Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.
1. Понятие электронного правительства
2. Три стадии электронного правительства
3. Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
4. Электронное правительство в матрице виртуальных взаимоотношений
Вывод
Список использованной литературы
Три "е"
Электронное правительство (е-government) |
Электронная администрация (e-administration) |
Электронное правление (e-governance) |
Координация и внедрение государственной политики, предоставление услуг в онлайн-режиме |
Составляющая управления государственным сектором |
Стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики |
Разработка программ, ориентированных на интересы граждан |
Стратегическое планирование перехода к электронной форме предоставления услуг |
Технологии (в частности, Интернет) преобразовывают процесс государственного управления |
Стимулирование и усовершенствование участия граждан в обсуждении проблем государства |
Количественная оценка эффективности электронной формы предоставления услуг по затратам |
Электронная вертикаль (изменение взаимоотношений между разными уровнями власти); электронная демократия (повышение степени гражданского участия, онлайн-голосования, вопросы этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, повышение уровня прозрачности) |
Совершенствование предоставления услуг в онлайн-режиме методами анализа и оценки, измерение эффективности по сравнению с другими формами предоставления услуг и установление целевых ориентиров |
Установление целевых ориентиров и оценка результатов деятельности |
Среда для выработки законодательства и государственной политики: политические инициативы правительств; регуляторная среда; внедрение таких инициатив, как легализация электронной цифровой подписи; большая степень гражданского участия в выработке государственной политики (электронная демократия) |
Присвоение странам рейтингов (оценка результатов деятельности): анализ правительственных веб-порталов, веб-сайтов |
Вопросы управления человеческими ресурсами, например, обучение и подбор персонала, его размещение и максимизация доступных ресурсов |
Изменения на международном уровне: ослабление границ вследствие информационного обмена; утверждение мировых стандартов и лучшего опыта; управление информацией и знаниями в рамках электронных правительств |
Зачем такой проект нужен России? Прежде всего, он призван помочь в разрешении таких проблем, как неравномерность информационно-коммуникационной инфраструктуры, устранить существенный разрыв в уровне развития центральных и отдаленных регионов России. Сегодня в нашей стране неразвита практика оказания государственных услуг гражданам, низкий уровень прозрачности государственных структур, слабая информированность населения о возможностях информационно-коммуникационных услуг для жизни и работы. По замыслу создателей, РПР должен ликвидировать эти проблемы.
В краткосрочные задачи РПР входит разъяснение правительством государственным организациям и рядовым гражданам потенциала экономики страны, провоцирование дискуссий экспертов по различным вопросам, помощь российским компаниям в выходе на международный рынок, помощь при разработке моделей мобилизации частного капитала, государственная поддержка российских предприятий.
Долгосрочные задачи: активизация использования местных ресурсов, создание мощного стимула для обучения и образования через Интернет и самая амбициозная долгосрочная задача - полноправное участие России в глобальной экономике.
В сервисные функции РПР войдут модули дистанционного обучения (доступ к научным исследованиям, описание достижений), будет размещаться коммерческая информация; новости, информация о том, где найти работу, и многое другое. Все эти сервисы будут направлены на удовлетворение потребностей специфических групп пользователей: инвесторов и доноров, руководителей и подчиненных, ученых и учащихся. Каждый регион России должен быть представлен в РПР. Уже сейчас активно привлечены 4 региона: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань.
Илья Митричев, руководитель рабочей группы Государственной Думы РФ по разработке пакета законодательных инициатив по электронной коммерции, выступил с докладом "О применении законодательства в практике, электронной коммерции". Докладчик считает, что несмотря на то, что Россия сейчас экономически слаба и неспособна делать серьезные капиталовложения в информационные технологии, она имеет некое существенное преимущество перед Западом. Как ни парадоксально, то, что мы технологически отстаем от Запада, дает России возможность технологического прорыва. Дело в том, что внедрение принципиальных новаций в хорошо отлаженную систему, например электронной коммерции, достаточно сложно и очень дорого. Иногда такие изменения могут привести к развалу всей экономики государства. Россия же, еще не имеет хорошо отлаженных систем электронной коммерции. Россия все строит заново. Новое строить - даже выгоднее, и этой слабости и состоит преимущество России перед Западом. Кроме того, страна обладает высоким интеллектуальным потенциалом, в том числе в области информационных технологий. Но электронная коммерция в России сейчас работает в некотором правовом вакууме, балансируя на грани запрещенного и разрешенного. Это во многом сдерживает инвесторов. В настоящее время в определенной мере сложилась некоторая законодательная поддержка сферы бизнеса В2В. В сфере В2С производятся периодически попытки адаптировать, или точнее говоря интерпретировать существующие законодательные акты к этой области. Однако, даже если говорить о В2В в России, электронной можно назвать только часть этого бизнеса. Множество операций по-прежнему приходится выполнять в "бумажном" виде, так как не существует законов, которые позволили бы перенести весь бизнес в Интернет.
Сейчас в Думе на рассмотрении находится 12 законопроектов, 9 из которых касаются электронной торговли в чистом виде. Однако Илья Митричев полагает, что "когда законов много - это хуже, чем когда их нет совсем".
Если Россия планирует стать участником ВТО, то необходимо как можно быстрее разрабатывать эти законопроекты. Иначе страна рискует быть отброшенной за борт в электронном бизнесе.
Эндрю Б. Сомерс, президент Американской Торговой Палаты в России, уверен, что Гражданский Кодекс РФ уже содержит все необходимые положения для развития электронной коммерции в России. Только следует сделать эти законы федеральными. В докладе "Роль американского бизнеса в развитии Интернет-экономики России" Эндрю Б. Сомерс рассказал, что сейчас Американская Торговая Палата создает центр по электронной коммерции и в рамках деятельности этого центра надеется более тесно сотрудничать с Российской Торговой Палатой. Приоритет в сотрудничестве уделяется двум направлениям: аутсорсинг (разработчики российского ПО) и электронное правительство. Эндрю Б. Сомерс порекомендовал не слишком увлекаться законотворчеством. По его мнению, основным препятствием для развития электронных форм ведения бизнеса у нас в стране является не отсутствие законодательства, а постановления и деятельность различных органов власти на местах. А также огромное количество различных документов, которые необходимо заполнять и заверять в различных инстанциях при ведении бизнеса, например, такие проблемы возникают с таможней или налоговой инспекцией. Таким образом, это скорее административные проблемы, чем законодательные.
Таким образом, Россия может получить множество преимуществ от устойчивого и здорового рынка электронной торговли: повсеместный рост предприятий местной экономики вне зависимости от форм собственности, возможность проведения тендеров на закупку товаров для государственных нужд, получение прозрачности бюджетных расходов на эти цели, а также увеличение налоговых поступлений от применения электронных платежей.
Для того, чтобы государство могло воспользоваться всеми этими преимуществами, должны быть разъяснены многие неясные вопросы.
Важные моменты участия государства в электронной торговле:
Госзакупки и возможность проведения тендеров для закупки товаров для государственных нужд посредство Интернет. Особенности государства, как хозяйствующего субъекта, определяют осторожность, с которой чиновники относятся к применению электронных технологий в торгово-закупочной деятельности государства. Если Интернет, как информационный ресурс уже давно принят в официальных органах, то использование его средств для получения коммерческой выгоды для государства только развивается. Электронная торговля помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Государству уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.
Прозрачность расходования бюджетных средств. Безусловно, этот аргумент "за" является одновременно и аргументом "против" использования электронных технологий неблагонадежными специалистами (чиновниками). Но государству такой аспект, как прозрачность расходования бюджетных средств, приносит колоссальные прибыли. Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство, российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития электронной торговли. Можно упомянуть о том, что электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.
Тем не менее, важно отметить, что развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых мошенничество, не гарантированность финансовых сделок, сложность проверки благонадежности партнера и т.д., хотя эти риски характерны и не только для электронной торговли.
Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально могут стать еще более разнообразными по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который не дает разрушить электронную торговлю. В целях избежания подобных рисков компаниям, занимающимся развитием электронной коммерции в России, Правительству и заинтересованным лицам необходимо формировать коалиции с целью совместной выработки соответствующих решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле. Учитывая, что государство получает значительные доходы от развития электронной торговли и участия в ней, данное сотрудничество представляется более чем реальным.6
Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий. Для всех стран - членов ОЭСР переход к электронному правительству дает возможность правительствам продемонстрировать свои способности в адаптации к новым условиям. Отставание в проведении реформ, сопутствующих внедрению электронного правительства, в нашем конкурентном, быстро меняющемся мире станет платой в экономическом продвижении.
Вместе с тем традиционное государственное управление медленно адаптируется к информационной революции, рассматривая её как один из множественных вызовов, с которыми приходится сталкиваться.
…и должны действовать, но - разумно и используя надлежащие инструменты
Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходного периода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.
До тех пор пока перечисленные меры не будут успешно применены на практике, электронное правительство будет оставаться обманчивым, "косметическим" образованием.
1. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: Материалы VII международной научной конференции, 9 ноября 2005 г., Минск / Отв. ред. Б.Н. Паньшин. - Мн.: БГУ, 2001. - с.;
2.
ООН, Benchmarking E-government: A Global Perspective - Assessing
the UN Member States, pp.54-55, http://www.unpan.org/
3. www.publicus.net;
4. www.unpan.org/egovernment.asp;
5. Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством // Вести.Ru, 16.07.2010;
6. Аналитическое исследование "Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы" (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию).;
7. "Белый дом и Смольный: подключения электроников" "Деловой Петербург" ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на Правительство России, 16 августа 2007 года;
8. Газета Коммерсант 241 (4296) от 24.12.2009 г.;
9. http://www.comcon-2.ru/;
10. http://www.e-commerce.ru/
1 Россия может стать третьей страной мира с электронным правительством // Вести.Ru, 16.07.2010
2 Аналитическое исследование "Необходимость внедрения электронного правительства: основные выводы" (подготовлено Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию).