Классификация программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы и их функции. Служебные программы. Оболочки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров. Более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей (в офисах) до - глобальных (Интернет). Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений (факсов, E-Mail писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм производителей, работающих под разным программным обеспечением.

Содержание работы

Введение. 2
Классификация программного обеспечения. Системное ПО. 3
Операционные системы и их функции 7
Служебные программы. 9
Оболочки. 11
Практическая работа 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по информатике.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)


Классификация программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы и их функции. Служебные программы. Оболочки.

 

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал

 

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра «Информационные технологии»

 

 

 

 

(контрольная работа по дисциплине: «Информатика»)

Тема:

 

Классификация программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы и их функции. Служебные программы. Оболочки.

 

 

Исполнитель: студент гр. № 112ду

Дивеева Р.Р.

Проверил: ст.преп. Федотова Н. Г.

 

 

 

Набережные Челны – 2011

Содержание.

Введение.

Классификация программного обеспечения.  Системное ПО.

Операционные системы и их функции

Служебные программы.

Оболочки.

Практическая работа

Список использованной литературы

 


Введение.

На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров. Более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей (в офисах) до - глобальных (Интернет). Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений (факсов, E-Mail писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм производителей, работающих под разным программным обеспечением.

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса  не дают нам право не принимать это к разработке и не применять их на практике.


Классификация программного обеспечения.
Системное ПО.

Программное обеспечение (ПО) - это совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая использование ЭВМ в интересах каждого ее пользователя.

 

Различают системное и прикладное программное обеспечение (Схема №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема №1

 

Системное ПО – это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное. Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д.).

Базовое ПО включает в себя:

-операционные системы;

-оболочки;

-сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

-диагностики;

-антивирусные;

-обслуживания носителей;

-архивирования;

-обслуживания сети.

Прикладное ПО – это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Классификация:

По типу

программные средства общего назначения

1)     Текстовые редакторы

2)     Системы компьютерной вёрстки

3)     Графические редакторы

4)     СУБД

программные средства специального назначения

1)     Экспертные системы

2)     Мультимедиа приложения

3)     Гипертекстовые системы[1]

4)     Системы управления содержимым

программные средства профессионального уровня

1)     САПР

2)     АРМ

3)     АСУ

4)     АСУ ТП

5)     АСНИ

6)     Геоинформационные системы

7)     Биллинговые системы[2]

8)     CRM

По сфере применения:

Прикладное программное обеспечение предприятий и организаций. Например, финансовое управление, система отношений с потребителями, сеть поставок. К этому типу относится также ведомственное ПО предприятий малого бизнеса, а также ПО отдельных подразделений внутри большого предприятия. (Примеры: Управление транспортными расходами, Служба IT поддержки)

Программное обеспечение обеспечивает доступ пользователя к устройствам компьютера.

Программное обеспечение для доступа к контенту. Используется для доступа к тем или иным программам или ресурсам без их редактирования (однако может и включать функцию редактирования). Предназначено для групп или индивидуальных пользователей цифрового контента. Это, например, медиа-плееры, веб-браузеры, вспомогательные браузеры и др.

Образовательное программное обеспечение по содержанию близко к ПО для медиа и развлечений, однако в отличие от него имеет четкие требования по тестированию знаний пользователя и отслеживанию прогресса в изучении того или иного материала. Многие образовательные программы включают функции совместного пользования и многостороннего сотрудничества.

Имитационное программное обеспечение. Используется для симуляции физических или абстрактных систем в целях научных исследований, обучения или развлечения.

Инструментальные программные средства в области медиа. Обеспечивают потребности пользователей, которые производят печатные или электронные медиа ресурсы для других потребителей, на коммерческой или образовательной основе. Это программы полиграфической обработки, верстки, обработки мультимедиа, редакторы HTML, редакторы цифровой анимации, цифрового звука и т. п.

Прикладные программы для проектирования и конструирования. Используются при разработке аппаратного («Железо») и программного обеспечения. Охватывают автоматизированный дизайн, автоматизированное проектирование, редактирование и компилирование языков программирования, программы интегрированной среды разработки интерфейсы для прикладного программирования.

Системы программирования обычно содержат:

-трансляторы;

-среду разработки программ;

-библиотеки справочных программ (функций, процедур);

-отладчики;

-редакторы связей и др.


Операционные системы и их функции.

Операционная система — комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны — предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений.

В большинстве вычислительных систем операционная система является основной, наиболее важной (а иногда и единственной) частью системного программного обеспечения. С 1990-х годов наиболее распространёнными операционными системами являются системы семейства Microsoft Windows и системы класса UNIX (особенно Linux и Mac OS).

Основные функции операционной системы:

-Выполнение по запросу программ (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).

-Загрузка программ в оперативную память и их выполнение.

-Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).

-Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).

-Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.

-Обеспечение пользовательского интерфейса.

-Сохранение информации об ошибках системы.

 

Дополнительные функции операционной системы:

-Параллельное или псевдопараллельное выполнение задач (многозадачность).

-Эффективное распределение ресурсов вычислительной системы между процессами.

-Разграничение доступа различных процессов к ресурсам.

-Организация надёжных вычислений (невозможности одного вычислительного процесса намеренно или по ошибке повлиять на вычисления в другом процессе), основана на разграничении доступа к ресурсам.

-Взаимодействие между процессами: обмен данными, взаимная синхронизация.

-Защита самой системы, а также пользовательских данных и программ от действий пользователей (злонамеренных или по незнанию) или приложений.

-Многопользовательский режим работы и разграничение прав доступа (см. аутентификация, авторизация).

 

Рис. 2

 

 

 


Служебные программы.

Сервисное программное обеспечение - это совокупность программных продуктов, предоставляющих пользователю дополнительные услуги в работе с компьютером и расширяющих возможности операционных систем.

По функциональным возможностям сервисные средства можно подразделить на средства:

-улучшающие пользовательский интерфейс;

-защищающие данные от разрушения и несанкционированного доступа;

-восстанавливающие данные;

-ускоряющие обмен данными между диском и ОЗУ;

-средства архивации и разархивации;

-антивирусные средства.

По способу организации и реализации сервисные средства могут быть представлены: оболочками, утилитами и автономными программами. Разница между оболочками и утилитами зачастую выражается лишь в универсальности первых и специализации вторых.

Оболочки, являющиеся надстройками над операционными системами (ОС), называются операционными оболочками. Оболочки являются как бы настройками над операционной системой. Утилиты и автономные программы имеют узкоспециализированное назначение и выполняют каждая свою функцию. Но утилиты, в отличие от автономных программ, выполняются в среде соответствующих оболочек. При этом они конкурируют в своих функциях с программами ОС и другими утилитами. Поэтому классификация сервисных средств по их функциям и способам реализации является достаточно размытой и весьма условной. Оболочки предоставляют пользователю качественно новый интерфейс и освобождают его от детального знания операции и команд ОС.

Из утилит, получивших наибольшую известность, можно назвать многофункциональный комплекс Norton Utilities. Под программами технического обслуживания понимается совокупность программно-аппаратных средств для диагностики и обнаружения ошибок в процессе работы компьютера или вычислительной системы в целом.

Они включают в себя:

- средства диагностики и тестового контроля правильности работы ЭВМ и ее отдельных частей, в том числе автоматического поиска ошибок и неисправностей с определенной локализацией их в ЭВМ;

-специальные программы диагностики и контроля вычислительной среды информационной системы в целом, в том числе программно-аппаратный контроль, осуществляющий автоматическую проверку работоспособности системы обработки данных перед началом работы вычислительной системы в очередную производственную смену.


Оболочки.

Оболочка операционной системы — интерпретатор команд операционной системы, обеспечивающий интерфейс для взаимодействия пользователя с функциями системы.

В общем случае, различают оболочки с двумя типами интерфейса для взаимодействия с пользователем: текстовый пользовательский интерфейс (TUI)[3] и графический пользовательский интерфейс (GUI[4]).

Функции большинства оболочек, например семейства MS-DOS, направлены на работу с файлами и каталогами и обеспечивают быстрый поиск файлов; создание, просмотр и редактирование текстовых файлов; выдачу сведений о размещении файлов на дисках, о степени занятости дискового пространства и ОЗУ. Все оболочки обеспечивают ту или иную степень защиты от ошибок пользователя, что уменьшает вероятность случайного уничтожения слайдов.

Среди имеющихся оболочек для семейства MS-DOS наиболее популярна оболочка Norton Commander. Утилиты предоставляют пользователю дополнительные услуги (не требующие разработки специальных программ) в основном по обслуживанию дисков и файловой системы. Эти утилиты чаще всего позволяют выполнять следующие функции:

обслуживание дисков (форматирование, обеспечение сохранности информации, возможности ее восстановления в случае сбоя и т. д.)

обслуживание файлов и каталогов (аналогично оболочкам);

создание и обновление архивов

предоставление информации о ресурсах компьютера, о дисковом пространстве, о распределении ОЗУ между программами

печать текстовых и других файлов в различных режимах и форматах;

защита от компьютерных вирусов.

13

Дивеева Резеда, гр. №112ду



Классификация программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы и их функции. Служебные программы. Оболочки.

Информация о работе Классификация программного обеспечения. Системное ПО. Операционные системы и их функции. Служебные программы. Оболочки