Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:09, контрольная работа
Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
Методология, позволяет определить цели. Она также находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.
Введение
Методологические подходы к исследованию систем управления
Принципы диалектического подхода к исследованию
Диалектические методы исследования
Сочетание различных подходов в исследовании
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исследование систем управления – научное изучение профессиональными
исследователями или менеджерами соответствующего
предмета систем управления (как совокупности
взаимосвязанных элементов и подсистем
управления, взаимодействующих между
собой и участвующих в процессе воздействия
на объекты управления и внешнюю среду)
с целью определения законов и закономерностей
управления, совершенствования и развития
познаваемых систем, получения и применения
новых знаний в теории и практике.
Методология, позволяет определить цели.
Она также находит свое воплощение в формулировании
исходных гипотез, выборе подхода, принципов
и методов исследования.
По содержанию различают методологии:
- агностицизма, предполагающего
невозможность познания реальной действительности;
- дуализма, построенного
на предположении наличия в явлении двух
сущностей;
- материализма, в основе
которого находится материалистическое
понимание всех явлений;
- позитивизма, исходные
положения которого сводятся, в основном,
только к изучению объекта с точки зрения
его полезности и оценке этой полезности;
- теологизма, в основе которого
вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную
идею и т.п.;
- экзистенциализма, основывающегося
на априорном преувеличении фактических
данных.
Использование любой методологии
определяет применение того или иного
подхода к исследованию, обусловливающего
установление определенного вида зависимостей,
связей и отношений в изучаемом объекте.
Исходя из этого среди всех возможных
подходов к исследованию объектов можно
выделить:
- механистический, основанный
на изучении в объекте только причинно-следственных
связей;
- метафизический, в котором
приоритет отдается связям движения в
виде превращения одного из них в другое
с последующим возвращением к исходному;
- биологический, в котором
приоритет отдается функциональным связям
биологического характера (т.е. таким,
как в живых организмах);
- диалектический, основанный
на законах диалектики (закона единства
и борьбы противоположностей и др.
Цель контрольной работы рассмотреть
диалектический подход к исследованию
систем управления.
Методологические подходы
к исследованию систем управления
Выбор методологического подхода
к исследованию оказывает самое существенное
влияние на процесс его проведения и результативность,
так как от этого во многом зависит направленность
всех исследовательских работ. Большая
часть изучаемых объектов - динамичные,
внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие
с внешней средой, поэтому одним из наиболее
приемлемых подходов их исследования
является диалектический.
Можно разделить
подходы и по критерию аспектности
исследования. Здесь следует выделить
подходы аспектный, многоаспектный,
комплексный, системный, концептуальный.
Они различаются полнотой учета факторов
и связей, а также оценками целостности,
функциональности, научной значимости.
Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль в проведении исследования отводится интуиции, оперированию размытыми сущностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, гипотетическими выводами. Есть такие области, где по крайней мере первоначальное исследование приходится строить на неформальной логике. По мере накопления знаний многие положения приобретают формально-логический вид.
Практика проведения исследований показывает, что наиболее эффективным оказывается диалектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материалистическое отношение к истине и практике, и системный подход, и различные логические основания проведения исследования.
Практическая формула
диалектического подхода
Принципы являются средством конкретизации подхода. Они, отражая практику успешного исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.
Система принципов диалектического подхода к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов .
1. Принцип объективности,
который, быть может, наиболее
2. Принцип движения и развития.
Все явления необходимо
3. Принцип противоречивости
4. Принцип научности, который
устанавливает функции
5. Принцип проверяемости
6. Принцип взаимодействия. Диалектический
подход построен на учете
7. Принцип целостности является
необходимым и естественным
8. Важным принципом
диалектического подхода
9. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.
Нет исследований, которые не учитывали бы те или иные принципы. Но как учитываются эти принципы? В каком составе, и в какой связи друг с другом? Ведь все принципы теснейшимобразом связаны между собой. Поэтому необходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи и взаимодействии. Системное использование принципов диалектического подхода к исследованию показано на . Конечно, это не единственный вариант взаимодействия. Это пример, помогающий понять логику взаимодействия принципов.
В успехе любого исследования большую роль играют средства и методы его проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т. д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на .
Исходной позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности анализа.
Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т. д.
Подход к исследованию является одной из ведущих характеристик его методологии. Но было бы неправильно думать, что в практике исследования проблема заключается только в выборе наиболее подходящего подхода. В действительности каждый исследователь комбинирует различные подходы, выстраивая свою методологию проведения исследований. В этом находит свое выражение и искусство исследования. Нередко здесь возникают и ошибки, ведущие к промахам и неэффективности. Ведь принципы и методы не действуют сами по себе, даже тогда, когда они известны. Их много и действительность богата разнообразием. В сопоставлении разнообразия всегда существуют приоритеты. А количество сочетаний различных факторов, методов, приемов бесконечно.
Знание ускоряет опыт, но не устраняет его необходимости. Опыт экономит усилия и повышает вероятность успеха. Знания без опыта не много значат, и опыт без знаний не всегда эффективен и, как правило, недальновиден.
Заключение
Данный подход происходит из сущности
диалектики, которая представляет собой
учение о всеобщих связях явлений и наиболее
общих закономерностях развития бытия
и мышления. Базовым законом этого учения
выступает закон единства и борьбы противоположностей,
а основополагающим принципом - принцип
всеобщих связей явлений. Это значит, что
для изучения какого-либо предмета необходимо
рассмотреть все его стороны и связи. При
этом развитие, как общий процесс, проходит
периодически повторяющиеся ступени,
но каждый раз на более высоком уровне
и все это осуществляется по спирали.
Спиралеобразное движение обеспечивает
постоянное накопление знаний и достижение
с течением времени новых уровней развития.
Помимо закона единства и борьбы противоположностей
диалектики в ходе познания следует руководствоваться
такими законами, как переход количества
в качество, отрицание отрицания, реализуя
при исследовании принципы восхождения
от абстрактного к конкретному, единства
анализа и синтеза, логического и исторического,
выявления в объекте разнокачественных
связей и их взаимодействия.
Список использованных
источников
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира:
Методологические проблемы. - М.: Политиздат,
1999.
2. Архипова Н.И. Исследование систем управления
[Текст]: Учебное пособие для вузов./ Архипова
Н.И., Кульба ВД., Косяченко С.А., Чанхиева
Ф.Ю. - М.: Изд-во ПРИОР, 2004.- 285с.
3. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование
систем управления: Социологические и
экономические исследования, прогнозные
и плановые исследования, экспериментальные
исследования. — Московская область: Крылья,
2002.
4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование
систем управления: Учебное пособие. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
5. Коротков Э.М. Исследование систем управления:
Учебник. — М.: ДЕКА, 2001.
6. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления
на предприятиях. — М.: Финансы и статистика,
2003
7. Мишин В.М. Исследование систем управления:
Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика,
2002.
8. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник.
- М.: ЮНИТИ, 2000.
9. Рузавин Г.И. Методология научного исследования:
Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Информация о работе Методологические подходы к исследованию систем управления