СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
физико-математический факультет
на тему:
«КОМПЬЮТЕРНАЯ
ГРАФИКА»
Выполнила:
студентка 2 курса группы РО12 филологического
факультета
Егорова К. Г.
Проверила:
ассистент кафедры прикладной информатики
программирования
Викторова Ю.В.
Стерлитамак 2014
Введение.
Компьютерная графика – это
область информатики, занимающаяся проблемами
получения различных изображений (рисунков,
чертежей, мультипликации) на компьютере.
Работа с компьютерной графикой
– одно из самых популярных направлений
использования персонального компьютера,
причем занимаются этой работой не только
профессиональные художники и дизайнеры.
На любом предприятии время от времени
возникает необходимость в подаче рекламных
объявлений в газеты и журналы, в выпуске
рекламной листовки или буклета. Иногда
предприятия заказывают такую работу
специальным дизайнерским бюро или рекламным
агентствам, но часто обходятся собственными
силами и доступными программными средствами.
Без компьютерной графики не
обходится ни одна современная программа.
Работа над графикой занимает до 90% рабочего
времени программистских коллективов,
выпускающих программы массового применения.
Основные трудозатраты в работе редакций
и издательств тоже составляют художественные
и оформительские работы с графическими
программами.
Необходимость широкого использования
графических программных средств стала
особенно ощутимой в связи с развитием
Интернета и, в первую очередь, благодаря
службе World Wide Web, связавшей в единую «паутину»
миллионы «домашних страниц». У страницы,
оформленной без компьютерной графики,
мало шансов привлечь к себе массовое
внимание. Область применения компьютерной
графики не ограничивается одними художественными
эффектами. Во всех отраслях науки, техники,
медицины, в коммерческой и управленческой
деятельности используются построенные
с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы,
предназначенные для наглядного отображения
разнообразной информации. Конструкторы,
разрабатывая новые модели автомобилей
и самолетов, используют трехмерные графические
объекты, чтобы представить окончательный
вид изделия. Архитекторы создают на экране
монитора объемное изображение здания,
и это позволяет им увидеть, как оно впишется
в ландшафт.
Результатами расчетов на первых
компьютерах являлись длинные колонки
чисел, напечатанных на бумаге. После этого
человек вручную производил графическую
обработку результатов: чертил графики,
диаграммы, чертежи. В таком виде результаты
становились более понятными. Возникла
идея поручить графическую обработку
самой машине. Программисты научились
получать рисунки в режиме символьной
печати. На бумажных листах с помощью звездочек,
точек, крестиков, букв печатались графики
функций, изображались физические процессы,
получались художественные изображения.
Затем появились специальные устройства
для графического вывода на бумагу – графопостроители
(плоттеры). С помощью такого устройства
на лист бумаги чернильным пером наносятся
графические изображения: графики, диаграммы,
технические чертежи и прочее. Для управления
работой графопостроителей стали создавать
специальное программное обеспечение.
Появление графического дисплея
произвело настоящую революцию в компьютерной
графике. На экране стало возможным получать
рисунки, чертежи в таком же виде, как на
бумаге с помощью карандашей, красок, чертежных
инструментов. Рисунок из памяти компьютера
может быть выведен не только на экран,
но и на бумагу с помощью принтера.
- Виды компьютерной
графики.
- Фрактальная графика.
Фрактал - это рисунок, который
состоит из подобных между собой элементов.
Существует большое количество графических
изображений, которые являются фракталами:
треугольник Серпинского, снежинка Коха,
"дракон" Хартера-Хейтуея, множество
Мандельброта. Построение фрактального
рисунка осуществляется по какому-то алгоритму
или путём автоматической генерации изображений
при помощи вычислений по конкретным формулам.
Изменения значений в алгоритмах или коэффициентов
в формулах приводит к модификации этих
изображений. Главным преимуществом фрактальной
графики есть то, что в файле фрактального
изображения сохраняются только алгоритмы
и формулы.
- Трехмерная графика.
Трёхмерная графика (3D-графика)
изучает приёмы и методы создания объёмных
моделей объектов, которые максимально
соответствуют реальным. Такие объёмные
изображения можно вращать и рассматривать
со всех сторон. Для создания объёмных
изображений используют разные графические
фигуры и гладкие поверхности. При помощи
их сначала создаётся каркас объекта,
потом его поверхность покрывают материалами,
визуально похожими на реальные. После
этого делают осветление, гравитацию,
свойства атмосферы ии другие параметры
пространства, в котором находиться объект.
Для двигающихся объектом указывают траекторию
движения, скорость.
- Растровая графика.
Основным (наименьшим) элементом
растрового изображения является точка. Если изображение
экранное, то эта точка называется пикселом. Каждый
пиксел растрового изображения имеет
свойства: размещение и цвет. Чем больше
количество пикселей и чем меньше их размеры,
тем лучше выглядит изображение. Большие
объемы данных - это основная проблема
при использовании растровых изображений.
Для активных работ с большеразмерными
иллюстрациями типа журнальной полосы
требуются компьютеры с исключительно
большими размерами оперативной памяти
(128 Мбайт и более). Разумеется, такие компьютеры
должны иметь и высокопроизводительные
процессоры. Второй недостаток растровых
изображений связан с невозможностью
их увеличения для рассмотрения деталей.
Поскольку изображение состоит из точек,
то увеличение изображения приводит только
к тому, что эти точки становятся крупнее
и напоминают мозаику. Никаких дополнительных
деталей при увеличении растрового изображения
рассмотреть не удается. Более того, увеличение
точек растра визуально искажает иллюстрацию
и делает её грубой. Этот эффект называется
пикселизацией.
- Векторная графика.
Как в растровой графике основным
элементом изображения является точка,
так в векторной графике основным элементом
изображения является линия (при этом
не важно, прямая это линия или кривая).
Разумеется, в растровой графике тоже
существуют линии, но там они рассматриваются
как комбинации точек. Для каждой точки
линии в растровой графике отводится одна
или несколько ячеек памяти (чем больше
цветов могут иметь точки, тем больше ячеек
им выделяется). Соответственно, чем длиннее
растровая линия, тем больше памяти она
занимает. В векторной графике объем памяти,
занимаемый линией, не зависит от размеров
линии, поскольку линия представляется
в виде формулы, а точнее говоря, в виде
нескольких параметров. Что бы мы ни делали
с этой линией, меняются только ее параметры,
хранящиеся в ячейках памяти. Количество
же ячеек остается неизменным для любой
линии.
Линия - это элементарный объект векторной
графики. Все, что есть в векторной иллюстрации,
состоит из линий. Простейшие объекты
объединяются в более сложные, например
объект четырехугольник можно рассматривать
как четыре связанные линии, а объект куб
еще более сложен: его можно рассматривать
либо как двенадцать связанных линий,
либо как шесть связанных четырехугольников.
Из-за такого подхода векторную графику
часто называют объектно-ориентированной
графикой. Мы сказали, что объекты векторной
графики хранятся в памяти в виде набора
параметров, но не надо забывать и о том,
что на экран все изображения все равно
выводятся в виде точек (просто потому,
что экран так устроен). Перед выводом
на экран каждого объекта программа производит
вычисления координат экранных точек
в изображении объекта, поэтому векторную
графику иногда называют вычисляемой
графикой. Аналогичные вычисления производятся
и при выводе объектов на принтер. Как
и все объекты, линии имеют свойства. К
этим свойствам относятся: форма линии, ее толщина,
цвет, характер линии (сплошная, пунктирная
и т.п.). Замкнутые линии имеют свойство
заполнения. Внутренняя область замкнутого
контура может быть заполнена цветом,
текстурой, картой. Простейшая линия, если
она не замкнута, имеет две вершины, которые
называются узлами. Узлы тоже имеют свойстьа,
от которых зависит, как выглядит вершина
линии и как две линии сопрягаются между
собой.
- Представление графических
данных.
- Форматы графических
данных.
В компьютерной графике применяют
по меньшей мере три десятка форматов
файлов для хранения изображений. Но лишь
часть из них стала стандартом “де-факто”
и применяется в подавляющем большинстве
программ. Как правило, несовместимые
форматы имеют файлы растровых, векторных,
трехмерных изображений, хотя существуют
форматы, позволяющие хранить данные разных
классов. Многие приложения ориентированы
на собственные “специфические” форматы,
перенос их файлов в другие программы
вынуждает использовать специальные фильтры
или экспортировать изображения в “стандартный”
формат.
- TIFF (Tagged Image File Format).
Формат предназначен для хранения
растровых изображений высокого качества
(расширение имени файла .TIF). Относится
к числу широко распространенных, отличается
переносимостью между платформами (IBM PC и Apple Macintosh),
обеспечен поддержкой со стороны большинства
графических, верстальных и дизайнерских
программ. Предусматривает широкий диапазон
цветового охвата – от монохромного черно-белого
до 32-разрядной модели цветоделения CMYK. Начиная с
версии 6.0 в формате TIFF можно хранить
сведения о масках (контурах обтравки)
изображений. Для уменьшения размера файла
применяется встроенный алгоритм сжатия LZW.
- PSD (PhotoShop Document).
Собственный формат программы
Adobe Photoshop (расширение имени файла .PSD), один
из наиболее мощных по возможностям хранения
растровой графической информации. Позволяет
запоминать параметры слоев, каналов,
степени прозрачности, множества масок.
Поддерживаются 48-разрядное кодирование
цвета, цветоделение и различные цветовые
модели. Основной недостаток выражен в
том, что отсутствие эффективного алгоритма
сжатия информации приводит к большому
объему файлов.
- PCX.
Формат появился как формат
хранения растровых данных программы
PC PaintBrush фирмы Z-Soft и является одним из
наиболее распространенных (расширение
имени файла .PCX). Отсутствие возможности
хранить цветоделенные изображения, недостаточность
цветовых моделей и другие ограничения
привели к утрате популярности формата.
В настоящее время считается устаревшим.
- JPEG (Joint Photographic Experts
Group).
Формат предназначен для хранения
растровых изображений (расширение имени
файла .JPG). Позволяет регулировать соотношение
между степенью сжатия файла и качеством
изображения. Применяемые методы сжатия
основаны на удалении “избыточной” информации,
поэтому формат рекомендуют использовать
только для электронных публикаций.
- GIF (Graphics Interchange Format).
Стандартизирован в 1987 году
как средство хранения сжатых изображений
с фиксированным (256) количеством цветов
(расширение имени файла .GIF). Получил популярность
в Интернете благодаря высокой степени
сжатия. Последняя версия формата GIF89a позволяет
выполнять чересстрочную загрузку изображений
и создавать рисунки с прозрачным фоном.
Ограниченные возможности по количеству
цветов обусловливают его применение
исключительно в электронных публикациях.
- PNG (Portable Network Graphics).
Сравнительно новый (1995 год)
формат хранения изображений для их публикации
в Интернете (расширение имени файла .PNG).
Поддерживаются три типа изображений
– цветные с глубиной 8 или 24 бита и черно-белое
с градацией 256 оттенков серого. Сжатие
информации происходит практически без
потерь, предусмотрены 254 уровня альфа-канала,
чересстрочная развертка.
- WMF (Windows MetaFile).
Формат хранения векторных
изображений операционной системы Windows
(расширение имени файла .WMF). По определению
поддерживается всеми приложениями этой
системы. Однако отсутствие средств для
работы со стандартизированными цветовыми
палитрами, принятыми в полиграфии, и другие
недостатки ограничивают его применение.
- EPS (Encapsulated PostScript).
Формат описания как векторных,
так и растровых изображений на языке
PostScript фирмы Adobe, фактическом стандарте
в области допечатных процессов и полиграфии
(расширение имени файла .EPS). Так как язык
PostScript является универсальным, в файле
могут одновременно храниться векторная
и растровая графика, шрифты, контуры обтравки
(маски), параметры калибровки оборудования,
цветовые профили. Для отображения на
экране векторного содержимого используется
формат WMF, а растрового
– TIFF. Но экранная
копия лишь в общих чертах отображает
реальное изображение, что является существенным
недостатком EPS.Действительное
изображение можно увидеть лишь на выходе
выводного устройства, с помощью специальных
программ просмотра или после преобразования
файла в формат PDF в приложениях Acrobat Reader,
Acrobat Exchange.