Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:00, контрольная работа
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информа-ционной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание и структура законодательства в области обеспечения информационной безопасности………………………………………………….4
2. Организация контроля и надзора соблюдения законодательства в области персональных данных…………………………………………………………….6
Заключение………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………………………...10
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОНОГО
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ
кафедра Управления и информационно-технического обеспечения
Контрольная работа
по дисциплине
«Информационная безопасность»
Вариант №8
слушатель заочной формы обучения
группы Юзп1- 09
майор внутренней службы
Жидик Р.В.
преподаватель
кафедры У и ИТО к.т.н.
ст. лейтенант внутренней службы
Кравченко А.С.
Воронеж 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Содержание и структура законодательства
в области обеспечения информационной
безопасности………………………………………………
2. Организация контроля и надзора
соблюдения законодательства в области
персональных данных…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляю-щих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Интересы личнос-ти в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информа-ционной безопасности.
1. Содержание и структура законодательства в области обеспечения
Система государственного надзора и контроля в области персональных данных строится на функционировании трех регуляторов, ответственных за определенные области деятельности в сфере персональных данных.
Основным регулятором, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законода-тельства РФ в этой области, является уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском-надзор), территориальные органы которой действуют в каждом субъекте РФ. Зона ответственности и область проверок этого регулятора – все организационные мероприятия, включая акт классификации информа-ционных систем персональных данных. Права и обязанности этого уполно- моченного органа устанавливаются положением о нем в соответствии со ст. 23 Закона «О персональных данных».
Вторым регулятором, контролирующим осуществление мер по технической защите информационных систем обработки персональных данных, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и ее территориальные органы. Сфера ответственности и область проверок – технические средства защиты информации, исполь-зующие не криптографические методы и способы защиты персональных данных.
Третьим регулятором является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, – Федераль-ная служба безопасности РФ (ФСБ России), которая устанавливает особен-ности разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации и предоставления услуг по шифрованию (засекречиванию) персональных данных при их обработке
в информационных системах и осуществляет контроль в данной области.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда), является уполномоченным органом на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. и по вопросам защиты персональных данных работников.
Правомерно будет считать, что рассматриваемый вопрос в настоящее время наиболее актуален, т. к. более активное использование средств компьютерной техники и информационно-обрабатывающих технологий, а также увеличивающийся объем массивов информации вызывает появление новых правовых проблем, требующих от работодателей принятия адекватных мер реагирования.
2. Организация контроля и надзора соблюдения законодательства
Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющий выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранению и передачи персональных данных граждан.
Согласно требованию закона о защите персональных данных, оператор персональных данных обязан выполнить ряд организационных и технических мер касающихся процессов обработки персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определён- ному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Оператор персональных данных – государственный орган, муници-пальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
Правоотношения в сфере
персональных данных регулируются федераль-ным
законодательством РФ (Федеральный Закон
от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»),
Трудовым кодексом РФ (глава 14), а так же
Гражданским кодексом РФ. Закон «О персональных
данных» обязывает оператора принимать
необходимые организационные и технические
меры для защиты персональных данных от
неправомерного или случайного доступа
к ним, уничтожения, изменения, блокирования,
копирования, распространения персональных
данных, а также от иных неправомерных
действий.
Появление закона
поставило сложную и требующую немедленного
решения задачу перед большинством российских
компаний.
Компании (операторы), обрабатывающие персональные данные в информационных системах обязаны обеспечивать:
1. Проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкцио-нированного доступа к персональным данным и (или) передачи их лицам не имеющим права доступа к такой информации;
2. Своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным;
3. Недопущение воздействия на технические средства автоматизированной обработки персональных данных, в результате которого может быть нарушено их нормальное функционирование;
4. Возможность незамедлительного восстановления персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
5. Постоянный контроль за обеспечением уровня защищённости пресональ-ных данных.
Контроль и надзор за выполнением законодательства в области персональных данных, а также при использовании информационных технологий и возложен на следующие органы которые отвечают также за информационную безопасность:
1. ФСБ России (Федеральная
служба безопасности Российской Федерации)
– основной надзорный орган в части использования
средств шифрования;
2. Роскомнадзор (Федеральная
служба по надзору в сфере связи, информа-ционных
технологий и массовых коммуникаций) –
основной надзорный орган в области персональных
данных;
3. ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) – надзорный орган в части использования технических средств защиты.
Заключение
В заключительной части можно сказать, что информационные техно-логии, изменяя социальную организацию общества, не оказывают влияния на основные законы его развития, на природу человека, биологическую и психологическую основу его жизни. В связи с этим не претерпевают и изменений и основные источники угроз интересам человека, общества и государства, свойственные доиндустриальному и индустриальному этапам цивилизационного развития.
К числу таких источников угроз относится, прежде всего, конфликтное взаимодействие с другими субъектами жизни общества, обусловленное антагонистическими противоречиями в представлениях об объектах удовлетворения насущных нужд, потребностей и интересов, о способах овладения этими объектами и направлениях их использования.
Наиболее часто объектами конфликтных отношений становятся дефицитные материальные ресурсы (земля, вода, домашние и дикие живот- ные, денежные средства, полезные ископаемые (особенно нефть и природ-ный газ) и иные ограниченные ресурсы, являющиеся объектами собствен-ности или государственного суверенитета), отношения власти, дающие возможность распоряжаться людьми и материальными объектами.
Существенным отличием угроз, возникающих в информационном об- ществе, от угроз характерных для индустриального общества, является изменение форм их проявления и способов реализации.
Так преступления с корыстными целями, всегда представляют собой значительную социальную опасность, всё чаще совершаются не только с использованием новейших информационных технологий, но и с использова-нием информации в качестве осуществления корыстных посягательств. По мере развития «электронно-сетевой» экономики, информатизации государст-венных органов тенденция роста этого вида преступлений в ближайшем будущем, видимо будет нарастать.
Всё больший ущерб
Расширяется использование современных информационных технологий для совершения преступных деяний в области нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, ведения экономического и промыш- ленного шпионажа, раскрытия сведений, составляющих коммерческую, служебную, государственную и другие тайны охраняемые законом.
Усиливается опасность использования современных технологий для нанесения ущерба политическим, экономическим, военным и иным интере- сам государства (если брать Российскую Федерацию) со стороны враждебно настроенных государств (таких как США) и их организаций (например ЦРУ). Многие государства активно проводят исследования в области использо-вания информационных технологий для оказания силового давления на политическое руководство противостоящих государств (опять тоже США и их «лучшая подружка» по блоку НАТО Великобритания), совершенствуют методы и способы ведения так называемых информационных войн. Всё это выделяет обеспечение безопасности в качестве важнейшего направления деятельности человека, организаций и государственных органов в информационном обществе.
Важная особенность указанной
деятельности – многообразие
возможных объектов
Информация о работе Контрольная работа по "Информационной безопасности"