Методы индивидуальной оценки и выбора альтернатив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:40, реферат

Описание работы

Методы анализа и решения проблем (методы принятия решений) могут быть различными в зависимости от типа решаемых задач или проблем. Проблемы могут быть классифицированы следующим образом:
стандартные проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, аналоги;
хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов, для каждого из которых обычно имеется набор решений;
слабоструктурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления решения, причинно-следственные связи, сами проблемы не формулируются достаточно четко;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1.Методы исследования операций…………………………………………..4
Глава 2.Методы индивидуальной работы……………………...…………………..7
Глава 3. Методы групповой работы………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

инфо системы в экономике(реферат).doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

          АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

          ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Реферат

                                                

Студентка 4 курса М-431 учеб. гр. факультета экономики и управления

Вазонова Ольга Александровна

Учебная дисциплина Информационные системы в экономике

Тема: Методы индивидуальной оценки и выбора альтернатив

 

                     

 

                                         

                            

                                                                                     Преподаватель

                                                                                     Кукушкин В.М.,

                                                                                     к.т.н., доц.                                                        

                                                                          

 

                                                                       

                                 

 

                                                                                            Оценка

 

«       »                        2014 г.                                           «                          »  

 

                                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………...…………3                                                                                                                 

Глава 1.Методы исследования операций…………………………………………..4                                                                                                                  

Глава 2.Методы индивидуальной работы……………………...…………………..7 

Глава 3. Методы групповой работы………………………………………………..8                                                                                                                  

Заключение………………………………………………………………………….16                                                                                                         

Список литературы…………………………………………………………………18                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

             Методы анализа и решения проблем (методы принятия решений) могут быть различными в зависимости от типа решаемых задач или проблем. Проблемы могут быть классифицированы следующим образом:

  1. стандартные проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, аналоги;
  2. хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов, для каждого из которых обычно имеется набор решений;
  3. слабоструктурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления решения, причинно-следственные связи, сами проблемы не формулируются достаточно четко;
  4. неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи не полностью ясны, способы решения не определены. Классический пример - природные и техногенные катастрофы с большими социальными последствиями.

       Для разрешения стандартных и некоторых хорошо структурированных проблем существует набор стандартных, стереотипных решений в конкретных ситуациях, изложенных в нормативных документах: инструкциях, правилах, стандартах, руководствах и т. п. В них четко и определенно регламентируется последовательность анализа ситуаций и решения проблем. 

Однако большинство управленческих проблем весьма далеки от стереотипа. Для их разрешения могут применяться различные методы, используемые на разных этапах и процедурах процесса принятия решения.

         На этапе оценки и выбора варианта решения могут привлекаться независимые эксперты, применяться более сложные математические аппараты для формирования оптимального критерия выбора лучшего варианта, учитываться как личностно-психологические свойства менеджера, так и условия принятия решений.

                           Глава 1. Методы исследования операций

 

 

  Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические). Формализованные методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются при разрешении хорошо структурированных и частично слабоструктурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта. Неформализованные методы используются при разрешении сложных слабоструктурированных и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения.       

Формализованные методы, используемые для обоснования и выбора оптимальных решений, включают:

  • экономико-математические модели и методы (ЭММ), формализующие взаимосвязи процессов и явлений;
  • системный анализ, позволяющий выявить взаимодействия составных частей систем, стратегию* их развития;
  • экспертные оценки и суждения, позволяющие квалифицированным специалистам оценить значимость событий, явлений, факторов, прогнозы развития систем и подсистем, соотношение детерминированных и вероятностных факторов.

 

      В совокупности различные математические методы, объединенные общей задачей обоснования наилучших решений, получили название методов исследования операций.      

Методы исследования операций разделяются на следующие четыре основные группы: аналитические, статистические, математического программирования, теоретико-игровые.       

Аналитические методы характерны тем, что между условиями решаемой задачи и её результатами устанавливаются аналитические, формульные зависимости. К этим методам относятся: теория вероятностей, теория марковских процессов, теория массового обслуживания, метод динамики средних. Теория вероятностей - наука о закономерностях в случайных явлениях. С помощью теории вероятностей вырабатываются решения, зависящие от условий случайного характера. Теория марковских процессов разработана для описания операций, развивающихся случайным образом во времени. Теория массового обслуживания рассматривает массовые повторяющиеся процессы. Метод динамики средних применяется в тех случаях, когда можно составить зависимости между условиями операции и её результатом, исходя из средних характеристик условий.       

Статистические методы основаны на сборе, обработке и анализе статистических данных, полученных как в результате фактических действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний. Последовательный анализ дает возможность принимать решения на основе ряда гипотез, каждая из которых сразу же последовательно проверяется. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) заключается в том, что ход операций проигрывается (моделируется) на ЭВМ со всеми присущими операции случайностями.      

Математическое программирование представляет собой ряд методов, предназначенных для наилучшего распределения имеющихся ограниченных ресурсов, а также для составления рационального плана операции. Математическое программирование подразделяется на линейное, нелинейное и динамическое. Сюда же обычно относят и методы сетевого планирования. Линейное программирование применяется в тех случаях, когда условия выполнения операции описываются системой линейных уравнений или неравенств. Если указанные зависимости носят нелинейный характер, то применяется метод нелинейного программирования. Динамическое программирование служит для выбора наилучшего плана выполнения многоэтапных действий, когда результат каждого последующего этапа зависит от предыдущего. Сетевое планирование предназначено для составления и реализации рационального плана выполнения операции, состоящей из большого числа взаимосвязанных действий, предусматривающего решение задачи в кратчайший срок и с наилучшими результатами.

            Теоретико-игровые методы служат для обоснования решений в условиях неопределенности обстановки. К теоретико-игровым методам относятся: теория игр и теория статистических решений. Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызвана сознательными, злонамеренными действиями конфликтующей стороны. Теория статистических решений применяется тогда, когда неопределенность обстановки вызвана объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны, либо носят случайный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Глава 2. Методы индивидуальной работы

 

      Метод интервью. Ведется беседа с экспертом, ему ставятся заранее подготовленные вопросы по исследуемой системе, на которые он сразу дает конкретные ответы, расходуется много времени, но участие другого интервьюера позволяет обеспечить надежность и точность ответов.

      Метод анкетирования. Подготовка к проведению анкетного опроса об объекте анализа включает разработку анкет с набором вопросов, которые должны быть логически связаны с задачей экспертизы, содержать общепринятые сроки, исключать неопределенность, логически соответствовать структуре объекта анализа и обеспечивать единое толкование Эксперт письменно отвечает на вопросы анкеты.

      Метод ожидания  вдохновения во время выполнения заданий, когда не удается сконцентрировать усилия, отдельные авторы рекомендуют сочетать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением. Прием базируется на переходных состояниях, возникающих в период засыпания, и позволяет ставить задачу своему мозгу с переходом к естественному сну и отключением сознания.

     Метод Меттчета рекомендует использовать такие режимы мышления при решении вопроса: стратегические схемы (действовать согласно стратегии): образы (подавать проблему в виде схем): параллельные суждения (следить за своими мыслями): основные элементы (варианты суждений, понятий, тактик).

    Метод ликвидации безвыходных ситуаций используется, когда работа зашла в тупик, и позволяет моделировать принятие различных управленческих решений последовательно, избегать факторов, приводящих к нему.

 

 

 

                             Глава 3. Методы групповой работы

          Метод коллективной экспертной оценки предполагает выявление объективно обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок экспертов.

      Метод экспертных комиссий заключается в предложении вариантов решения проблемы и их совместном обосновании и обсуждении. Слабое место - логика компромисса (субъективизм и чрезмерное влияние наиболее авторитетных экспертов).

      Метод мозгового штурма (или мозговой атаки) призван активизировать разработку новых идей и решений в трудных тупиковых ситуациях, когда известные пути и способы решения проблемы оказываются непригодными. Заключается в предоставлении каждому члену группы права высказывать самые различные идеи по разрешению проблемы вне зависимости от их обоснованности и осуществимости. Целью является получение как можно большего количества предложений. Все предложения фиксируются без критики и оценки, а их обсуждение и анализ производится после завершения процесса генерирования идей. В процессе обсуждения предложенные идеи анализируются в порядке их выдвижения и оцениваются по соответствующим показателям, отражающим имеющиеся ограничения, степень достижения целей, затраты ресурсов, возможную эффективность. Полученные оценки вариантов решения являются основой для выбора наилучшего варианта. Метод применяется для решения разнообразных прикладных проблем.

      Метод дискуссии - это метод подготовки решений путем ознакомления экспертов с мнением друг друга, выявление различных взглядов. Дискуссия допускает критику, свободное изложение своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков.

       Аналоговый метод основан на многократном использовании существующего опыта тех ситуаций, имевших место ранее, и принятых по ним решений, а также обычных производственных задач, как правило, рутинного или ординарного характера, не требующие творческого подхода. Решение проблемы осуществляется группой специалистов при обсуждении аналогий. Применяются аналогии таких видов: прямые (реальные), субъективные, символические (абстрактные), фантастические (нереальные). При использовании данного метода среди специалистов группы должна быть создана доверительная обстановка, они не должны ограничивать выход своих мыслей.

       Метод синектики предполагает получение наиболее оригинальных идей за счет использования аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного рассуждения, неожиданных метафор, элементов игры, в процессе мозговой атаки, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

      Метод вопроса применяют для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся проблемы. Вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики их решения, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, приводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.

      Метод свободных ассоциаций. На этапе генерирования идей с использованием новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет рождения новых идей. Метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывает новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. У некоторых людей слово, образ, картина, мелодия рождают идею, способствующую решению проблем.

Информация о работе Методы индивидуальной оценки и выбора альтернатив