Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.3. КАК СООТНОСЯТСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 6
1.4. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ 7
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 8
2.1. ПРИЗНАК ДЕЛЕНИЯ — ПРЕИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ ПРИНОСИТ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 9
2.2. ПРИЗНАК ДЕЛЕНИЯ — ВИДЫ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ТЕХНОЛОГИИ 10
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 11
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ 11
3.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 13
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 13
4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ 13
4.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 14
4.3. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине «Информационные технологии в уп.doc

— 134.59 Кб (Скачать файл)

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан  с появлением персональных компьютеров,  Изменился подход к созданию  информационных систем — ориентация  смещается в сторону индивидуального  пользователя для поддержки принимаемых  им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан  с понятием анализа стратегических  преимуществ в бизнесе и основан  на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

    1. Признак деления — виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная  технология, инструментарий которой  составляли: перо, чернильница, книга.  Коммуникации осуществлялись ручным  способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления  информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы, Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ. который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Характеристика и назначение

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы  управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

ИС управления идеально подходят для  удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Для принятия решений на уровне управленческого  контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

•   оценка планируемого состояния  объекта управления;

•   оценка отклонений от планируемого состояния;

•   выявление причин отклонений;

•   анализ возможных решений  и действий.

Информационная технология управления направлена на создание различных видов  отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки  управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям.

Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

•   отчет должен создаваться  только тогда, когда отклонение произошло;

•   сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

•   все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог  уловить существующую между ними связь;

•   в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

 

    1. Основные компоненты

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе  оценки операций, проводимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и  других нормативных документов, определяющих планируемое состояние  объекта управления (подразделения  фирмы).

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

    1. Характеристика и назначение

Системы поддержки принятия решений  и соответствующая им информационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х — начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

•   система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

•   человек как управляющее  звено, задающее входные данные и  оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Дополнительно к этой особенности  информационной технологии поддержки  принятия решений можно указать  еще ряд ее отличительных характеристик:

•   ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

•   сочетание традиционных методов  доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

•   направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

•  высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться  к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки  принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

    1. Основные компоненты

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная  подсистема, которая состоит из системы  управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

База данных. Она играет в информационной технологии поддержки принятия решений важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователем для расчетов при помощи математических моделей. Рассмотрим источники данных и их особенности.

1. Часть данных поступает от  информационной системы операционного  уровня. Чтобы использовать их  эффективно, эти данные должны  быть предварительно обработаны. Для этого имеются две возможности:

•   использовать для обработки  данных об операциях фирмы систему  управления базой данных, входящую в состав системы поддержки принятия решений;

•   сделать обработку за пределами  системы поддержки принятия решений, создав для этого специальную базу данных. Этот вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений. 2. Помимо данных об операциях фирмы для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные о движении персонала, инженерные данные и т.п., которые должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.

3. Важное значение, особенно для  поддержки принятия решений на  верхних уровнях управления, имеют  данные из внешних источников. В числе необходимых внешних  данных следует указать данные  о конкурентах, национальной и мировой экономике. В отличие от внутренних данных внешние данные обычно приобретаются у специализирующихся на их сборе организаций.

4. В настоящее время широко  исследуется вопрос о включении  в базу данных еще одного  источника данных — документов, включающих в себя записи, письма, контракты, приказы и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации. Система управления данными должна обладать следующими возможностями:

•   составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирования и фильтрации;

•   быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;

•   построение логической структуры  данных в терминах пользователя;

•   использование и манипулирование  неофициальными данными для экспериментальной  проверки рабочих альтернатив пользователя;

•   обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы. База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

Использование моделей в составе информационных систем началось с применения статистических методов и методов финансового анализа, которые реализовывались командами обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа "что будет, если ?" или "как сделать, чтобы?". Такие языки, созданные специально для построения моделей, дают возможность построения моделей определенного типа, обеспечивающих нахождение решения при гибком изменении переменных.

Информация о работе Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений