Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:31, реферат
Информационная технология позволит учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически.. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Для систематического использования информационных технологий в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) весь школьный курс предметов.
Методика проведения уроков с применением электронных учебников может быть различной, но чаще всего используются следующие варианты построения таких уроков:
вариант
1. Электронный учебник
вариант 2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя соотносят полученные значения с формулой параграфа;
вариант
3. В рамках комбинированного урока
с помощью электронного учебника
осуществляется повторение и обобщение
изученного материала (15-17 минут).
Такой вариант предпочтительнее для уроков
итогового повторения, когда по ходу урока
требуется «пролистать» содержание нескольких
параграфов, выявить родословную понятия,
повторить наиболее важные факты и события
определить причинно-следственные связи.
На таком уроке учащиеся должны иметь
возможность поработать сначала сообща
(по ходу объяснения учителя), затем в парах
(по заданию учителя), наконец, индивидуально
(по очереди);
вариант 4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая ее со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста [4, с. 43].
В
состав электронного учебника может
входить система мониторинга. Результаты
тестирования учащихся по каждому предмету
фиксируются и обрабатываются компьютером.
Данные мониторинга могут
Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по той или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников дают учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.
Методическим
объединениям и кафедрам учителей чаще
интересны результаты мониторинга
по содержанию. Они получают полную
информацию об усвоении каждой структурной
единицы учениками всей параллели.
На основе таких данных выявляется
материал, который вызвал затруднения
у учащихся, что позволяет на заседаниях
кафедр и в рамках творческих групп
разрабатывать методические рекомендации
по преодолению этих трудностей. Администрации
школы система педагогического
мониторинга позволяет
Рост результатов уровня обученности классов, использующих НИТ на уроках, дает основания говорить о том, что использование информационных технологий и педагогического мониторинга в процессе управления качеством образования является перспективным. Кроме того, учитель, работающий по этой технологии, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий качества знаний учащихся.
Электронный учебник:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, способов подачи материала;
допускает
адаптацию в соответствии с потребностями
учащегося, уровнем его подготовки,
интеллектуальными
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает
возможность красиво и
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.
Методика использования
Информационный взрыв
породил множество проблем, важнейшей
из которых является проблема обучения.
Особый интерес представляют вопросы,
связанные с автоматизацией обучения,
поскольку «ручные методы» без
использования технических
Всё большее использование
компьютеров позволяет
Поэтому использование электронных учебников (ЭУ) имеет ряд важных преимуществ:
1. Автоматизация процесса создания электронных учебников, а также хранения данных.
2. Работа с практически неограниченным объёмом данных.
3.Электронные учебники
отвечают потребностям
Что же такое «электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) компьютера, в которых отражено основное научное содержание учебного предмета.
ЭУ часто дополняет обычный. Он особенно эффективен в случаях, когда он:
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации менее удобно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
В настоящее время
к учебникам предъявляются
1. Информация по выбранному
курсу должна быть хорошо
2. Каждый фрагмент, наряду
с текстом, должен
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих
сложные модели или устройства,
должна быть мгновенная
5. Текстовая часть должна
сопровождаться
6. Видеоинформация или
анимации должны сопровождать
разделы, которые трудно
7. Наличие аудиоинформации,
которая во многих случаях
является основной и порой
незаменимой содержательной
Режимы работы электронного учебника.
Можно выделить 3 режима работы ЭУ:
Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, т.к. контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.
Долгое время в образования контроль знаний проводился в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Ряд педагогов считают, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализ, сопоставление ,обобщение и т.д. Но применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Варианты построения уроков с использованием электронного учебника
1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации также имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.
Рассматривая результаты
отдельных учащихся по структурным
единицам, можно сделать выводы по
каждому отдельному учащемуся и
принять соответствующие
Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.
Методическим объединениям и кафедрам учителей чаще интересны результаты мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы учениками всей параллели. На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения у учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках творческих групп разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.
Информация о работе Методика использования электронных учебных пособий