История становления и развития информатики как науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Практически в каждой науке есть фундамент, без которого ее прикладные аспекты лишены основ. Для математики такой фундамент составляют теория множеств, теория чисел, математическая логика и некоторые другие разделы; для физики - это основные законы классической и квантовой механики, статистической физики, релятивистской теории; для химии - периодический закон, его теоретические основы и т.д.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..…………3
Глава 1. История становления и развития информатики как науки и учебной дисциплины…………………………………………...………………………..….4
Глава 2. Что такое порты устройств. Основные виды портов задней панели системного блока……………………………………………….………………..14
Глава 3. Практическое задание………………………………………………....16
Заключение………………………………………………………………….........20
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по информатике.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………
Глава 1. История становления и развития информатики как науки и учебной дисциплины…………………………………………...………………………..….4

Глава 2. Что такое порты устройств. Основные виды портов задней панели системного блока……………………………………………….………………..14 
Глава 3. Практическое задание………………………………………………....16 
Заключение………………………………………………………………….........20 
Список используемой литературы……………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Практически в каждой науке есть фундамент, без которого ее прикладные аспекты лишены основ. Для математики такой фундамент составляют теория множеств, теория чисел, математическая логика и некоторые другие разделы; для физики - это основные законы классической и квантовой механики, статистической физики, релятивистской теории; для химии - периодический закон, его теоретические основы и т.д. Можно, конечно, научиться считать и пользоваться калькулятором, даже не подозревая о существовании указанных выше разделов математики, делать химические анализы без понимания существа химических законов, но при этом не следует думать, что ты знаешь математику или химию. Примерно то же с информатикой: можно изучить несколько программ и даже освоить некоторое ремесло, но это отнюдь не вся информатика, точнее, даже не самая главная и интересная ее часть.

Теоретические основы информатики - пока не вполне сложившийся, устоявшийся раздел науки. Он возникает на наших глазах, что делает его особенно интересным: нечасто мы наблюдаем и даже можем участвовать в рождении новой науки! Как и теоретические разделы других наук теоретическая информатика формируется в основном под влиянием потребностей обучения информатике.

Теоретическая информатика - наука математизированная. Она складывается из ряда разделов математики, которые прежде казались мало связанными друг с другом: теорий автоматов и алгоритмов, математической логики, теории формальных языков и грамматик, реляционной алгебры, теории информации и др. Она старается методами точного анализа ответить на основные вопросы, возникающие при хранении и обработке информации, например, вопрос о количестве информации, сосредоточенной в той или иной информационной системе, наиболее рациональной ее организации для хранения или поиска, а также о существовании и свойствах алгоритмов преобразования информации.

Глава 1. История становления и развития информатики

как науки и учебной дисциплины.

Появление и становление информатики как науки относится ко второй половине прошлого века. Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах деятельности человека. Обработка информации немыслима без автоматизации систем коммуникации в силу своего объема, поэтому электронные вычислительные машины (ЭВМ) и современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

После второй мировой войны бурно развивалась кибернетика как общая наука об управлении и связи в системах различной природы. Ее появление связывают с опубликованием в 1948г. книги «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» Норберта Винера, в которой были описаны пути создания общей теории управления и заложены основы методов рассмотрения проблем управления и связи для различных систем с единой точки зрения. Постепенно кибернетика превратилась в более общую науку о преобразовании информации – любой совокупности сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды, а также хранит в себе.

В начале 60 гг. ХХ века академик А.И.Берг писал об отношении к кибернетике в СССР: «… в 1955–57 гг. и даже позже в нашей литературе были допущены грубые ошибки в оценке значений и возможностей кибернетики. Это нанесло серьезный ущерб развитию науки в нашей стране, привело к задержке в разработке многих теоретических положений и даже самих электронных машин» [2]. В «Кратком философском словаре» за 1954 год кибернетику определяли как «реакционная лженаука…; форма современного механицизма» [7].

Даже после преодоления идеологических барьеров и официального признания развитие отечественной кибернетики долго сопровождалось неудачами в реализации крупных государственных проектах.

Хотя стоит отметить, что работа в различных направлениях (разработки в сфере автоматизированных систем управления, систем автоматического проектирования и пр.) привела к накоплению значительного опыта создания информационных систем управления технико-экономическими объектами, были созданы некоторые САПР, достигнуты успехи в области конструирования и интеллектуализации ЭВМ, в технологии их изготовления.

Вскоре после появления термина «кибернетика» в мировой науке стали использовать термин «Computer Science» (компьютерная наука) – научная и учебная дисциплина, изучающая процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем [3]. Термин «информатика» был введен французскими учеными в середине ХХ века и получил распространения в России и Западной Европе.

Большая советская энциклопедия трактует этот термин как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности [5].

Академик А.П.Ершов писал, что термин «информатика» вводится в русский язык «…как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации. При таком толковании информатика оказывается более непосредственно связанной с философскими и общенаучными категориями, проясняется и ее место в кругу «традиционных академических научных дисциплин».

Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов ее обработки.

Также указывается, что информатика возникает с развитием компьютерной техники, как следствие развития ЭВМ.

Одной из областей человеческой деятельности, испытывающей в настоящее время активное влияние информатики, является система образования.

Информатика – фундаментальная научная и образовательная область, которая не может ограничиться рамками инженерных, пользовательских трактовок, рамками процедурного программирования, имея мощный формальный аппарат для глубокого изучения явлений и систем, их практической интерпретации, усиления междисциплинарных связей [4].

Информатика уже прошла этап «интуитивного (в своих понятиях, определениях, целях) развития», достаточно «теоретизировалась» и превратилась в полноценную фундаментальную естественнонаучную дисциплину, как, скажем, математика или физика.

В эпоху введения информатики в число образовательных дисциплин использовался больше программистский и пользовательский подход. Информатика, как правило, отождествлялась с процедурным программированием и решением задач на ЭВМ.

В связи с этим часто ошибочно информатику называли наукой о компьютерах. Если информатика рассматривается с узких позиций ее применения, применимости, то она выступает как техническая, технологическая среда общества, как средство обеспечения, например, коммуникационных потребностей общества. Если информатика рассматривается с позиции передачи знаний, то она выступает как общекультурная среда и средство познания природы и общества.

Для сферы образования крайне существенно адекватное определение предметной области информатики, отражающей все фундаментальные основы этой области научного знания.

В национальном докладе РФ на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [6] была представлена следующая структурная схема данной предметной области.

 

 

Фундаментальные основы информатики

Теоретическая информатика

Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и не живой природе. Начало общей теории информации. Методы измерения информации. Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохакастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Симантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Информационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Познание и творчество как информационные процессы. Информационные системы искусственного интеллекта. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Средства информатизации

технические

обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

программные

системные

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи, вычислительные и информационные среды.

реализации

технологий

универсальных

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний, словари; классификаторы; тезаурусы. Средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

профессионально-ориентированных

Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных. Системы искусственного интеллекта.

Информационные технологии

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовка текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Защиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления.

Социальная информатика

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество - закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.


 

Педагогические исследования в области информатики показывают многоаспектность задачи подготовки подрастающего поколения к деятельности в современном информационном обществе. Для педагогической практики характерно также отсутствие единого подхода к выбору содержания обучения информатике. За последние двадцать лет менялись не только стандарты, но и названия информационных дисциплин [1].

В перечень обязательных дисциплин в сентябре 1985г. был включен новый предмет – информатика. Содержание данного учебного предмета предполагало на тот момент подготовку в области алгоритмизации и программирования. Лозунг академии Ершова «Программирование – вторая грамотность» был девизом первых программ по информатики для школ.

Далее изменяются социально-экономической основы, происходят революционные политические процессы (снятие «железного занавеса», развитие техники и технологий электронных вычислений и т.п.). Эти процессы позволили происхождению глобальных изменений в области требований к знаниям выпускников по информатики.

За период с начала 90 гг. ХХ века и до начала нового времени содержание школьной информатики целесообразно стала представляться в виде четырех блоков: 
        1. блок теоретической информатики

2. блок программирования  и алгоритмизации

3. технологический блок

4. социальный блок

1992-1999 гг. содержание школьного курса требовало обязательной единой подготовки в рамках данного курса независимо от профиля школы или класса. В этот период содержание блоков формируется в зависимости от выбранной автором концепции. В 1992 г. был принят первый стандарт по информатики, который выделил базовый уровень (ядро), сформировал требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся и в рамках которого была представлена примерная программа по информатики.

В 2004 г. был принят государственный стандарт общего образования согласно которому переход к обязательному обучению по стандарту второго поколения начато с сентября 2005 г.

В связи с информатизацией процесса образования, используются информационные технологии при изучении дисциплин школьного курса становится все более актуальным, при этом существуют две противоположные тенденции: сохранение информатики как отдельного учебного предмета; ассимиляция (растворение) информатики по всем дисциплинам школьного курса.

Сохранение информатики как отдельного учебного предмета предполагает сохранить научную целостность предметной области информатика и распространить методы по работе с информацией, моделированию в других предметных областях. Согласно второй тенденции каждый учебный предмет расширяется за счет включения элементов использующих ИТ в учебном процессе при этом информатика теряет свой статус обязательного школьного предмета.

Информация о работе История становления и развития информатики как науки и учебной дисциплины