность зажевывания видеомагнитофоном;
пленка слишком тонкая и ее легко порвать
или смять; перезаписываемость аналоговой
информации представленной на видеопленке
не бесконечная, например, после двухразовой
перезаписи VHS кассеты, качество падает
в 4-ре раза; как бы мы не хранили видеопленку,
она обязательно размагничивается; со
временем в магнитном слое появляются
выпадения, отчего на видеозаписи появляется
шум и полосы; пленка и считывающая видеоголовка
- это трущиеся элементы, а где трение,
там высокая температура и «вытирание»
магнитного слоя, что отрицательно влияет
на сам носитель и соответственно на данные...
Этот ряд можно продолжать бесконечно,
после чего естественно возникнет закономерное
недоумение - а не лучше ли было бы продолжать
заниматься наскальной живописью? К счастью,
оказалось, что не лучше. С появлением
лазерных дисков и оптической записи эта
проблема решилась сама собой.
Компакт-диск был задуман как носитель
звуковой информации, однако его предшественником
с большим основанием все же следует считать
лазерный видеодиск системы Laser Vision, а
вовсе не виниловую грампластинку. Именно
в процессе развития дисковой видеозаписи
была отработана технология лазерной
записи информации на оптический носитель,
технология изготовления самого диска
и способы конструирования сервосистем
таких проигрывателей.
Первые работы по оптической записи информации
на дисковый носитель начались в 1961 году
в стенах Стэнфордского университета
в США. Запись информации осуществлялась
фотографическими методами в виде светлых
точек и черточек на темном фоне. Воспроизведение
такой записи производилось путем просвечивания
видеодиска лучом ртутной лампы.
В дальнейшем развитие видеодисков пошло
по четырем основным направлениям.
Первым был разработан механический способ
видеозаписи в 1970 году. Способ, разработанный
западногерманской фирмой TELEFUNKEN и английской
фирмой DECKA, состоял в том, что видеосигнал
записывался на хлорвиниловый диск диаметром
21 см и толщиной 1,2 мм в виде мелких зубчиков
на стенках V-образной канавки. Воспроизведение
такой записи осуществлялось, как и в обычной
грамзаписи, с помощью алмазной иглы. Запись
механических дисков-оригиналов производилась
так же, как и запись оригиналов для аналоговых
грампластинок - путем вырезания канавки
на диске с лаковым покрытием. Тиражирование
таких видеодисков производилось так
же и на том же оборудовании, что и долгоиграющие
грампластинки.
Второй способ видеозаписи - емкостной
- предложен в 1972 году американской фирмой
RCA. Запись информации при этом способе
аналогична записи механического видеодиска
- с помощью резца, соединенного с пьезоэлементом.
Осуществлялась она на алюминиевый диск,
покрытый медью. Затем по первому оригиналу
делали матрицу, а по ней из хлорвинила
формировали видеодиски. Готовые видеодиски
покрывались сначала тонкой металлической
пленкой, а потом диэлектрическим защитным
слоем. Воспроизведение такой записи заключалось
в изменении электрической емкости между
электродом, расположенным на кончике
воспроизводящей иглы, и металлической
пленкой видеодиска.
Третий метод - оптический - разработан
к 1972 году фирмой PHILIPS. Здесь записанный
сигнал представлял собой ряд углублений
на отражающей поверхности диска, покрытого
алюминием. Диск изготовлялся из прозрачной
пластмассы и считывание производилось
сквозь всю его толщину (около 1 мм). Считывающий
луч либо отражался от алюминиевого слоя,
либо рассеивался на углублениях, модулируя
таким образом отраженный пучок, который
и использовался для формирования воспроизведенного
сигнала. Аналогичная система в 1972 году
была предложена фирмой МСА. А в 1973 году
французская фирма THOMSON разработала видеодиск,
воспроизведение которого осуществлялось
не в отраженном, а в проходящем свете.
Здесь луч лазера, проходя сквозь диск
и расположенную внутри него дорожку,
освещал четырехплощадочный фотоприемник,
регистрирующий информационный сигнал
и сигнал автотрекинга.
Четвертый способ записи видеосигнала
на диск - магнитный - разработан западногерманской
фирмой BOGEN в 1973 году. Здесь для записи
и воспроизведения использовался тот
же принцип, что и в магнитной записи на
ленту, только вместо ленты роль носителя
выполнял магнитный диск с рабочим слоем
на основе двуокиси хрома толщиной 12 мкм.
Все способы видеозаписи были доведены
до промышленного производства и в течении
более или менее продолжительного периода
времени занимали свое место на рынке
видеоносителей.
Первые цифровые звуковые диски, которые
начали появляться с начала 1973 года, были
очень похожи на предшествовавшие им видеодиски.
Здесь было три направления в способах
записи информации - механический, емкостный
и оптический. Механический вариант предложила
фирма TELEFUNKEN, емкостной - фирма NIPPON BIKUTA,
а оптический - несколько фирм: PHILIPS, SONY,
HITACHI, MITSUBISHI, SANYO и др.
Среди оптических проигрывателей самым
похожим на нынешний проигрыватель компакт-дисков
был образец фирмы PHILIPS. Диаметр диска
составлял 12 см (у всех других - 30 см), время
звучания - один час, использовался уже
разработанный к тому времени канальный
код EFM (8-14) (Eight to Fourteen Modulation) и способ воспроизведения
с постоянной линейной скоростью.
В июне 1979 года между фирмами PHILIPS и SONY
был заключен договор о проведении совместных
работ по созданию системы оптической
записи звука.
В октябре 1980 года по инициативе конференции
по цифровой звукозаписи была организована
выставка, где демонстрировались проигрыватели
всех трех систем.
В апреле 1981 года представители 50 заинтересованных
фирм на очередной конференции провели
анализ положения на рынке сбыта каждой
из предлагаемых систем звукозаписи.
На следующей выставке - в октябре 1981 года
- оптические проигрыватели демонстрировали
уже 16 фирм, и лишь две - емкостные.
Наиболее совершенной из всех оказалась
система с оптическим диском, разработанная
совместными усилиями SONY и PHILIPS. Небольшие
размеры диска и использование полупроводникового
лазера позволяли в будущем создавать
малогабаритные аппараты невысокой стоимости.
Кроме того, лазерный проигрыватель - единственный
из всех, где считывание производится
бесконтактным методом. Значит и диск,
и считывающий узел при этом не изнашиваются,
следовательно, и пластинка будет очень
долговечной. В результате к маю 1982 года
фирмами SONY и PHILIPS был подготовлен проект
международного стандарта на систему
оптической звукозаписи "Компакт-диск".
В это же время были завершены работы по
созданию необходимых полупроводниковых
лазеров и специализированных БИС цифровой
обработки сигнала, которые являются основными
элементами проигрывателей компакт-дисков.
К сентябрю того же года контракты на производство
проигрывателей CD и самих компакт-дисков
подписали уже 44 фирмы. В октябре 1982 года
стандарт на систему "Компакт-диск"
был принят на конференции подкомитета
60А МЭК (Международной Электротехнической
Комиссии) и компакт-диск начал свою экспансию
по рынкам планеты.
Работы по созданию системы цифровой лазерной
звукозаписи проводились и в нашей стране.
В 1975 году в структуре ВНИИРПА им. А. С.
Попова с этой целью была сформирована
научно-исследовательская лаборатория
под руководством Э. И. Вологдина.
Лазер был закреплен неподвижно, а диск
располагался на подвижной каретке. Луч
лазера направлялся к поверхности диска
через сложную систему оптических элементов
- линз, призм и зеркал. Ошибка слежения
за дорожкой отрабатывалась путем перемещения
каретки с диском. Такое техническое решение
спустя 15 лет было заново "изобретено"
и широко разрекламировано в своих новейших
моделях проигрывателей фирмой SONY как
"Fixed pick Up" механизм.
Из-за того, что лабораторные образцы всегда
делаются на дискретных элементах (специализированные
микросхемы появляются только после того,
как полностью закончены исследования
и отработана схемотехника), они получаются
довольно громоздкими. "ЛУЧ-001" состоял
из двух блоков. Верхний блок (тот, где
диск и лазер) содержал считывающий узел
и все контролирующие его работу сервосистемы.
Нижний блок - это декодер вместе с системами
синхронизации. Он тоже выполнен на обычных
серийных микросхемах.
В 1995 году за разработку следующего поколения
компакт-дисков взялись десять лидеров
компьютерной индустрии, среди которых:
«Sony», «Panasonic», «Philips» и др. Результатом
их совместных усилий стало появление
диска DVD. Вначале эта аббревиатура расшифровывалась
как Digital Video Disc (цифровой видеодиск), но
прошло около года, когда разработчики
осознали, что область применения их детища
не ограничивается только лишь сферой
видео и киноиндустрии, и привычная аббревиатура
стала расшифровываться как Digital Versatile
Disc (цифровой многофункциональный диск).
Основным отличием его от CD при всех остальных
сходствах является больший по сравнению
с CD объем данных (в 7,2 раза), которые можно
вместить на диск. В DVD – это 4,7 гигабайта
против 650 мегабайт в CD. Но это еще не все.
DVD диски научились делать несколько видов:
однослойные, двухслойные, однослойные
двухсторонние и двухслойные двусторонние.
Таким образом, доведя максимальный объем
одного DVD диска до 17 гигабайт.
Летом 2000 года компания SONY анонсировала
выход новых форматов DDCD и MDLP. Формат MD
Long Play (MDLP) является усовершенствованным
форматом MD (Mini Disc - "мини-диск"). MDLP-формат
позволяет записывать информации вдвое
или даже вчетверо больше, чем на обычный
"мини-диск". в результате продолжительность
записи становится равной примерно 5 часам
20 минутам.
Формат Double Density CD (DDCD) является новым форматом
компакт-дисков повышенной плотности.
Разработан совместно компаниями SONY и
PHILIPS. По сравнению с обычным компакт-диском
DDCD позволяет хранить вдвое больше информации.
Широкому распространению DDCD способствует
тот факт, что для перехода на новую технологию
практически не требуется создания новых
производственных мощностей. Потому как
значительного увеличения емкости удалось
достичь "косметическими" средствами,
путем незначительных модификаций обычного
CD-формата.
Новый дисковый формат подразумевает
узкую дорожку и меньшую длину пита по
сравнению с CD-форматом для записи одинакового
количества информации. За счет этого
уменьшается площадь, занимаемая информацией.
В результате компакт диск стандартных
геометрических размеров позволяет хранить
в два раза больше информации.
К достоинствам формата DDCD можно отнести
усовершенствованный алгоритм коррекции
ошибок (CIRC7) и расширенный формат адресного
пространства (ATIP).
Компания SONY пошла навстречу крупнейшим
производителям аудио- видеопродукции
и включила в спецификацию DDCD специальный
механизм защиты от несанкционированного
копирования, что касается остального,
то формат DDCD во всем является наследником
своего предшественника. DDCD представлен
в трех видах: диски только для чтения
(DDCD-ROM), однократно записываемые (DD-R) и
перезаписываемые (DD-RW) диски.
Компания TDK предложила свой формат компакт-диска
высокой плотности Multilevel Recording. Технология,
разработанная для TDK фирмой CALIMETRICS, позволяет
увеличить объем хранимой на компакт-диске
информации в три раза. Это составляет
более 2 Гб. Основа технологии Multilevel Recording
заключается в многоуровневом принципе
записи. Как известно, на обычном компакт
диске данные кодируются питами. Длина
пита характеризует количество единиц
двоичного кода, длина интервала между
питами - количество нулей двоичного кода.
Разработчики CALIMETRICS предложили использовать
для записи данных не только длину питов,
но и их глубину. Отраженный луч считывающего
лазера в зависимости от глубины пита
создает свой особый сигнал. Распознает
эти сигналы специальный чипсет, встроенный
в проигрыватель компакт-дисков. В результате
использования глубины удается записать
больше информации на единицу площади.
Это позволяет значительно увеличить
скорость считывания/записи данных. И
действительно, скорость записи на ML-диски
составляет 36х, а считывания до 90х и более.
Так же, как и в случае с DDCD переход на диски
ML не требует создания дополнительной
производственной инфраструктуры (вполне
достаточно вставить небольшую схему
в обычный CD-проигрыватель, чтобы он смог
поддерживать ML-диски). Это означает относительную
дешевизну и доступность технологии Multilevel
Recording.
Настоящим прорывом в технологии записи
информации следует считать разработку
американской фирмой C3D трехмерного флуоресцентного
дискового носителя. При этом запись осуществляется
не только по площади диска (двухмерная
запись), но и по его глубине на нескольких
слоях. Ограничивающим фактором обычной
двумерной записи является то, что её невозможно
реализовать при наличии более чем двух
информационных слоев. Начинают сказываться
интерференция, рассеяние, шумы, перекрестные
помехи, которые возникают из-за того,
что падающий и отраженный пучки имеют
одну и ту же длину волны и являются когерентными.
При увеличении числа слоев полезный сигнал
уже невозможно будет отделить от шумов.
Трехмерный диск фирмы C3D использует принципиально
иную технологию записи информации, основанную
на свойствах излучения флуоресцентных
материалов и допускает наличие очень
большого числа слоев. FM-диск является
абсолютно прозрачным и не имеет отражающего
слоя. В основе работы флуоресцентных
дисков лежит явление фотохроматизма,
которое заключается в изменении физических
свойств (в частности появление флуоресцентного
свечения) некоторых химических веществ
под воздействием лазера. Сам FM-диск представляет
собой слоеный пирог, каждый слой которого
является прозрачным и имеет спиральные
канавки, заполненные флуоресцентным
материалом. При возбуждении такого материала
лазерным лучом он начинает излучать как
когерентный, так и некогерентный свет.
Информация записывается только некогерентным
светом. При считывании возбужденный фотохром
излучает свет, сдвигая спектр падающего
не него излучения в сторону красного
цвета на определенную величину (в пределах
30...50 нм), что позволяет легко различить
сигнал лазера и свет, излучаемый материалом
диска. в результате удается избежать
ухудшения характеристик сигнала из-за
явлений, связанных с когерентностью,
и его качество при увеличении числа слоев
снижается незначительно. Разработчики
утверждают, что даже при количестве слоев
более сотни не будет происходить сильного
искажения сигнала. При считывании лазер
фокусируется на определенном слое и возбуждает
его флуоресцентные элементы, после чего
это свечение улавливается фотодетектором.
Согласно теоретическим выкладкам, при
использовании синего лазера (длина волны
480 нм) становится возможным увеличение
плотности записи информации до нескольких
Гбайт на один FM-диск. Важная особенность
формата FMD заключается в возможности
параллельного считывания сразу с нескольких
слоев многослойного диска. При этом, если
записывать последовательность бит не
вдоль дорожки, а в глубь по слоям, то можно
значительно повысить скорость выборки
данных. Именно за эту особенность FM-диски
и прозвали трехмерными. Что касается
технологии производства FMD, то здесь очень
много сходства с производством обычных
компакт-дисков. Из прозрачного поликарбоната
отдельно изготовляются информационные
слои, которые затем связываются между
собой. Единственное что очень важно при
производстве FM-диска, так это получение
точной формы пита, так как в дальнейшем
он заполняется флуоресцентным веществом.
Для этих целей используется никелевая
матрица (штамп).
Уже сейчас ведутся активные разработки
записываемых FM-дисков. Специалисты С3D
предлагают два варианта принципа записи
своих дисков: термический и химический.
Термический принцип основан на использовании
материала, изначально обладающего флуоресцентным
свойством. В процессе записи участки,
попадающие под термическое воздействие
лазера, теряют это свойство. Химический
принцип основан на использовании материала
не обладающего флуоресцентным свойством.
Воздействие записывающего лазера приводит
к фотохимической реакции, в результате
которой определенные участки наделяются
флуоресцентным свойством. Для возбуждения
такой реакции достаточно маломощного
лазера или обычного светодиода. А лучше
светодиодной матрицы: её использование
позволяет осуществлять одновременную
запись целого массива информации, что
ускоряет сам процесс.
Абсолютно реальной становится возможность
создания FM-дисков, часть слоев которых
предназначена для чтения, а часть слоев
- для записи. В рамках технологии FMD возможно
создание и перезаписываемых дисков. Для
этого предусматривается использование
материала, способного переходить из стабильного
состояния в состояние подверженное флуоресценции
и наоборот.
Заключение
Внедрение
нового носителя, предназначенного для
массового применения - вопрос не столько технический,
сколько стратегический. Чтобы материал,
записанный на таком носителе, был совместим
с любым воспроизводящим аппаратом, независимо
от того, где и кем он произведен, вся система
должна быть стандартизована. А чтобы
появился международный стандарт, его
должны поддержать крупнейшие транснациональные
компании. На данный момент полным ходом
идет широкомасштабное внедрение DVD.
Несмотря на бурный прогресс в совершенствовании
дисковых носителей записи, будущее всё
же не за ними. Лавры победителя достанутся
совсем другому носителю, который пока
ещё остается в глубокой тени, но бурно
прогрессирует. Это твердотельный объемный
носитель. Сейчас к этой категории носителей
можно отнести устройства постоянной
и оперативной памяти (ПЗУ и ОЗУ), хотя
и не только их. Емкость подобных устройств
уже достигла таких размеров, когда вполне
реально записать часовую музыкальную
программу с качеством DVD в блок постоянной
памяти, имеющий очень небольшие габариты.
Правда, пока это дорого. Стоимость такого
носителя будет равняться стоимости нескольких
десятков или даже сотен компакт-дисков.
Но такие накопители уже широко используются
в служебных целях - там, где их стоимость
решающей роли не играет. Например, в качестве
"черного ящика" для записи информации
на борту самолета.
Достоинства твердотельных накопителей
очевидны. Записывающие и воспроизводящие
устройства для них не нуждаются ни в какой
механике. Не нужно, чтобы что-то вращалось,
перемещалось, за чем-то следило. Они также
не боятся ни тряски, ни ударов, ни вибраций.
И размеры их, в принципе, могут быть сколь
угодно малыми.
Магнитная запись информации
Рефераты / Коммуникации, связь и радиоэлектроника / Магнитная запись информации
Введение
Первые указания на возможность регистрации электрических сигналов на магнитном носителе относятся к 1887 г.(П. Жанэ) – 1888 г. (О. Смит). Однако, первый действующий аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука был создан датским инженером Вольдемаром Поульсеном.
Аппарат был назван телеграфоном и был запатентован в 1898 году. В качестве носителя в аппарате была
использована стальная проволока диаметром 0.5 – 1.0 мм, намотанная на немагнитный цилиндр, диаметр которого 120 мм и длина 380 мм.
В процессе записи валик вращался и пишущая головка скользила по виткам проволоки, намагничивая её. Стальная проволока обладала низкой коэрцитивной силой, высокой остаточной индукцией и большим диаметром, что позволило осуществить магнитную запись без усиления сигналов. В качестве источника сигналов использовался угольный микрофон, а при воспроизведении головка соединялась с телефоном.
Скорость движения носителя была около 2 м/с. Основным недостатком стального носителя была большая масса на единицу времени записи (в 1908 г. на запись докладов конференции в Копенгагене в течение 14 часов было затрачено около 100 кг проволоки).
В 1925 г. И. Крейчману (СССР) и в 1928 г. Ф. Пфлеймеру (Германия) были выданы патенты на носитель в виде гибкой немагнитной ленты, на которую нанесен рабочий слой из ферромагнитного порошка.
С 1932 г. ленту начали делать из ацетилцелулезы, а рабочий слой – из карбонильного железа.
В 1934 г. немецкая фирма «IG Farben» выпустила первую промышленную партию магнитной ленты. В это же время были созданы достаточно эффективные усилители для записи и воспроизведения сигналов и кольцевые магнитные головки.
Аппарат для записи сигналов на порошковые ленты получил название магнитофон.
Профессиональная аппаратура магнитной записи начала использоваться в радиовещании с 40-х годов.
50-е
годы прошлого столетия –
С 1962 г. для хранения информации в ЭВМ начинают использовать магнитные диски. В 1963 г фирма «Philips» разработала и выпустила компакт-кассету, появляются кассетные магнитофоны. В 1967 г. выпущен первый в СССР кассетный магнитофон «Десна».
В 1965 г.
в технической лаборатории
В 1984 г. появился новый носитель – магнитный диск для перпендикулярной магнитной записи, который обеспечивает высокую (теоретически – до 20000 бит/мм) плотность записи.
Во второй половине 80-х г.г. появляются бытовые видеомагнитофоны (первый отечественный видеомагнитофон бытового назначения – «Электроника ВМ-12»). В 1987 г. принят стандарт на систему цифровой записи R-DAT (Digital Audio Tape) и началась продажа цифровых магнитофонов.
В это же время благодаря совместным усилиям фирм PHILIPS и SONY разработан стандарт оптической записи сигналов на компакт-диск (CD) и начат выпуск соответствующей аппаратуры. Система «компакт-диск» ( а позднее и система DVD) начала вытеснять системы магнитной записи.
Однако,
и сегодня на студиях радио- и
телевизионного вещания хранится огромное
количество фонограмм и видеофильмов,
эксплуатируется большое
На студиях и в быту используются видеокамеры. В вычислительных устройствах широко применяется хранение информации на жестких магнитных дисках. Поэтому в наши дни магнитная запись информации не теряет свое значение. Этому способствуют следующие свойства магнитной записи:
- магнитная
запись позволяет немедленно
воспроизвести записанный
- обеспечивает высокое качество записи;
- допускает
практически бесконечно
- простота эксплуатации аппаратуры;
- возможность монтажа фонограмм;
- возможность тиражирования;
- возможность длительного хранения;
- самая низкая стоимость производства записи.
К недостаткам магнитной записи можно отнести:
- наличие
искажений за счет копирэффекта
- относительно
небольшой срок службы
- возможность
ухудшения качества и, даже, полного
уничтожения записи при
1. Основы магнитной записи
Магнитная
запись электрических сигналов основана
на способности некоторых
Процесс записи осуществляется следующим образом. Намагничивающее поле создаётся электромагнитом, по обмотке которого протекает ток, изменяющийся во времени по закону записываемого сигнала. Этот электромагнит является пишущим элементом, его называют записывающей головкой.
Конструкция
головки такова, что её магнитное
поле имеет минимальную
В магнитном поле головки равномерно движется носитель – магнитная лента, диск или проволока. В каждый момент времени на участок носителя, находящийся в магнитном поле головки, действует магнитное поле, напряженность которого пропорциональна мгновенному значению тока в обмотке головки.
После выхода этого участка носителя из магнитного поля головки, участок сохраняет намагниченность, пропорциональную величине мгновенного значения тока. Так образуется магнитная сигналограмма.
При воспроизведении магнитная сигналограмма равномерно протягивается мимо электромагнита, который называют воспроизводящей головкой. Каждый участок намагниченного носителя создаёт в сердечнике воспроизводящей головки магнитный поток.
При движении носителя магнитный поток изменяется и его изменения создают в обмотке э.д.с., которая воспроизводит закон изменения записанного на носитель сигнала.
Рассмотрим теперь более детально процессы, происходящие при магнитной записи и воспроизведении информации. Прежде всего напомним некоторые понятия и уравнения физики, относящиеся к разделу «Магнитное поле».
2. Основные сведения о магнитных явлениях
Магнитное поле возникает при движении электрических зарядов. В микроскопическом смысле оно существует как результат движения электронов и других заряженных частиц.
Макроскопическое
магнитное поле создаётся токами
в проводниках или
Магнитное поле в вакууме описывают векторами магнитной индукции и напряженности магнитного поля , которые связаны между собой соотношением:
, (1)
где - вектор магнитной индукции в Вб/м2 (Тл),
- вектор напряженности магнитного поля в А/м,
5 src="images/referats/6952/
Для описания магнитных полей в магнитных материалах вводят ещё вектор намагниченности , который измеряют в А/м. Тогда:
(2)
Намагниченность можно представить как:
, (3)
где - остаточная намагниченность,
- магнитная восприимчивость.
С учетом (1.3) выражение (1.2) можно переписать так:
, (4)
где - относительная магнитная проницаемость среды.
Произведение называют абсолютной магнитной проницаемостью среды. В общем случае магнитная восприимчивость и, следовательно, и не являются постоянными величинами, а зависят от напряженности магнитного поля , т.е. зависимость и от - нелинейная. Графики зависимости называют кривыми намагничивания материала. Примерный вид кривых намагничивания показан на рис. 1.
Размагниченный материал намагничивается по кривой 1, которую называют кривой начального намагничивания. При увеличении напряженности намагничивающего поля намагниченность приближается к значению -намагниченности насыщения.
Если теперь уменьшать напряженность магнитного поля , то намагниченность материала будет изменяться по кривой 2. При значении напряженности поля намагниченность материала будет отличаться от 0. Это значение намагниченности материала называют остаточной намагниченностью и обозначают .
Чтобы
уменьшить намагниченность
При дальнейшем изменении напряженности поля в сторону её уменьшения намагниченность материала стремтся к значению - . Теперь начать увеличивать напряженность магнитного поля , то изменение намагниченности будет следовать кривой 3.
Кривая намагничивания образует петлю, которую называют предельной петлей гистерезиса материала. Если материал не намагничивать до насыщения, то кривые намагничивания образуют петли, располагающиеся внутри предельной петли гистерезиса.
Имея зависимость нетрудно построить график зависимости , используя для этого выражение (4).