Лабораторная работа по BPWin 4.0
Цель:
На учебном
примере освоить интерфейс программы.
Исходные
данные:
Частное предприятие "Пекарь" печет
пироги под заказ. Существует основной
процесс "выпечка пирога", который
приносит ЧП доход. Производство построено
так: сначала пекарь - владелец предприятия,
получает и обрабатывает заявки от магазинов,
затем выпекает необходимое количество
пирогов и передает их заказчикам.
Необходимо представить модель
данного процесса в виде диаграммы
по методологии IDEF0 в программе
BPWin.
Название процесса |
Выпечка пирога |
Цель процесса |
Выпечка вкусного аппетитного пирога |
Хозяин процесса (точка зрения) |
Пекарь |
Границы процесса |
Обработка заявки - готовый пирог |
Входы |
Компоненты (мука, яйца, сахар….), заявки
от магазинов |
Управление |
Рецепт, положение о подразделении,
нормативные документы |
Механизмы |
Пекарь - ответственный и исполнитель,
оборудование (печь, мешалка…) |
Выход |
пирог |
|
|
Начало работы:
- Запустите программу BPWin 4.0 (или AllFusion Process Modeler)
из меню "Пуск"
- Начните проект: File\New…
- В появившемся окне напишите имя модели: Выпечка пирогов ЧП "Пекарь", и нажмите ОК
- Появится еще одно окно, там в графе Author: укажите свою фамилию и инициалы,
нажмите ОК. Теперь перед вами есть рабочее
поле, в котором присутствует прямоугольник
- процесс, колонтитулы верхний и нижний.
В верхнем колонтитуле появилось название
модели и ваша фамилия
- Теперь двойным щелчком мыши нажмите на прямоугольник. В появившемся окне вместо Untitled Object 0 введите название процесса: "Выпечка пирогов", нажмите ОК. В центре прямоугольника появилось
соответствующее название. При необходимости
увеличьте шрифт: двойной щелчок по прямоугольнику,
затем выберите закладку Font, укажите соответствующий размер
и нажмите ОК
- Выберете Текстовый инструмент
, нажмите левой клавишей мыши в левом
нижнем углу рабочего пространства. В
появившемся окне поставьте маркер на
и напишите в верхнем поле цель: Цель: см. исходные данные. Затем нажмите
ОК. Таким же образом оформляется точка
зрения, только в этот раз маркер следует
поставить на
: точка зрения: см. исходные данные.
- Контекстная диаграмма должна выглядеть так:
-
Теперь необходимо нарисовать стрелки:
выбираете инструмент рисования
стрелок:
, подведите курсор мыши к левому краю
рабочего поля (рисование стрелок входа),
пока не появится закрашенный столбик.
Нажмите один раз левой клавишей мыши
на столбике и отпустите, столбик исчезнет,
а за курсором будет тянуться стрелка.
Подведите ее к левой стороне прямоугольника,
чтобы появился закрашенный треугольник
внутри прямоугольника.
Нажмите на левую клавишу мыши,
треугольник исчезнет и появится
стрелка "входа".
- Все стрелки рисуются одинаково. Стрелки управления - рисуются сверху
вниз, стрелки механизмов снизу вверх,
а стрелки выходов из прямоугольника к
правому краю. Итоговый рисунок выглядит
так, обратите внимание на направление
стрелок (должны совпадать с рисунком):
- Теперь необходимо дать названия стрелкам: для этого нажмите на инструмент
"основной курсор" (им осуществляются
основные действия по перемещению объектов,
уменьшение/увеличение размеров, работа
с меню и т.д.). Нажмите основным курсором
дважды по стрелке и введите название
в верхнем поле появившегося окна. Повторите
процедуру для всех стрелок. Обратите
внимание на соответствие диаграммы исходным
данным
- Теперь используем инструменты привязки
и обрезки стрелок. Выберите инструмент
привязки
и нажмите на любой из стрелок. От стрелки
к названиям появились лини привязки.
- Теперь с отжатым основным курсором
нажмите правую клавишу на любой из стрелок
и выберите Trim
соответствующая стрелка обрежется.
При этом можно основным курсором
перемещать названия стрелок для
придания эстетического вида. Итоговый
рисунок выглядит так:
чтобы отменить привязку (squiggle) либо обрезку (trim), нужно снять птички с соответствующих
названий в меню. Меню вызывается с помощью
нажатия правой клавишей мыши по стрелке
- Сейчас у нас получилась контекстная диаграмма процесса "Выпечка пирогов" (см. рис. В п.12). Теперь необходимо декомпозировать
процесс. Для этого нажимаем на инструмент
- декомпозировать/перейти на уровень
вниз. В появившемся окне выбрать цифру 4 и нажать ОК. Появившееся окно представляет
следующий вид:
- Теперь задаем названия прямоугольникам в соответствии с рисунком. Перед
началом зададим некоторые параметры
для удобства: Model/Model properties… / закладка Layout/ , в разделе Fit name in box выберите Wrap text to feet box - для того, чтобы текст автоматически
переносился в прямоугольниках в соответствии
с их размерами, в разделе Arrows выберите Break arrows at intersection - для того чтобы появлялись пробелы
при пересечении стрелок.
- Сначала необходимо подцепить граничные стрелки к прямоугольникам. Для этого выберите инструмент
рисование стрелок и перекрестием необходимо
попасть на стрелку и нажать левую клавишу
мыши один раз - стрелка двигается за курсором.
Подведите ее к соответствующим сторонам
прямоугольников, и после появления закрашенного
треугольника нажмите на левую клавишу
мыши еще раз - стрелка привязалась к прямоугольнику.
Обратите внимание, что стрелки выхода
рисуются из прямоугольника к необходимой
стрелке. Подцепить стрелки нужно так:
- Стрелка "пирог" осталась не подцепленной, потому
что в диаграмме отсутствует подпроцесс
контроля. Чтобы добавить прямоугольник
необходимо выбрать инструмент
рисование прямоугольников и нажатием
левой клавишей мыши в правом нижнем углу
появляется 5ый прямоугольник. Необходимо
основным курсором
передвинуть остальные прямоугольники
и дать название вновь созданному: "контроль", затем подцепить стрелку "пирог"
к прямоугольнику
- Некоторые стрелки идут более чем в один прямоугольник, для этого необходимо включить инструмент рисования стрелок и нажать левой клавишей мыши на стрелку - произойдет расщепление
стрелки. Таким образом, диаграмму декомпозиции
необходимо привести в следующую форму
(синим цветом помечены расщепленные стрелки)
- Теперь диаграмму декомпозиции необходимо дополнить внутренними стрелками. Активизируйте инструмент рисования стрелок и последовательно соедините
их, начиная из вышестоящего прямоугольника.
При рисовании стрелок следует дожидаться
появления закрашенных треугольников
в прямоугольниках (внутренние стрелки
изображены зеленым цветом)
- Необходимо дополнить диаграмму декомпозиции стрелкой обратной связи.
Процесс рисования стрелки обратной связи
аналогичен общему, т.е. начинаем рисовать
стрелку с отжатым инструментом рисования
стрелок из работы "контроль", расщепив
при этом стрелку "пирог" - тем самым
предположив, что пирог м.б. непропеченным
и этот недостаток можно исправить путем
его допекания
-
Обратная связь обозначается
жирной стрелкой и дополняется
дополнительными наконечниками.
Для этого основным курсором
нажимаем правую клавишу мыши
на стрелке обратной связи
и из меню выбираем Style
- В появившемся окне из ниспадающего выбираем третью толщину линии и нажимаем ОК
- Стрелка обратной связи стала жирной, теперь необходимо дополнить ее дополнительными наконечниками. Правой клавишей мыши нажимаем на стрелку, примерно в середине одного из сегментов (половинок)
стрелки и из меню выбираем Extra arrowhead. Так выглядит стрелка после преобразования
- Теперь следует дополнить диаграмму
декомпозиции туннелем, т.е. нарисовать
стрелку, которая не появится на контекстной
диаграмме. Для этого начинаем рисовать
стрелку брака из работы "контроль"
к правому краю. При этом у наконечника
стрелки появятся квадратные скобки, т.е.
появится неразрешенная стрелка.
Затем дадим название - "брак"
-
Теперь необходимо разрешить эту стрелку.
Для этого основным курсором попадаем
между скобочек и нажимаем правую клавишу
мыши.
- Выбираем из появившегося меню Arrow tunnel…
Ставим маркер напротив Change it to resolved rounded tunnel, после этого
скобки округляются и стрелка называется
туннелем - отсутствует на верхней диаграмме.
- Модель готова