Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:03, курсовая работа
Области применения систем, основанных на знаниях, весьма раз¬но¬об-разны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, со¬ци¬о¬ло¬гия, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспруден¬ция и др.
Системы, основанные на знаниях (СОЗ) — это системы программ¬ного обес¬печения, основными структурными элементами которых яв¬ляются база знаний и механизм логических выводов. Среди СОЗ можно выделить:
• интеллектуальные информационно-поисковые системы;
• экспертные системы (ЭС).
1 Реферат на тему «Экспертные системы» 4
Введение 4
1.1 Структура экспертных систем 5
1.2 Формализация базы знаний 10
1.3 Классификация экспертных систем 12
1.4 Разработка экспертных систем 15
1.5 Участники создания экспертной системы и инструментальные средства 19
1.6 Преимущества экспертных систем 21
1.7 Сферы применения экспертных систем 22
2 Разработка блок-схемы алгоритма и программы на языке турбо паскаль для решения задачи по теме «двумерные массивы» 26
2.1 Описание используемых в алгоритме объектов, их имён и типов 26
2.2 Описание работы программы, составление блок-схемы алгоритма решения задачи 27
2.3 Текст программы 30
2.4 Тестовые данные для отладки программы и проверка работы программы с учётом подобранного теста. 35
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - УНПК
Кафедра: «Прикладная математика и информатика»
Задание на курсовую работу
Работу
выполнил студент
Шифр 071476 Группа 1-2 Факультет вечернего обучения.
Специальность Конструирование и технология электронных средств.
Задание
1. Написать реферат на тему «Экспертные
системы контроля инженерных решений»______________________
2. Создать презентацию на тему «Экспертные
системы контроля инженерных решений»______________________
3. Разработка блок-схем алгоритмов и программ на языке турбо паскаль для решения задачи по теме «двумерные массивы» __________________________
4. Работа с предложенной электронной таблицей ________________________
Руководитель____________
подпись
Задание принял к исполнению «____» ______________________2012 г.
Подпись студента_______________
Содержание
Области применения систем, основанных на знаниях, весьма разнообразны: бизнес, производство, военные приложения, медицина, социология, геология, космос, сельское хозяйство, управление, юриспруденция и др.
Системы, основанные на знаниях (СОЗ) — это системы программного обеспечения, основными структурными элементами которых являются база знаний и механизм логических выводов. Среди СОЗ можно выделить:
Наиболее известным практическим примером СОЗ могут служить экспертные системы, способные диагностировать заболевания, оценивать потенциальные месторождения полезных ископаемых, осуществлять обработку естественного языка, распознавание речи и изображений и т.д. Экспертные системы являются первым шагом в практической реализации исследований в области искусственного интеллекта.
Экспертная система - компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а также логику принятия решения человеком-экспертом в трудно- или неформализуемых задачах. Экспертные системы способны в сложной ситуации (при недостатке времени, информации или опыта) дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту или менеджеру принять обоснованное решение.
Основная идея этих систем состоит в использовании знаний и опыта специалистов высокой квалификации в данной предметной области специалистами менее высокой квалификации в той же предметной области при решении возникающих перед ними проблем.
Экспертные системы — это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Основу ЭС составляет база знаний (БЗ) о предметной области, которая накапливается в процессе построения и эксплуатации ЭС. Накопление и организация знаний - важнейшее свойство всех ЭС.
Рисунок 1.1 – Структура идеальной экспертной системы
База знаний включает в себя правила и общие факты. Механизм логического вывода включает в себя рабочую память и механизм логического вывода. Рабочая память (база данных) используется для хранения промежуточных результатов. Экспертная система работает в двух режимах:
Результаты обработки полученных данных поступают в модуль советов и объяснений и после перекодировки на язык, близкий к естественному, выдаются в виде советов, объяснений и замечаний. Если ответ не понятен пользователю, он может потребовать от экспертной системы объяснения его получения.
В любой момент времени в системе существуют три типа знаний:
Все перечисленные выше знания хранятся в базе знаний. Для ее построения требуется провести опрос специалистов, являющихся экспертами в конкретной предметной области, а затем систематизировать, организовать и снабдить эти знания указателями, чтобы впоследствии их можно было легко извлечь из базы знаний.
Рисунок 1.2 – Основные свойства экспертных систем
Знания являются явными и доступными, что отличает ЭС от традиционных программ, и определяет их основные свойства, такие, как:
Типичная статическая ЭС состоит из следующих основных компонентов (рисунок 1.3.):
База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи. Этот термин совпадает по названию, но не по смыслу с термином, используемым в информационно-поисковых системах (ИПС) и системах управления базами данных (СУБД) для обозначения всех данных (в первую очередь долгосрочных), хранимых в системе.
База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными к исходным данным, приводят к решению задачи.
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.
Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.
Рисунок 1.3 – Структура статической экспертной системы
Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.
Экспертная система работает в двух режимах: режиме приобретения знаний и в режиме решения задачи (называемом также режимом консультации или режимом использования ЭС).
В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет (через посредничество инженера по знаниям) эксперт. В этом режиме эксперт, используя компонент приобретения знаний, наполняет систему знаниями, которые позволяют ЭС в режиме решения самостоятельно (без эксперта) решать задачи из проблемной области. Эксперт описывает проблемную область в виде совокупности данных и правил. Данные определяют объекты, их характеристики и значения, существующие в области экспертизы. Правила определяют способы манипулирования с данными, характерные для рассматриваемой области.
Отметим, что режиму приобретения знаний в традиционном подходе к разработке программ соответствуют этапы алгоритмизации, программирования и отладки, выполняемые программистом. Таким образом, в отличие от традиционного подхода в случае ЭС разработку программ осуществляет не программист, а эксперт (с помощью ЭС), не владеющий программированием.
В режиме консультации общение с ЭС осуществляет конечный пользователь, которого интересует результат и (или) способ его получения. Необходимо отметить, что в зависимости от назначения ЭС пользователь может не быть специалистом в данной проблемной области (в этом случае он обращается к ЭС за результатом, не умея получить его сам), или быть специалистом (в этом случае пользователь может сам получить результат, но он обращается к ЭС с целью либо ускорить процесс получения результата, либо возложить на ЭС рутинную работу). В режиме консультации данные о задаче пользователя после обработки их диалоговым компонентом поступают в рабочую память. Решатель на основе входных данных из рабочей памяти, общих данных о проблемной области и правил из БЗ формирует решение задачи. ЭС при решении задачи не только исполняет предписанную последовательность операции, но и предварительно формирует ее.
Структуру, приведенную на рисунке 1.3, называют структурой статической ЭС. ЭС данного типа используются в тех приложениях, где можно не учитывать изменения окружающего мира, происходящие за время решения задачи. Первые ЭС, получившие практическое использование, были статическими.
Рисунок 1.4 – Структура динамической экспертной системы
На рисунке 1.4 показано, что в архитектуру динамической ЭС по сравнению со статической ЭС вводятся два компонента: подсистема моделирования внешнего мира и подсистема связи с внешним окружением. Последняя осуществляет связи с внешним миром через систему датчиков и контроллеров. Кроме того, традиционные компоненты статической ЭС (база знаний и машина вывода) претерпевают существенные изменения, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.
На этапе формализации базы знаний осуществляется выбор метода представления знаний (совокупность средств структурирования и обработки единиц знаний). В рамках выбранного формализма осуществляется проектирование логической структуры базы знаний.
Классификация методов
представления знаний с точки
зрения особенностей отображения различных
видов концептуальных моделей: соотношения
структурированности и
Рисунок 1.5 – Классификация методов представления знаний
Объектные методы представления знаний в большей степени ориентированы на представление структуры фактуального знания, а правила - операционного.
Информация о работе Экспертные системы контроля инженерных решений