Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:51, курс лекций
1. Условное здание разработки ИС.
2. Понятие жизненного цикла ИС. Процессы жизненного цикла.
3. Модели жизненного цикла ИС.
Цель лекции: изучить особенности и компоненты графического интерфейса, основные принципы объектного подхода к проектированию интерфейса, а также рекомендации по выбору визуальных атрибутов отображаемой информации.
Содержание
(Программные вопросы лекции)
1. Особенности графического
пользовательского интерфейса
2. Основные компоненты ГИП и рекомендации по их применению
Литература
1. [13], стр. 39-211;
2. Конспект лекций
Учебно-материальное обеспечение
Организационно-методические указания
Лекция учебной группе читается методом устного изложения учебного материала с демонстрацией плаката и рисунков на доске.
Введение
В ходе прошлой лекции были рассмотрены понятие пользовательского интерфейса (ПИ), его свойства, показатели оценки его качества, а также основные подходы к его проектированию.
В ходе лекции было установлено, что для разработки эффективного ПИ необходимо использовать соответствующие методы и средства проектирования ПИ, а также согласовывать результаты проектирования с потенциальными пользователями.
В данной лекции будут
рассмотрены особенности и
Учебные вопросы
1. Особенности
графического
Графическим пользовательским интерфейсом (ГИП) (graphical user interface – GUI) называется пользовательский интерфейс, основанный на визуализации объектов, с которыми взаимодействует пользователь в процессе работы.
Первой особенностью ГИП являются, то что в основе его разработки лежат принципы:
"рабочего стола", обозначающий создание для пользователя его единой рабочей среды, в которой для него доступны не только определенные источники информации (текст, таблицы, графики рисунки и т.д.), но и средства обработки этой информации (приложения);
"работаете с тем, что видите", обозначающий, что в каждый момент времени сидящий за "рабочем столом" пользователь может работать только с теми документами, которые он видит перед собой; если необходимый документ в данный момент отсутствует на "столе", его предварительно требуется достать из "ящика стола", "папки", "портфеля" и т.д.;
"что вы видите, то и получите" (WISIWYG), обозначающий идентичность визуального представления информации (документа) как на этапе разработки, так и на этапе использования (например, электронный документ, созданный с помощью редактора Word, выглядит также, как и его бумажная копия; визуальный HTML-редактор (Dreamweaver, FrontPage и др.) позволяет Web-дизайнеру представить создаваемую страницу в том виде, в котором ее сможет просматривать пользователь с помощью броузера; RAD-система (Delphi, Visual C++ и др.) позволяет разработчику приложения представить его в таком виде, в котором с ним будет работать пользователь).
В рамках ГИП все три принципа получили адекватное воплощение: пространство экрана монитора – это рабочий стол пользователя, необходимые для решения задачи объекты представлены на нем в виде соответствующих графических образов (пиктограмм и окон), а чтобы изменить рабочую среду, пользователю достаточно изменить состав объектов, представленных на рабочем столе; при этом все необходимые действия выполняются не с помощью команд, а путем прямого манипулирования образами объектов.
Достоинства прямого манипулирования:
обеспечивает визуальный контроль за выполняемыми операциями;
позволяет легко восстановить предшествующее состояние "рабочего стола";
позволяет решать различные задачи, используя ограниченный набор стандартных операций (открытие/закрытие окна, буксировка объекта, изменение атрибутов окна или объекта и т.п.).
Недостатки прямого манипулирования:
оно не всегда удобно, прежде всего для опытного пользователя;
снижает гибкость диалога, поскольку изначально ГИП базируется на структуре меню.
Второй особенностью ГИП является его многооконность, обладающая следующими достоинствами:
она обеспечивает пользователю доступ к большему объему информации, в том числе, представленную на различных уровнях детализации;
она позволяет пользователю объединять информацию, взятую от нескольких источников информации из своих окон.
Третьей особенностью ГИП является то, что в основе его лежит концепция интерфейса, управляемого данными (Data-centered Design – DCD).
DCD-технология означает, что проектирование ГИП поддерживает такую модель взаимодействия пользователя с системой, при которой первичными являются обрабатываемые данные, а не требуемые для этого программные средства. Другими словами, при таком подходе основное внимание пользователя концентрируется на тех данных, с которыми он работает, а не на поиске и загрузке необходимого приложения.
При использовании DCD-технологии основным программным объектом является документ, который представляет собой некоторое абстрактное устройство хранения данных, используемых для выполнения заданий пользователей и для их взаимодействия. Документ должен быть доступен как различным приложениям, используемым для его обработки, так и всем взаимодействующим пользователям.
Четвертой особенностью ГИП является то, что в основе его проектирования лежит объектный подход.
Такой подход предполагает использование аналогий между программными объектами и объектами реального мира. С точки зрения ПИ, объектами являются не только не только файлы и пиктограммы, но и любые устройства для хранения и обработки информации, включая ячейки, параграфы, символы и т.д., также документы, в которых они находятся.
Следующие понятия описывают основные аспекты и характеристики объектов, имеющих компьютерное воплощение:
1. Свойства объектов. Объекты имеют определенные характеристики (атрибуты), называемы свойствами, которые определяют их представление или возможные состояния (например, цвет, размер, дату модификации). Свойства не ограничены внешними или видимыми признаками объекта. Они могут отражать их внутреннюю организацию или текущее состояние.
2. Операции над объектами. Все действия, которые могут быть выполнены с (или над) объектом, считаются допустимыми операциями. Перемещение или копирование объекта является примерами операций. Пользователь может выполнять операции над объектами, используя те или иные механизмы, предоставляемые интерфейсом (в частности командное управление и прямое манипулирование).
3. Связь (отношения) между объектами. Любой объект тем или иным образом взаимодействует с другими объектами. Различают следующие типы взаимодействия (отношений):
набор (наличие у объектов некоторых общих свойств);
объединение (изменение объекта влияет на некоторый другой объект в наборе);
композиция (получение нового объекта со своим собственным множеством свойств и допустимых операций в результате агрегации нескольких объектов);
контейнер – это объект, который содержит другие объекты, и управляющий доступом к своему содержимому.
Таким образом, большинство заданий пользователя могут быть представлены как определенная комбинация взаимосвязанных объектов. Благодаря такому подходу любые сколь угодно сложные конструкции могут быть реализованы на основе небольшого числа базовых соглашений.
Достоинства объектного подхода:
эффективность работы пользователя существенно возрастает при условии последовательной и согласованной реализации базовых соглашений;
способствует модульной,
компонентно-ориентированной
Недостатки объектного подхода:
его использование не гарантирует требуемого качества ГИП.
Для создания эффективного ГИП необходимо дополнить объектный подход тщательным проектированием всех компонентов ГИП в следующем порядке:
1. Анализ целей пользователей и особенностей выполняемых ими заданий. Здесь определяются основные компоненты или объекты, с которыми взаимодействует пользователь, характерные особенности объектов каждого типа и их операции.
2. Способы взаимодействия
пользователя с объектами
3. Компоновка и пространственное размещение на экране визуальных элементов интерфейса. Здесь осуществляется выбор цвета, размера и других атрибутов этих элементов, а также выбор средств и методов привлечения внимания пользователя к наиболее важной информации, отображаемой на экране. Кроме того, здесь продумывается удобный доступ пользователя к средствам помощи.
Таким образом, ГИП расширяет пространство обзора и облегчает работу пользователя. Вместе с тем, само по себе представление пользователю ГИП еще не гарантирует повышения эффективности его работы ("рабочий стол" не всегда означает "аккуратный рабочий стол").
С другой стороны с появлением инструментов визуального программирования (RAD-систем), таких как Visual C++, Visual Basic, Delphi, Power Builder и др., создание ГИП перестало быть прерогативой лишь немногих специалистов. Это повлекло в появлении большого количества ГИП, низкого качества: не согласованных, не дружественных, громоздких, слабо функциональных, не помогающих, а мешающих пользователю решать стоящие перед ним задачи. Изложению некоторых рекомендаций, позволяющих повысить качество разработки ГИП, посвящен второй вопрос.
2. Основные компоненты ГИП и рекомендации по их применению
Основные компоненты ГИП приведены на рис. 1.
Рекомендации по применению компонентов ГИП.
I. Композиция и организация.
При проектировании визуальных элементов ГИП целесообразно опираться на следующие принципы:
1. Иерархическая
организация отображаемой
2. Визуальное
выделение наиболее важных
3. Сбалансированность структуры экрана. Предполагает, с одной стороны, рациональное использование пространства экрана, а с другой – такое размещение информации, при котором на экране в каждый момент времени представлена только та ее часть, которая действительно необходима для выполнения очередного шага задания пользователя.
4. Визуальное
объединение логически
5. Обеспечение удобочитаемости и логической согласованности отображаемой информации. Предполагает, что любая информация на экране должна быть выражена в компактной и вместе с тем в доступной форме; кроме того, пользователь должен быть способен уяснить, как она связана с предыдущими и последующими шагами задания.
6. Интеграция. Предполагает использование единых подходов к визуализации отображаемой информации не только в рамках приложения, но и рабочей среды в целом.
II. Цвет.
При выборе цветовой палитры:
1. Целесообразно в
рамках одного приложения
2. Разрешите пользователю самому настраивать цветовую гамму, где это возможно.
III. Шрифт.
При выборе шрифта:
1. Старайтесь не использовать
курсив и рубленный шрифт (Seri
2. По возможности используйте стандартный системный шрифт для общих элементов интерфейса, т.к. это обеспечивает визуальную согласованность между интерфейсом вашего приложения и интерфейсом рабочей среды и, кроме того, делает ваш интерфейс легче масштабируемым.
IV. "Многомерность" экрана. При изображении многих элементов ГИП полезно использовать перспективу, подсветку и затенения с целью обеспечения эффекта трехмерного образа. Это способствует повышению функциональности интерфейса и наглядности обратной связи при работе пользователя с компьютерными аналогами реального мира. При этом: