Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:59, реферат
При создании ЭС возникает ряд затруднений. Прежде всего, это связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем.
1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
1.4. Области применения:
а) Медицинская диагностика.
б) Прогнозирование.
в) Планирование.
г) Интерпретация.
д) Контроль и управление.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических
устройствах.
ж) Обучение.
1.5. Критерии использования экспертных систем для решения задач.
1.6. Ограничения в применении экспертных систем.
1.7. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом.
1.8. История развития экспертных систем.
1.8.1. Основные линии развития экспертных систем.
1.8.2. Проблемы, возникающие при создании экспертных систем.
Перспективы развития.
Экспертные системы
Содержание
Глава 1. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем. История развития.
1.1. Определение экспертных систем. Главное достоинство и назначение экспертных систем.
1.2. Отличие экспертных систем от других программных продуктов.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
1.4. Области применения:
а) Медицинская диагностика.
б) Прогнозирование.
в) Планирование.
г) Интерпретация.
д) Контроль и управление.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических
устройствах.
ж) Обучение.
1.5. Критерии использования экспертных систем для решения задач.
1.6. Ограничения в применении экспертных систем.
1.7. Преимущества экспертных
систем перед человеком-
1.8. История развития экспертных систем.
1.8.1. Основные линии развития экспертных систем.
1.8.2. Проблемы, возникающие
при создании экспертных
Перспективы развития.
Введение
Экспертные системы (ЭС) возникли как значительный практический результат в применении и развитии методов искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен, планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС - это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала.
При создании ЭС возникает ряд затруднений. Прежде всего, это связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой системе. Также возможно возникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией. Но в настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты.
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы приобретения знаний и диалогового процессора.
При построении подсистем вывода используют методы решения задач искусственного интеллекта.
Глава 1. Экспертные системы, их особенности.
Применение экспертных систем.
1.1. Определение
экспертных систем. Главное достоинство
и назначение экспертных
Экспертные системы (ЭС)-
это яркое и быстро прогрессирующее
направление в области
ЭС - это набор программ
или программное обеспечение, которое
выполняет функции эксперта при
решении какой-либо задачи в области
его компетенции. ЭС, как и эксперт-человек,
в процессе своей работы оперирует
со знаниями. Знания о предметной области,
необходимые для работы ЭС, определенным
образом формализованы и
ЭС выдают советы, проводят
анализ, выполняют классификацию, дают
консультации и ставят диагноз. Они
ориентированы на решение задач,
обычно требующих проведения экспертизы
человеком-специалистом. В отличие
от машинных программ, использующий процедурный
анализ, ЭС решают задачи в узкой
предметной области (конкретной области
экспертизы) на основе дедуктивных
рассуждений. Такие системы часто
оказываются способными найти решение
задач, которые неструктурированны
и плохо определены. Они справляются
с отсутствием
Главное достоинство ЭС -
возможность накапливать
Практическое применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на ЭС, позволяющих повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
1.2. Отличие ЭС
от других программных
Основными отличиями ЭС от
других программных продуктов являются
использование не только данных, но
и знаний, а также специального
механизма вывода решений и новых
знаний на основе имеющихся. Знания в
ЭС представляются в такой форме,
которая может быть легко обработана
на ЭВМ. В ЭС известен алгоритм обработки
знаний, а не алгоритм решения задачи.
Поэтому применение алгоритма обработки
знаний может привести к получению
такого результата при решении конкретной
задачи, который не был предусмотрен.
Более того, алгоритм обработки знаний
заранее неизвестен и строится по
ходу решения задачи на основании
эвристических правил. Решение задачи
в ЭС сопровождается понятными пользователю
объяснениями, качество получаемых решений
обычно не хуже, а иногда и лучше
достигаемого специалистами. В системах,
основанных на знаниях, правила (или
эвристики), по которым решаются проблемы
в конкретной предметной области, хранятся
в базе знаний. Проблемы ставятся перед
системой в виде совокупности фактов,
описывающих некоторую
Рис.1
Качество ЭС определяется
размером и качеством базы знаний
(правил или эвристик). Система функционирует
в следующем циклическом
В любой момент времени в системе существуют три типа знаний:
- Структурированные знания
- статические знания о
- Структурированные
- Рабочие знания- знания,
применяемые для решения
Все перечисленные выше знания хранятся в базе знаний. Для ее построения требуется провести опрос специалистов, являющихся экспертами в конкретной предметной области, а затем систематизировать, организовать и снабдить эти знания указателями, чтобы впоследствии их можно было легко извлечь из базы знаний.
1.3. Отличительные особенности. Экспертные системы первого и второго поколения.
1. Экспертиза может проводиться
только в одной конкретной
области. Так, программа,
фигурации систем ЭВМ, не может ставить медицинские диагнозы.
2. База знаний и механизм
вывода являются различными
3. Наиболее подходящая область применения - решение задач дедуктивным методом. Например, правила или эвристики выражаются в виде пар посылок и заключений типа “если- то”.
4. Эти системы могут
объяснять ход решения задачи
понятным пользователю
5. Выходные результаты являются качественными (а не количественными).
6. Системы, основанные
на знаниях, строятся по
Компьютерные системы, которые
могут лишь повторить логический
вывод эксперта, принято относить
к ЭС первого поколения. Однако специалисту,
решающему интеллектуально
В экспертных системах первого поколения знания представлены следующим образом:
1) знаниями системы являются
только знания эксперта, опыт
накопления знаний не
2) методы представления
знаний позволяли описывать
3) модели представления
знаний ориентированы на
Представление знаний в экспертных системах второго поколения следующее:
1) используются не поверхностные знания, а более углубленные. Возможно дополнение предметной области.
2) ЭС может решать задачи
динамической базы данных
1.4. Области применения экспертных систем.
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика, контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, обучение.
а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний, благодаря чему может применяться и в других областях медицины.
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы
предсказывают возможные
в) Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей при решении задач с большим числом переменных. Дамасская фирма Informat впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13 рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций, а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией. В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.