Методика использования электронных учебных пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:31, реферат

Описание работы

Информационная технология позволит учащимся осознать модельные объекты, условия их существования, улучшая, таким образом, понимание изучаемого материала и, что особенно важно, их умственное развитие. Следует отметить, что компьютер, как педагогическое средство, используется в школе, как правило, эпизодически.. Применение компьютера, поэтому, оказывается целесообразным лишь при изучении отдельных тем, где имеется очевидная возможность вариативности. Для систематического использования информационных технологий в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) весь школьный курс предметов.

Файлы: 1 файл

Методика использования электронных учебников в образовательном процессе.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

Методика использования  электронных учебников в образовательном  процессе

Методика  проведения уроков с применением  электронных учебников может  быть различной, но чаще всего используются следующие варианты построения таких  уроков:

вариант 1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и  его закреплении (20 минут работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью  печатных тестов. При переходе к  изучению нового материала ученики  парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной  формулой и структурными единицами  параграфа под руководством и  по плану учителя;

вариант 2. Электронная модель учебника может  использоваться на этапе закрепления  материала. На данном уроке новый  материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя  соотносят полученные значения с  формулой параграфа;

вариант 3. В рамках комбинированного урока  с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение  изученного материала (15-17 минут).  
Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятия, повторить наиболее важные факты и события определить причинно-следственные связи. На таком уроке учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди);

вариант 4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению  по его итогам своей структурной  формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной  формуле параграфа, сравнивая ее со своим вариантом. Тем самым  происходит приобщение учащихся к исследовательской  работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста [4, с. 43].

В состав электронного учебника может  входить система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими  службами и администрацией. Процент  правильно решенных задач дает ученику  представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может  посмотреть, какие структурные единицы  им усвоены не в полной мере, и  впоследствии доработать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может самостоятельно управлять  процессом учения.

Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации также имеет возможность  управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют  учителю увидеть необходимость  организации повторения по той или  иной структурной единице для  достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников дают учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

Методическим  объединениям и кафедрам учителей чаще интересны результаты мониторинга  по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной  единицы учениками всей параллели. На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения  у учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках творческих групп  разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей. Администрации  школы система педагогического  мониторинга позволяет отслеживать  уровень знаний учеников по предметам, видеть его динамику, активизировать методическую работу педагогов по конкретным проблемам содержания образования, контролировать оптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку [4, c. 45].

Рост  результатов уровня обученности классов, использующих НИТ на уроках, дает основания говорить о том, что использование информационных технологий и педагогического мониторинга в процессе управления качеством образования является перспективным. Кроме того, учитель, работающий по этой технологии, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий качества знаний учащихся.

Электронный учебник:

облегчает понимание изучаемого материала  за счет иных, способов подачи материала;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями  учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями  и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает  возможность красиво и аккуратно  оформить работу и сдать ее преподавателю  в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.

Методика использования электронного учебника на уроках

Информационный взрыв  породил множество проблем, важнейшей  из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без  использования технических средств  давно исчерпали свои возможности.

Всё большее использование  компьютеров позволяет автоматизировать, и этим упростить сложную процедуру, которую используют и учителя  при создании методических пособий.

Поэтому использование   электронных учебников (ЭУ) имеет ряд важных преимуществ:

1. Автоматизация  процесса создания электронных учебников, а также хранения данных.

2. Работа с практически  неограниченным объёмом данных.

3.Электронные учебники  отвечают потребностям личности  ученика.

Что же такое «электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) компьютера, в которых отражено основное научное содержание учебного предмета.

ЭУ часто дополняет  обычный. Он особенно эффективен в случаях, когда он:

  • обеспечивает быструю обратную связь
  • помогает быстро найти необходимую информацию ,поиск которой в обычном учебнике затруднен
  • экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям
  • наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий)
  • позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного ученика,   проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно  отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации менее удобно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

В настоящее время  к учебникам предъявляются следующие  требования:

1. Информация по выбранному  курсу должна быть хорошо структурирована  и представлять собою законченные  фрагменты курса с ограниченным  числом новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду  с текстом, должен представлять  информацию в аудио- или видео  («живые лекции»). Обязательным элементом  интерфейса для живых лекций  будет линейка прокрутки, позволяющая  повторить лекцию с любого  места.

3. Текстовая информация  может дублировать некоторую  часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих  сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка,  появляющаяся или исчезающая  синхронно с движением курсора  по отдельным элементам иллюстрации  (карты, плана, схемы, чертежа  сборки изделия, пульта управления  объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна  сопровождаться многочисленными  перекрестными ссылками, позволяющими  сократить время поиска необходимой  информации, а также мощным поисковым  центром. Перспективным элементом  может быть подключение специализированного  толкового словаря по данной  предметной области.

6. Видеоинформация или  анимации должны сопровождать  разделы, которые трудно понять  в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации,  которая во многих случаях  является основной и порой  незаменимой содержательной частью  учебника.

Режимы работы электронного учебника.

Можно выделить 3 режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки;
  • обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
  • тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, т.к.  контроль знаний является одной из основных проблем в обучении.

Долгое время в образования  контроль знаний проводился  в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. Ряд  педагогов считают, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализ, сопоставление ,обобщение и т.д. Но  применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Варианты построения уроков с использованием электронного учебника 

1.         Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

2.         Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

3.         В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).

4.         Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.

5.         ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации также  имеет возможность управлять  процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяю учителю увидеть необходимость  организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.

Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным  единицам, можно сделать выводы по каждому отдельному учащемуся и  принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы.

Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников даёт учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.

Методическим объединениям и кафедрам учителей чаще интересны  результаты мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы  учениками всей параллели. На основе таких данных выявляется материал, который вызвал затруднения у  учащихся, что позволяет на заседаниях кафедр и в рамках творческих групп  разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.

Информация о работе Методика использования электронных учебных пособий