Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:47, реферат
Выделены этапы развития электронной экономики. Сформулировано авторское определение электронной экономики. Представлен анализ развития электронной экономики Российской Федерации.
Электронная экономика: сущность и этапы развития.
E-economy: nature and stages of growth
Матвеев Игорь Андреевич
Аспирант
Поволжский государственный технологический университет
matveevphd@gmail.com
Аннотация. Выделены этапы развития электронной экономики. Сформулировано авторское определение электронной экономики. Представлен анализ развития электронной экономики Российской Федерации.
Annotation. Identified stages growth of e-economy. Formulated the author's definition of e-economy. Provide analysis of e-economy of the Russian Federation.
Ключевые слова: Электронная экономика, электронная торговля, электронный банкинг, электронные страховые услуги, электронные деньги, электронный маркетинг.
Keywords: E-economy, e-commerce, e-banking, electronic insurance services, electronic money, e-marketing.
Введение. Во второй половине XX века человечество перешло к своей следующей стадии развития – информационному обществу. Этому способствовало быстрое развитие телекоммуникационных технологий, массовое распространение персональных компьютеров и развитие глобальной сети Интернет. Удобство в доступе к информации и скорость ее передачи послужили решающими факторами в пользу быстрого развития информационного общества. На фоне проникновения и развития информационных процессов в отраслях экономики, постепенно стали зарождаться уникальные формы хозяйственной деятельности. Основным их отличием от обычных форм хозяйственной деятельности является виртуальность. Начинают развиваться такие формы ведения хозяйственной деятельности как Интернет-магазины, Интернет-банки, платежные системы, появляться новые виды денежных знаков (виртуальные валюты). С развитием информационного общества, данные формы хозяйственной деятельности все меньше и меньше становятся привязанными к реальному сектору экономики. По сути своей, данные технологии являются всего лишь набором электронных сигналов и сохраненной информации на жестких дисках. Однако в настоящее время данные технологии начали, оказывать огромное влияние на развитие всего информационного общества. На базе электронных сигналов и на дорожках магнитных носителей строиться целая отрасль экономики, которая в настоящее время остается малоизученной.
В 1995 году американский ученый Николас Негропонте, впервые сформулировал, концепцию электронной экономики. Он представил ее в форме перехода от движения атомов к движениям битов. Представляя понятия веса, сырья и транспорта – недостатками прошлого, ставя им в противовес понятия отсутствие веса товаров, виртуальность, мгновенное глобальное перемещение – как преимущества будущего. Современная электронная экономика является продуктом развития информационного общества за последние тридцать – тридцать пять лет (Таблица 1).
Таблица 1. Этапы развития электронной экономики
Первым этапом развития электронной экономики – стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Начиная с начала 80-ых годов XX века, сеть постоянно росла, увеличивая количество подключенных пользователей. За тридцати летний период развития Интернета, количество пользователей увеличилось от нескольких университетов и фирм пересылающих электронную почту, до 1,966 млрд. пользователей к 2010 году. Изначально Интернет использовался для передачи электронной почты, но, расширяясь, сеть, приобретала все большие возможности передачи данных. Данная тенденция не могла не затронуть существующие отрасли экономики, и в 1994 году был открыт первый Интернет-магазин. Это послужило началом развития электронной торговли (электронной коммерции) в мире. Начиная с этого момента крупный бизнес начал, инвестировать средства в развитие электронной коммерции. Параллельно этому в октябре 1994 года американский банк Stanford Federal Credit Union, запустил первую в мире систему Интернет-банкинга, позволяющую оплачивать счета за коммунальные услуги, Интернет, телефон, совершать платежи по кредитам и осуществлять переводы третьим лицам, не отходя от своего персонального компьютера. Появление Инетрнет-магазинов и систем Интернет-банкинга, послужили переходом электронной экономики к следующему этапу развития.
Вторым этапом развития электронной экономики - можно считать массовое дублицирование существующих в реальности хозяйствующих субъектов экономики (фирм, магазинов, торговых сетей, банков) в виртуальный мир. Основным процессом данного этапа развития электронной экономики, является процесс создания хозяйствующими субъектами, электронных форм ведения бизнеса. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль
Электронная составляющая массово начинает появляться практически во всех крупных формах хозяйственной деятельности. Благодаря данному фактору и постоянному росту числа пользователей Интернет, резко растет общий товарооборот электронной экономики. За счет свободного доступа к технологии Интернет, все новые и новые формы хозяйственной деятельности открывают свои «онлайн»-представительства, получая тем самым дополнительный сбыт своей продукции, увеличивая при этом свою прибыль. Глобальное вовлечение новых форм хозяйственной деятельности в электронную экономику, приводит к идеям создания уникальных технологий, работающих без физического присутствия. Появляются виртуальные банки, магазины, офисы, главной особенностью которых становиться отсутствие физического отделения. Ally.com является уникальным примером, успешного развития банка, без физических отделений. Все эти факторы послужили для перехода к третьему - современному этапу развития электронной экономики.
На данном этапе появляются
виртуальные товары и электронные
деньги. К виртуальным товарам, относятся
все виды товаров, которые не могут
существовать вне виртуального мира.
К ним относиться программное
обеспечение, Интернет сайты, компьютерные
игры и т.д. Увеличение объемов продаж
в электронной экономике
Виртуальные товары и электронные деньги являются уникальной особенностью электронной экономики, поскольку они не могут существовать в реальной экономике. Они способны появляться только внутри виртуальной хозяйственной деятельности, тем самым, создавая новую ступень для развития информационной экономики, внутри которой происходит глобальный переход от «движения атомов» к движению битов. Подтверждая мысль Николаса Негропонте, необходимо отметить, что полный переход от «движения атомов» к движению битов, вряд ли полностью возможен. Ограничением может послужить, физическая зависимость виртуального мира от компьютерной техники и средств телекоммуникации, так как именно они обеспечивают бесперебойную работу виртуального мира и электронной экономики.
Проанализировав этапы развития
электронной экономики, можно сделать
вывод - электронную экономику
Электронная экономика — это форма ведения хозяйственной деятельности информационного общества, которая характеризует совокупность отношений, складывающихся в системе цифрового производства товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления.
Электронная экономика является сложно структурированным объектом исследования. В настоящее время, выделяют следующие отрасли электронной экономики:
При этом электронная экономика
имеет отличительные
Исследуя особенности развития электронной экономики, можно сделать вывод – что основными преимуществами являются, высокие темпы роста и скорость распространения информации внутри электронной экономики. В свою очередь, реальная экономика служит основополагающей базой для развития электронной экономики. Следует отметить, что электронная экономика также имеет огромное влияние на реальную экономику. Данная зависимость, начала развиваться на втором этапе развития электронной экономике, с 2004 года оборот электронной экономике начал резко увеличиваться. Основным направлением деятельности, составляющими оборота электронной экономики, является электронная коммерция. В 2011 году в США объемы покупок «онлайн» составили 6.4%, от всех совершенных покупок в розничной торговли. В России же данный показатель составил 1.6%, а в Европе достиг 5.6%. По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной экономики в мире составляет 680,6$ млрд долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США. Таким образом, за 17 летний период электронная экономика добилось глубокой интеграции в реальную экономику.
Влияние электронной экономики на реальную можно отследить и через репутацию хозяйствующих субъектов в реальной экономике. Важным фактором при оценке репутации фирмы, за последние годы стало, наличие у нее Интернет сайта. Здесь наблюдается тенденция понижения оценки репутации фирмы, в случае отсутствия у нее Интернет сайта. Таким образом, хозяйствующие субъекты из реальной экономики вынуждены, создавать Интернет сайты, для повышения своего имиджа и репутации, что в свою очередь стимулирует развитие электронной рекламы, а как следствие и развитие электронной экономики.
Еще одним фактором для перехода реальных фирм в виртуальную среду послужило, открытие широких и главное относительно дешевых возможностей по рекламе своей продукции. Рекламируя свои товары и услуги, предприятия также развивают, динамично растущий рынок Интернет-рекламы.
Все приведенные выше факторы,
служат подтверждением процесса взаимной
интеграции реального сектора экономики
и электронной экономики. В настоящее
время процессы электронной экономики
неотделимы от процессов реальной экономики,
и их интеграция продолжается. Однако
на фоне данной интеграции, в электронной
экономике все более
Процессы интеграции электронной экономики в реальную экономику, наиболее понятны при сравнительном анализе отраслей электронной экономики и отраслей реального сектора экономики (Таблица 2).
Таблица 2. Соотношение объемов
электронной экономики с
* Рассчитано автором на
основе, ссылок на Ассоциацию
коммуникационных агентств
** Статистика приведена за 2008 год. На основе, ссылок на http://expert.ru, Федеральную службу страхового надзора, Федеральную службу по финансовым рынкам.
Наиболее удобным способом
сравнения, отраслей электронной и
реальной экономики, является сравнение
финансовых оборотов данных отраслей.
Анализ показал, что наибольшая интеграция
электронной экономики
Информация о работе Электронная экономика: сущность и этапы развития