В результате создается работающий
электронный учебник, который обладает
свойствами, делающими его необходимым
для студентов, полезным для аудиторных
занятий и удобным для преподавателей.
Такой ЭУ может распространяться на коммерческой
основе.
Интеллектуальное ядро целесообразно
сделать так, чтобы его можно
было заменять на более мощный компьютерный
пакет типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п.
Теперь электронный учебник
готов к дальнейшему совершенствованию
(озвучиванию и визуализации) с
помощью мультимедийных средств.
На седьмом этапе изменяются
способы объяснения отдельных понятий
и утверждений и отбираются тексты
для замены мультимедийными материалами.
На восьмом этапе разрабатываются
тексты звукового сопровождения
отдельных модулей с целью
разгрузки экрана от текстовой информации
и использования слуховой памяти
учащегося для облегчения понимания
и запоминания изучаемого материала.
На девятом этапе разработанные
тексты звукового сопровождения
записываются на диктофон и реализуются
на компьютере.
На десятом этапе разрабатываются
сценарии визуализации модулей для
достижения наибольшей наглядности, максимальной
разгрузки экрана от текстовой
информации и использования эмоциональной
памяти учащегося для облегчения понимания
и запоминания изучаемого материала.
На одиннадцатом этапе производится
визуализация текстов, т.е. компьютерное
воплощение разработанных сценариев
с использованием рисунков, графиков
и, возможно, анимации (нужно иметь в виду,
что анимация стоит очень дорого).
На этом заканчивается разработка
ЭУ и начинается его подготовка к
эксплуатации. Следует отметить, что
подготовка к эксплуатации ЭУ может
предполагать некоторые коррекции
его содержательной и мультимедийной
компонент.
Принципы создания электронного учебника
включают в себя:
- Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
- Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие
компоненты
- теоретическое ядро,
- контрольные вопросы по теории,
- примеры,
- задачи и упражнения для самостоятельного решения,
- контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
- контрольная работа,
- контекстная справка (Help),
- исторический комментарий.
- Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
- Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими
модулями так, чтобы у пользователя был
выбор перехода в любой другой модуль.
Принцип ветвления не исключает, а даже
предполагает наличие рекомендуемых переходов,
реализующих последовательное изучение
предмета.
- Принцип регулирования: учащийся самостоятельно
управляет сменой кадров, имеет возможность
вызвать на экран любое количество примеров
(понятие ``пример" имеет широкий смысл:
это и примеры, иллюстрирующие изучаемые
понятия и утверждения, и примеры решения
конкретных задач, а также контрпримеры),
решить необходимое ему количество задач,
задаваемого им самим или определяемого
преподавателем уровня сложности, а также
проверить себя, ответив на контрольные
вопросы и выполнив контрольную работу,
заданного уровня сложности.
- Принцип адаптивности: электронный учебник
должен допускать адаптацию к нуждам конкретного
пользователя в процессе учебы, позволять
варьировать глубину и сложность изучаемого
материала и его прикладную направленность
в зависимости от будущей специальности
учащегося, применительно к нуждам пользователя
генерировать дополнительный иллюстративный
материал, предоставлять графические
и геометрические интерпретации изучаемых
понятий и полученных учащимся решений
задач.
- Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную
поддержку, освобождающую его от рутинной
работы и позволяющую сосредоточиться
на сути изучаемого в данный момент материала,
рассмотреть большее количество примеров
и решить больше задач. Причем компьютер
не только выполняет громоздкие преобразования,
разнообразные вычисления и графические
построения, но и совершает математические
операции любого уровня сложности, если
они уже изучены ранее, а также проверяет
полученные результаты на любом этапе,
а не только на уровне ответа.
- Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам
(например, для кафедральных компьютерных
классов) или личные электронные библиотеки
студента (в соответствии со специальностью
и курсом, на котором он учится), преподавателя
или исследователя.
4. Обеспечение
электронного учебника
Если создание электронного учебника
не будет сопровождаться разработкой
надлежащих методических материалов,
затраченные силы и средства пропадут
даром, поскольку тогда электронный
учебник не будет воспринят системой
образования. Поэтому методическое
обеспечение ЭИ имеет принципиальное
значение для успеха проекта в целом. Исходя
из этого, мы уделяем данному вопросу особое
место.
Средневековые школяры полностью
зависели от своего наставника, ибо
только он владел информацией. Изобретение
Гутенбергом книгопечатания сделало
источник информации (книгу) одинаково
доступным для всех, что принципиально
изменило систему образования. Книга,
перо и бумага — всем этим стал владеть
и преподаватель, и учащийся, причем и
в аудитории, и дома.
Аналогично, для успешной реформы
современного образования необходимо
сделать новые источники информации (в
частности, УЭИ) одинаково доступными
для всех. Однако в данном случае именно
преподаватели зачастую оказываются в
худшем положении по сравнению со студентами,
так как они по ряду причин объективного
и субъективного характера меньше привыкли
к работе с компьютером и меньше готовы
к восприятию новых технологий в образовании.
Очевидно, что с появлением и
совершенствованием различных УЭИ
должны принципиально измениться
учебные программы и планы лекций и практических
занятий, а также роль преподавателя в
учебном процессе.
Заключение
Подводя итоги, мы теперь можем ответить
на сакраментальные вопросы: что
такое электронный учебник, кому
и зачем нужен электронный
учебник?
Электронный учебник необходим для
самостоятельной работы учащихся при
очном и, особенно, дистанционном обучении
потому, что он
- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую
и эмоциональную память и т.п.;
- допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
- освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета,
рассмотреть большее количество примеров
и решить больше задач;
- предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
- дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Учебник необходим студенту, поскольку
без него он не может получить прочные
и всесторонние знания и умения
по данному предмету.
Электронный учебник полезен на
практических занятиях в специализированных
аудиториях потому, что он
- позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической
интерпретации;
- позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
- позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся,
задавать содержание и уровень сложности
контрольного мероприятия.
Электронный учебник удобен для
преподавателя потому, что он
- позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее
существенный по содержанию, оставляя
для самостоятельной работы с ЭУ то, что
оказалось вне рамок аудиторных занятий;
- освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
- позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
- позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Список использованной
литературы
- Кирилов А.О. Решебник по элементарной
математике [электронный ресурс].- www.academiaxxi.ru
- Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. М.: 1997.
- Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
- Мильчин А.Э. Издательский словарь–справочник. М.: Юристъ, 1998.
- Российские электронные издания: Каталог.—Вып. 4: Новые поступления в гос. Депозитарий
/ Авторы–составители: Вигурский К.В.,
Глушкова О.Л., Негадова В.И. (под общ. ред.
Антопольского А.Б.) — М.: НТЦ “Информрегистр”,
2000.
- Субботин М.М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. М., 1992