Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:35, доклад
Попытки модернизации МПиО с целью сделать процесс генерирования идей интенсивней и повысить концентрацию идей в общем их потоке привели к созданию ряда методов активизации поиска: «методу контрольных вопросов», «методу фокальных объектов», «морфологическому анализу», «мозговому штурму» и т.д. Все эти метопы просты, доступны, универсальны - но непригодны для решения достаточно трудных задач, т.к. сохраняют в несколько улучшенном виде старую тактику перебора вариантов. Поэтому их применяют для ускоренного решения задач на 1-м уровне сложности.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.
Область применения:
- решение изобретательских задач на первом
уровне сложности;
- решение любых исследовательских задач.
Достоинства:
- простота, естественность, доступность
(нет необходимости в изучении);
- эффективность при решении несложных
аналоговых задач;
- надежно работает при решении исследовательских
задач.
Недостатки:
- большие временные к энергетические
затраты при решении сложных задач;
- отсутствие надежных критериев оценки
решения при работе со сложными задачами;
- недостаточное использование чужого
опыта и в особенности достижений организационно-
- субъективизм, проявляющийся в том, что:
а) уровень решений соответствует уровню
развития личности,
б) неэффективность в решении искусственных
и неорганических задач (техника, технология,
информатика и др.)
- невозможность прогноза развития систем
и выявления будущих проблем и задач;
- издержки неудачных проб.
Общий обзор:
Метод проб и ошибок (МПиО) или метод перебора
вариантов - это наиболее древний и общеизвестный
метод решения задач. И поразительно консервативный:
в наши дни, как и тысячи лет назад, в основе
технологии решения задач лежит процесс
проб и ошибок, суть которого заключается
а последовательном выдвижении и рассмотрении
всевозможных идей решения задач. При
этом всякий раз неудачная идея отбрасывается,
а вместо нее выдвигается новая. Правил
поиска нет: ключом к решению может оказаться
любая идея, даже самая дикая. Нет и определенных
правил первоначальной оценки идей: проходит
или не проходит идея, заслуживает ли она
проверки или нет - об этом приходится
судить субъективно.
Когда-то варианты решения задач перебирали
буквально наугад. Но по мере развития
знаний формировались представления о
том, что в принципе возможно и что невозможно.
Сообразуясь с этими представлениями,
современный решатель фильтрует варианты,
отбрасывая то, что кажется ему неудачным.
Появилась тенденция к увеличению степени
фильтрации, что облегчило решение задач,
имеющих нормальные решения, т.е. более-менее
привычные ответы, но резко затруднило
решение задач, требующих нетривиальных,
«диких» идей.
Другая тенденция развития метода проб
и ошибок - замена вещественных экспериментов
мыслительными. Объем знаний, доступный
современному решателю, настолько велик,
что результаты многих проб могут быть
предсказаны заранее. Решатель может при
этом опираться не только на личные знания,
но и на необъятную научно-техническую
литературу, может консультироваться
с другими специалистами. Все это позволяет
теоретически оценивать большую часть
вариантов, не прибегая к реальным, вещественным
опытам.
Мысленные эксперименты идут намного
быстрее, в этом их основное преимущество.
Но они не защищены от психологических
помех. Кроме того, мысленные эксперименты,
в отличие от реальных, не сопровождаются
побочными открытиями, обнаружением непредвиденных
эффектов и явлений.
МПиО связан не только с огромными потерями
времени и сил при решении задач. Он не
дает возможности увидеть новые задачи,
спрогнозировать будущее систем. Отсутствие
четких критериев оценен в МПиО приводит
к тому, что даже если задача своевременно
замечена и быстро решена, ее просто не
понимают.
Существует огромная инерция традиционных
представлений о МПиО как о единственно
возможном механизме творчества. Тысячи
лет люди решали творческие задачи методом
проб и ошибок. Тысячи лет укоренялось
и укреплялось представление, что иных
метопов нет и быть не может. Само понятие
"творчество" в конце концов слилось
с технологией решения задач путем перебора
вариантов, на ощупь. Неизменными атрибутами
творчества привыкли считать озарение,
интуицию, прирожденные способности, счастливый
случай.
Метод проб и ошибок в условиях научно-технической
революции, когда лавинообразно увеличивается
количество и сложность решаемых задач,
уже исчерпал свои возможности. Раньше
несовершенство этого метода компенсировали
увеличением числа людей, занятых решением
задач (научно-исследовательские институты).
Теперь близка к исчерпанию и эта возможность.
Существуют два принципиально отличных
пути перехода к новой технологии решения
изобретательских задач:
I. Подход от человека: интенсификации
МПиО, использование различных приемов
для более активного генерирования идей.
2. Подход от техники на основе индукции:
выявление законов развития технических
систем и применение этих законов для
выявления и решения изобретательских
задач.
Попытки модернизации МПиО с целью сделать
процесс генерирования идей интенсивней
и повысить концентрацию идей в общем
их потоке привели к созданию ряда методов
активизации поиска: «методу контрольных
вопросов», «методу фокальных объектов»,
«морфологическому анализу», «мозговому
штурму» и т.д. Все эти метопы просты, доступны,
универсальны - но непригодны для решения
достаточно трудных задач, т.к. сохраняют
в несколько улучшенном виде старую тактику
перебора вариантов. Поэтому их применяют
для ускоренного решения задач на 1-м уровне
сложности.