Контроль доступа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Начиная с восьмидесятых годов компьютеры начали активно внедряться в нашу жизнь. Люди стали доверять им важнейшую информацию, попадание которой в чужие руки грозило тяжелыми последствиями. Однако информация оказалась незащищенной и остро стал вопрос о ее защите. Этот вопрос беспокоит как специалистов в области компьютерной безопасности так и многочисленных рядовых пользователей персональных компьютеров. Это связано с глубокими изменениями вносимыми компьютерной технологией в нашу жизнь. Изменился сам подход к понятию «информация». Этот термин сейчас больше используется для обозначения специального товара, который можно купить, продать, обменять на что-то другое и т.д.

Файлы: 1 файл

Контроль доступа.docx

— 33.14 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Начиная с восьмидесятых  годов компьютеры начали активно внедряться в нашу жизнь. Люди стали доверять им важнейшую информацию, попадание которой в чужие руки грозило тяжелыми последствиями. Однако информация оказалась незащищенной и остро стал вопрос о ее защите. Этот вопрос беспокоит как специалистов в области компьютерной безопасности так и многочисленных рядовых пользователей персональных компьютеров. Это связано с глубокими изменениями вносимыми компьютерной технологией в нашу жизнь. Изменился сам подход к понятию «информация». Этот термин сейчас больше используется для обозначения специального товара, который можно купить, продать, обменять на что-то другое и т.д. При этом стоимость подобного товара зачастую превосходит в десятки, а то и в сотни раз стоимость самой вычислительной техники, в рамках которой он функционирует. Даже более того, информация, в данное время, является одним из основных товаров.

Естественно, возникает потребность  защитить информацию от несанкционированного доступа, кражи, уничтожения, изменения и других преступных действий. Однако большая часть пользователей не осознает, что постоянно рискует безопасностью своей информации и личными тайнами. И лишь немногие, хоть каким-либо образом защищают свои данные. Пользователи компьютеров регулярно оставляют полностью незащищенными даже такие данные как налоговая и банковская информация, деловая переписка и электронные таблицы. Проблемы значительно усложняются также из-за того, что появился тип людей, который не просто охотится за информацией в преступных целях, а делают это для развлечения. Также, проблем становится больше, когда люди начинают работать в сети, так как злоумышленнику намного легче в это время заполучить или уничтожить информацию, находящуюся на компьютере.

Существуют в российском законодательстве законы, в котором  информация, безусловно, признается объектом собственности человека. И человек, как владелец своей информации имеет право определять правила ее обработки и зашиты. Базовым в этом отношении является Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", принятый 25 января 1995 г. В соответствии с ним любой российский гражданин может предпринимать необходимые меры для предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации. Вопрос состоит в том, какие действия являются на самом деле необходимыми для адекватной защиты вашей информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Контроль доступа

 

Контроль доступа –  функция открытой системы, обеспечивающая технологию безопасности, которая разрешает или запрещает доступ к определенным типам данных, основанную на идентификации объекта, которому нужен доступ, и объекта данных являющегося целью доступа.

Контроль доступа является одной из самых важных элементов  защиты вашего ПК и Информации на нем. Доступ к защищенной информации должен быть ограничен, чтобы только люди, которые имеют право доступа, могли получать эту информацию. Компьютерные программы и во многих случаях чужеродные компьютеры посредством локальной сети, Интернета, беспроводной сети могут получить секретную информацию, которая не предназначена им. Это может нанести как финансовые, так и информационные потери. В связи с этим требуется механизм контроля доступа к защищенной информации. Сложность механизмов контроля доступа должна быть в паритете с ценностью информации, то есть чем более важной или ценной информация является, тем более сложным нужны механизмы контроля доступа. Основными механизмами контроля доступа является идентификация и аутентификация.

Управление доступом включает следующее функции защиты:

    • идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
    • опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному ему идентификатору;
    • проверку полномочий (соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
    • разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
    • регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
    • реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытке несанкционированных действий.
  1. Идентификация и аутентификация

 

Присвоение субъектам  и объектам доступа личного идентификатора и сравнение его с заданным перечнем называется идентификацией. Идентификация обеспечивает выполнение следующих функций:

    • установление подлинности и определение полномочий субъекта при его допуске в систему,
    • контролирование установленных полномочий в процессе сеанса работы;
    • регистрация действий и др.

Если человек делает заявление  «Здравствуйте, меня зовут Вячеслав». Он заявляет о том, кто он. Тем не менее, его заявление может и не быть правдой. Чтобы определить человека как Вячеслава необходимо проверить является ли этот человек таковым. Тут начинается аутентификация.

Аутентификацией (установлением  подлинности) называется проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора и подтверждение его подлинности. Другими словами, аутентификация заключается в проверке: является ли подключающийся субъект тем, за кого он себя выдает.

Общая процедура идентификации и аутентификации пользователя при его доступе в автоматизированную систему представлена на рис. 1 (Приложение 1). Если в процессе аутентификации подлинность субъекта установлена, то система защиты информации должна определить его полномочия (совокупность прав). Это необходимо для последующего контроля и разграничения доступа к ресурсам.

По контролируемому компоненту системы способы аутентификации можно разделить на аутентификацию партнеров по общению и аутентификацию источника данных. Аутентификация партнеров по общению используется при установлении (и периодической проверке) соединения во время сеанса. Она служит для предотвращения таких угроз, как маскарад и повтор предыдущего сеанса связи. Аутентификация источника данных – это подтверждение подлинности источника отдельной порции данных.

По направленности аутентификация может быть односторонней (пользователь доказывает свою подлинность системе, например при входе в систему) и двусторонней (взаимной).

Обычно методы аутентификации классифицируют по используемым средствам. В этом случае указанные методы делят  на четыре группы:

    1. Основанные на знании лицом, имеющим право на доступ к ресурсам системы, некоторой секретной информации – пароля.
    2. Основанные на использовании уникального предмета: жетона, электронной карточки и др.
    3. Основанные на измерении биометрических параметров человека – физиологических или поведенческих атрибутах живого организма.
    4. Основанные на информации, ассоциированной с пользователем, например, с его координатами.

Рассмотрим эти группы.

1. Наиболее распространенными  простыми и привычными являются  методы аутентификации, основанные  на паролях – секретных идентификаторах  субъектов. Здесь при вводе субъектом своего пароля подсистема аутентификации сравнивает его с паролем, хранящимся в базе эталонных данных в зашифрованном виде. В случае совпадения паролей подсистема аутентификации разрешает доступ к ресурсам АС.

Парольные методы следует  классифицировать по степени изменяемости паролей:

    • методы, использующие постоянные (многократно используемые) пароли,
    • методы, использующие одноразовые (динамично изменяющиеся) пароли.

В большинстве АС используются многоразовые пароли. В этом случае пароль пользователя не изменяется от сеанса к сеансу в течение установленного администратором системы времени его действительности. Это упрощает процедуры администрирования, но повышает угрозу рассекречивания пароля. Известно множество способов вскрытия пароля: от подсмотра через плечо до перехвата сеанса связи. Вероятность вскрытия злоумышленником пароля повышается, если пароль несет смысловую нагрузку (год рождения, имя девушки), небольшой длины, набран на одном регистре, не имеет ограничений на период существования и т. д. Важно, разрешено ли вводить пароль только в диалоговом режиме или есть возможность обращаться из программы.

В последнем случае, возможно запустить программу по подбору паролей – «дробилку».

Более надежный способ –  использование одноразовых или  динамически меняющихся паролей.

Известны следующие методы парольной защиты, основанные на одноразовых паролях:

    • методы модификации схемы простых паролей;
    • методы «запрос-ответ»;
    • функциональные методы.

В первом случае пользователю выдается список паролей. При аутентификации система запрашивает у пользователя пароль, номер в списке которого определен по случайному закону. Длина и порядковый номер начального символа пароля тоже могут задаваться случайным образом.

При использовании метода «запрос-ответ» система задает пользователю некоторые вопросы общего характера, правильные ответы на которые известны только конкретному пользователю.

Функциональные методы основаны на использовании специальной функции  парольного преобразования . Это позволяет обеспечить возможность изменения (по некоторой формуле) паролей пользователя во времени.

Отметим, что методы аутентификации, основанные на одноразовых паролях, также не обеспечивают абсолютной защиты. Например, если злоумышленник имеет возможность подключения к сети и перехватывать передаваемые пакеты, то он может посылать последние как собственные.

2. В последнее время  получили распространение комбинированные  методы идентификации, требующие,  помимо знания пароля, наличие  карточки (token) – специального устройства, подтверждающего подлинность субъекта.

Карточки разделяют на два типа:

    • пассивные (карточки с памятью);
    • активные (интеллектуальные карточки).

Самыми распространенными  являются пассивные карточки с магнитной  полосой, которые считываются специальным устройством, имеющим клавиатуру и процессор. При использовании указанной карточки пользователь вводит свой идентификационный номер. В случае его совпадения с электронным вариантом, закодированным в карточке, пользователь получает доступ в систему. Это позволяет достоверно установить лицо, получившее доступ к системе и исключить несанкционированное использование карточки злоумышленником (например, при ее утере). Такой способ часто называют двухкомпонентной аутентификацией.

Иногда (обычно для физического  контроля доступа) карточки применяют  сами по себе, без запроса личного идентификационного номера.

К достоинству использования  карточек относят то, что обработка  аутентификационной информации выполняется устройством чтения, без передачи в память компьютера. Это исключает возможность электронного перехвата по каналам связи.

Недостатки пассивных  карточек следующие: они существенно  дороже паролей, требуют специальных устройств чтения, их использование подразумевает специальные процедуры безопасного учета и распределения. Их также необходимо оберегать от злоумышленников, и, естественно, не оставлять в устройствах чтения. Известны случаи подделки пассивных карточек.

Интеллектуальные карточки кроме памяти имеют собственный  микропроцессор. Это позволяет реализовать различные варианты парольных методов защиты: многоразовые пароли, динамически меняющиеся пароли, обычные запрос-ответные методы. Все карточки обеспечивают двухкомпонентную аутентификацию.

К указанным достоинствам интеллектуальных карточек следует  добавить их многофункциональность. Их можно применять не только для  целей безопасности, но и, например, для финансовых операций. Сопутствующим  недостатком карточек является их высокая стоимость.

Перспективным направлением развития карточек является наделение  их стандартом расширения портативных систем PCMCIA (PC Card). Такие карточки являются портативными устройствами типа PC Card, которые вставляются в разъем PC Card и не требуют специальных устройств чтения. В настоящее время они достаточно дороги.

3. Методы аутентификации, основанные на измерении биометрических  параметров человека (см. таблицу 1 в Приложении 2), обеспечивают почти 100 % идентификацию, решая проблемы утраты паролей и личных идентификаторов. Однако такие методы нельзя использовать при идентификации процессов или данных (объектов данных), так как они только начинают развиваться (имеются проблемы со стандартизацией и распространением), требуют пока сложного и дорогостоящего оборудования. Это обусловливает их использование пока только на особо важных объектах и системах.

Примерами внедрения указанных  методов являются системы идентификации  пользователя по рисунку радужной оболочки глаза, отпечаткам ладони, формам ушей, инфракрасной картине капиллярных  сосудов, по почерку, по запаху, по тембру голоса и даже по ДНК.

Новым направлением является использование биометрических характеристик в интеллектуальных расчетных карточках, жетонах-пропусках и элементах сотовой связи. Например, при расчете в магазине предъявитель карточки кладет палец на сканер в подтверждение, что карточка действительно его.

Назовем наиболее используемые биометрические атрибуты и соответствующие системы.

    • Отпечатки пальцев. Такие сканеры имеют небольшой размер, универсальны, относительно недороги. Биологическая повторяемость отпечатка пальца составляет  10-5 %. В настоящее время пропагандируются правоохранительными органами из-за крупных ассигнований в электронные архивы отпечатков пальцев.
    • Геометрия руки. Соответствующие устройства используются, когда из-за грязи или травм трудно применять сканеры пальцев. Биологическая повторяемость геометрии руки около 2 %.
    • Радужная оболочка глаза. Данные устройства обладают наивысшей точностью. Теоретическая вероятность совпадения двух радужных оболочек составляет 1 из 1078.
    • Термический образ лица. Системы позволяют идентифицировать человека на расстоянии до десятков метров. В комбинации с поиском данных по базе данных такие системы используются для опознания авторизованных сотрудников и отсеивания посторонних. Однако при изменении освещенности сканеры лица имеют относительно высокий процент ошибок.
    • Голос. Проверка голоса удобна для использования в телекоммуникационных приложениях. Необходимые для этого 16-разрядная звуковая плата и конденсаторный микрофон стоят менее 25 $. Вероятность ошибки составляет 2 – 5%. Данная технология подходит для верификации по голосу по телефонным каналам связи, она более надежна по сравнению с частотным набором личного номера. Сейчас развиваются направления идентификации личности и его состояния по голосу – возбужден, болен, говорит правду, не в себе и т.д.
    • Ввод с клавиатуры. Здесь при вводе, например, пароля отслеживаются скорость и интервалы между нажатиями.
    • Подпись. Для контроля рукописной подписи используются дигитайзеры.

Информация о работе Контроль доступа