Концепция облачных технологий
В наше время программное обеспечение
развивается с такой скоростью,
что только что приобретенное
и установленное устаревает практически
сразу. Надо что-то обновлять, модернизировать.
А стоит ли? Наверное многие слышали, а
самое интересное, кто даже и не слышал,
то возможно и пользовался сам таким программным
решением, как облачные вычисления. На
сегодняшний день технологии облачных
вычислений приобретают все большую популярность,
а концепция Cloud Computing является одной из
самых модных мировых тенденций развития
информационных технологий. Суть облачных
вычислений заключается в том, что приложения
с которыми мы работаем, находятся не у
нас на компьютере(нетбуке, смартфоне
и т.д.), а удаленно на сервере.
Первые идеи, косвенно соотносящиеся
с тем, что мы сегодня понимаем
под облачными вычислениями, и
описывающие возможность вычислений
с использованием удаленных вычислительных
центров, относятся еще к 70-м —
80-м годам. Однако публичная история
собственно Cloud Computing в современной реализации
начинается примерно с 2006 года. Именно
тогда не нуждающаяся в представлении
компания Amazon представила свою инфраструктуру
веб-сервисов (Web Services), обеспечивающую
не только хостинг, но и предоставляющую
клиенту удаленные вычислительные мощности.
Вслед за Amazon аналогичные сервисы представили
Google, Sun и IBM. А в 2008 году свои планы в этой
области озвучила компания Microsoft. Причем
Microsoft анонсировала не просто сервис, но
полноценную облачную операционную систему
Windows Azure . Официальный релиз Windows Azure состоялся
в начале 2010 года. На сегодняшний день
Windows Azure остается одним из самых крупных
и всеохватных проектов в сфере Cloud Computing.
Но 2010 год можно считать важной датой в
истории облачных технологий не только
из-за релиза Azure, но и благодаря появлению
ряда облачных сервисов, ориентированных
уже не на разработчиков, а на простых
пользователей. И именно на примере одного
такого сервиса можно объяснить суть концепции
Cloud Computing. Для наглядности привести несколько
примеров.
17 июля в США был запущен
облачный сервис OnLive, предоставляющий
возможность играть в современные
игры даже на самом простом
оборудовании. Технически это выглядит
следующим образом: сама игра
располагается на удаленном сервере и
там же производится обработка графики,
которая на компьютер конечному пользователю
поступает уже в «готовом» виде. Проще
говоря, те вычисления, которые при обычной
игре на компьютере выполняют видеокарта
и процессор, здесь уже выполнены на сервере,
а ваш компьютер используется лишь как
монитор. Можно и вовсе использовать обычный
телевизор, только придется к нему прикупить
миниатюрную приставку OnLive MicroСonsole, которая
и будет связующим звеном между пользователем,
сервисом и отображающим устройством.
Собственно, в этой информации уже
скрывается ответ на вопрос «что же
такое облачные вычисления». Облачные
вычисления — это новая парадигма,
предполагающая распределенную и удаленную
обработку, и хранение данных. Облако (раньше
это слово мы писали с кавычками, но за
последние два года оно так распространилось
именно в своем компьютерном значении,
что можно его использовать уже как термин,
а не как метафору) — это не что иное, как
некий крупный дата-центр (или сеть взаимосвязанных
между собой серверов). В случае с OnLive именно
в этом дата-центре хранятся файлы (в данном
случае — игры), и именно там совершаются
все вычислительные операции. Что это
значит? Это значит, что автоматически
снимаются все проблемы с производительностью
компьютера и количеством свободного
места на винчестере. Кроме того, отпадает
необходимость платить довольно большие
деньги сразу за продукт, который вам не
обязательно придется по душе. Не секрет,
что большинство игр не хочется проходить
повторно, поэтому получается, что стоимость
нескольких часов (или пусть даже нескольких
дней) удовольствия — неоправданно высока.
Куда удобней был бы вариант, при котором
вы платили бы только за то время, которое
играете. Или же (если такой вариант вам
психологически неудобен) — вы бы платили
некую небольшую фиксированную сумму
ежемесячно, что позволяло бы вам играть
без ограничений в любые из доступных
игр. Именно это и предлагает OnLive.
Главное — такие сервисы предлагают
нам игры как услугу. А теперь представим,
что речь идет не об играх, а о программном
обеспечении. То есть вы платите не за
продукт как таковой (грубо говоря, за
коробку с диском), а за конкретные функции/возможности,
которые вам предоставляет данный продукт.
И здесь мы подошли еще к одному ключевому
понятию из сферы облачных технологий:
Software as a Service.
Согласно SaaS-концепции вы платите
не единовременно, покупая продукт,
а как бы берете его в аренду.
Причем, используете ровно те функции,
которые вам нужны (и, соответственно,
платите за них же). Например, раз
в год вам нужна некая программа.
И чаще вы ее использовать не собираетесь.
Так зачем же покупать продукт, который
будет у вас лежать без дела?
И зачем тратить на него место
(в квартире, если это коробка
с диском, на винчестере, если это
файл)? Здесь, конечно, можно возразить,
что программы, которые мы используем
изредка, как правило, имеют небольшой
размер и цену, и их легче купить
один раз, потом уже об этом не думая,
об этом. А если онлайн-сервис (предоставляющий
полные функциональные возможности
этой программы) бесплатный? Уже можно
задуматься! Именно по такому пути пошли
два конкурента — Microsoft и Google. Обе
компании выпустили наборы сервисов,
позволяющих работать с документами.
У Google это Google Docs, у Microsoft — Office Web Apps.
При этом, оба сервиса тесно взаимосвязаны
с почтой (Gmail в первом случае и Hotmail во
втором) и файловыми хранилищами. Таким
образом, пользователя как бы переводят
из привычной ему оффлайн-среды в онлайн.
Важно, что и Google, и Microsoft интегрируют поддержку
своих онлайн-сервисов во все программные
среды — как настольные, так и мобильные
(напомним, что Google создала ОС Android, а Microsoft
— Windows Phone 7).
Собственно говоря, мы привели лишь
пару частных примеров. Если же говорить
глобально, то все варианты облачных
технологий подразумевают подписочную
модель оплаты. Причем, не только в отношении
софта, но и по части аппаратных ресурсов.
И это условно называется Pay as you go. Ну а
тем, кому аппаратные ресурсы не нужны,
могут просто взять требуемые приложения
в аренду (и здесь мы возвращаемся к понятию
Software as a Service).
Рассмотрим основные плюсы и минусы облачных
вычислений:
- Основным минусом на сегодняшний день при постоянном использовании облачных вычислений следует отнести необходимость в постоянном подключении к интернету. Нет связи - нет возможности воспользоваться своими данными.
- Еще одним минусом является невозможность найти приложения в "облаке", которыми мы пользуемся локально. Это, скорее всего, носит временный характер.
- Рассмотрим вопрос надежности хранения данных не на локальных серверах(локальных жестких дисках и т.д.) а удаленно. Работая локально каждый под себя настраивает архивацию важных данных. В принципе облачные вычисления архивируются с определенной периодичностью и хранятся в распределенном виде, но никто не застрахован от сбоев. На мой взгляд, важную информацию все же стоит дублировать на собственном жестком диске.
- Непосредственно самих данных коснемся вопроса конфиденциальности. Никто не дают гарантий, что наши данные не будут просматриваться. Да и сервисы, представляющие облачные вычисления находятся в разных странах, и попадают совсем под другие законы, каких мы может, вовсе не знаем. К минусам еще можно отнести и то, что однажды привыкнув и переместив свои данные на определенное облачное вычисление, мы уже е сможем отказаться от него, а компания, которая предоставляла данный сервис, может изменить условия пользования им - например, изначально из бесплатного стать платным.
- Теперь перейдем к плюсам облачных вычислений. Так как наши данные обрабатываются или (и) хранятся на внешних вычислительных ресурсах, отпадает надобность в специфическом "железе", т.е. нет абсолютно никакой разницы каким устройством мы пользуемся, будь то ПК, ноутбук, нетбук, смартфон. Также нет разницы, какая операционная система у нас установлена. Нам достаточно браузера, чтоб осуществить свой запрос, а мощь используемого нами устройства должна быть достаточной только для принятия ответа с облачного вычисления.
- Большой плюс заключается в отсутствии необходимости ПОКУПАТЬ и устанавливать специфическое программное обеспечение на свое устройство, особенно если пользуемся мы им крайне редко, а стоит оно довольно таки дорого. В таком случае проще разово оплатить услугу облачного сервиса(в идеале воспользоваться бесплатно).
- Еще плюсом будет и то, что экономия наших средств при использовании облачных вычислений будет осуществляться не только на оборудовании и софте, а также на потреблении электроэнергии. Также в случае платного использования облачных вычислений оплачиваться будет только фактическое использование.
- И, конечно же, огромный плюс - это привязка к определённому рабочему месту. Где бы мы не находились, мы всегда можем обратиться к своим данным взяв с собой нетбук или смартфон. Одно условие - наличие доступа в интернет
Взгляд в будущее
Несмотря на очевидные преимущества,
саму концепцию облачных технологий
немало критикуют, причем с самых
разных сторон. Главные претензии
связаны с безопасностью (достаточно
ли надежно защищены данные в облаке?
И нет ли вероятности того, что
сам владелец дата-центра решит воспользоваться
доверенными ему данными?) и жизненной
необходимостью надежного широкополосного
доступа в интернет. Мы сейчас не
будем увязать в полемике, тем
более что эти моменты действительно
не так уж и очевидны. Однако, несмотря
на все сомнения будущее облачных технологий
представляется самым радужным. Доказательством
того, что это не временное увлечение,
а новый путь развития высоких технологий,
является следующий факт: сколь бы ни были
сильны противоречия между тремя гигантами
— Microsoft, Apple и Google, сколь бы ни различались
взгляды их руководителей и идеологов
на развитие индустрии и потребности пользователей,
практически одновременно они вошли на
эту новую (пока что) территорию, и совершенно
не собираются оттуда уходить. Более того,
именно с облачными технологиями все три
компании связывают свое будущее. И пусть
Microsoft об этом трубит на каждом углу, а
Apple, наоборот, не делает громких заявлений
и держит в тайне свои планы (среди которых,
в частности, называют создание облачного
варианта iTunes), однако, дела говорят сами
за себя. Еще два года назад концепция
Cloud Computing казалась лишь красивой идеей,
«маниловщиной», странным экспериментом.
Сегодня же преимущества облачных технологий
могут почувствовать даже те люди, которые
не связаны с разработкой программ, веб-технологиями
и прочими узкоспециализированными вещами
(вышеупомянутые Xbox Live, Windows Live, MobileMe, OnLive,
Google Docs — яркие тому примеры).