Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 15:56, реферат
Порой бывает сложно представить сложную распределенную систему в уме перед началом работ. Если предъявляются требования переносимости, быстродействия и стабильности, то первым шагом лучше избрать проектирование. Ведь многие сооружения, механическое и электронное оборудование, которое нас окружают, появились на свет, только пройдя через стадию проектирования. Именно на данном начальном этапе закладывается фундамент для стабильной и предсказуемой службы устройства
-дескрипторные системы - формат ключевых слов сообщений;
-тезаурусные системы - семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы (аналог - гипертекстовые системы);
-системы с языком деловой прозы - представление сообщений на языке, естественном для профессионального пользования.
Наиболее просты для реализации и распространены диалоговые системы с жестким сценарием диалога, которые предоставлены в виде:
-меню- диалог инициируется программой; пользователю предлагается выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня;
-предоставляемое меню может быть иерархическим и содержать вложенные подменю следующего уровня;
-действия запрос-ответ - фиксирован перечень возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да/Нет;
-запрос по формату - с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка сообщений.
Диалоговый процесс управляется согласно созданному сценарию, для которого определяются:
-точки (момент, условие) начала диалога;
-инициатор диалога - человек или программный продукт;
-параметры и содержание диалога - сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.;
-реакция программного продукта на завершение диалога.
Описание сценария диалога выполняют:
-блок-схема, в которой предусмотрены блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;
-ориентированный граф, вершины которого - сообщения и выполняемые действия, дуги - связь сообщений;
- словесное описание;
-специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.
Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ.
В составе инструментальных средств СУБД содержатся построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимом и команд в виде главного меню и вложенных подменю. Конструктор экранных форм СУБД используется для разработки форматов экранного ввода и редактирования данных базы данных и входной информации, управляющей работой программного продукта .
В ряде СУБД и электронных таблиц, текстовых редакторов существуют различные типы диалоговых окон содержащих разнообразные объекты управления: тексты сообщения, поля ввода информации пользователя,
списки возможных альтернатив для выбора, кнопки и т.п.
В среде электронных таблиц и текстовых редакторов имеются возможности настройки главных меню (удаление ненужных, добавление новых режимов и команд ), создания системы подсказок с помощью встроенных средств и языков программирования.
4.2) Графический интерфейс пользователя
Графический интерфейс пользователя (Graphics User Interface - GUI) - ГИЛ является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользователя. К графическому интерфейсу пользователя предъявляются высокие требования как с чисто инженерной, так и с художественной стороны разработки, при его разработке ориентируются на возможности человека.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя для программных продуктов, функционирующих в среде Windows, и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
Средствами редактора диалогов Microsoft Word Dialog Editor построено диалоговое окно, обеспечивающее графический интерфейс пользователя. К числу типовых объектов управлении графического интерфейса относятся:
-метка (label) - постоянный текст, не подлежащий изменению при работе пользователя с экранной формой (например, слова Фамилия Имя Отчество);
текстовое окно (text box) - используется для ввода информации произвольного вида, отображения хранимой информации в базе данных (например, для ввода фамилии студента);
-рамка (frame) - объединение объектов управления в группу по функциональному или другому принципу (например, для изменения их параметров);
-командная кнопка (command button) - обеспечивает передачу управляющего
воздействия, например, кнопки <Сanсе1> <ОК> <Отмена>; выбор режима обработки типa <Bвoд>, <Удaлeниe>, <Peдaктиpoвaниe>, <Выход> и др.;
-кнопка-переключатель <option button> - для альтернативного выбора кнопки из группы однотипных кнопок (например, семейное положение);
помечаемая кнопка <check button> - для аддитивного выбора несколько кнопок из группы однотипных кнопок (например, факультатив для посещения);
-окно-список (list box) - содержит список альтернативных значений для выбора (например, ЇСпортивная секция¦);
-комбинированное окно (combo box) - объединяет возможности окна-списка и текстового окна (например, ЇПредметы по выбору¦ - можно указать новый предмет или выбрать один из предлагаемого списка);
-линейка горизонтальной прокрутки - для быстрого перемещения внутри длинного списка или текста по горизонтали;
-линейка вертикальной прокрутки - для быстрого перемещения внутри длинного списка или текста по вертикали;
-окно-список каталогов;
-окно-список накопителей;
-окно-список файлов и др.
Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:
-поддерживать информационную технологию работы пользователя с программным продуктом - содержать привычные и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования;
-ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
-удовлетворять правилу "шести" - в одну линейку меню включать не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
-графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.
4.3) Unified Modelling Language (UML)
Помимо обычных языков программирования при разработке программных комплексов также могут использоваться языки и методологии описания информационных систем, например UML, IDEF0, IDEF 1x, а также среды проектирования ПО — Enterprise Architect, Rational Rose, ArgoUML, KDE Umbrello, Microsoft Visio или даже ERWin. Для проектирования программных систем используют UML в связке с Enterprise Architect/Rational Rose, поддерживающих генерацию кода Java/C++/C# по диаграммам классов. Такие стандарты, как IDEF0 применяют для описания бизнес-процессов, поэтому непосредственно к проектированию ПО они не имеют никакого отношения, но принадлежат к инструментарию дизайна автоматизированных систем. Честно говоря, проектирование не является обязательным этапом, но весьма желательным при создании серьезных приложений.
Язык UML позволяет с помощью диаграмм различных уровней и назначений полностью описать функционирование не только ПО, но и любой автоматизированной системы. Вот несколько видов диаграмм.
Диаграмма классов (Class diagrams) — структурирует элементы объектной модели приложений, определяет зависимости между компонентам.
Диаграмма компонентов (Component diagrams) — описывает взаимодействие различных компонентов системы между собой.
Диаграмма пакетов (Package diagrams) – описывает разбиение системы на пакеты и сборки.
Диаграмма конечных автоматов (State machine diagrams) — описывает конечное число состояний и правил перехода между ними для некоторой программной сущности (может быть как класс, так и целый компонент).
Диаграмма использования (Use case diagrams) — описывает требования к продукту, функции и т.д.
Диаграмма последовательности (Sequence diagrams) — определяет последовательность выполнения некоторой операции с указанием места
реакции каждого из объектов, вовлеченных во взаимодействие.
Диаграмма времени (Timing diagrams) – определяет детальное время запуска и выполнения операций, используется для моделирования систем реального времени, например, систем спутниковой связи.
Весь смысл в многих методологиях программирования заключается в слабой связанности компонентов, что позволяет вносить меньше изменений в систему при добавлении новых возможностей.
Информация о работе Классификация методов проектирования программных продуктов