Мультимедиа продукты учебного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Мультимедиа-продукт может содержать не меньше информации, чем довольно большой музей или библиотека, а поскольку в принципе он доступен любому, значит, он должен быть организован так, чтобы в нем можно было разобраться без специального образования. Для этого создается система меню и ссылок, которая служит путеводителем в море данных. По главному меню можно оценить структуру материала и быстро отыскать нужный раздел, при желании легко можно пропустить неинтересное, получить справку, если вдруг встретилось непонятное слово или углубится в детали. Есть также докторские энциклопедии, в которых можно узнать все болезни, о первой помощи и т.д. Есть анатомические атласы, состоящие из статей, видеофрагментов, поясняющие деятельность отдельных органов, а также в виде толкового словаря. Есть также географические энциклопедии, например «Великие города мира» дает полную информацию о большинстве крупных городов.

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть

ВВЕДЕНИЕ

Мультимедиа (multimedia) - это современная  компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные  изображения, видео, звук, речь.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности  мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

  • возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около 2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
  • возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
  • возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
  • возможность выделения в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
  • возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
  • возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового «пролистывания» видеозаписи;
  • возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
  • возможность подключения к глобальной сети Internet;
  • возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
  • возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
  • возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;
  • возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя-гида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
  • возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.

Мультимедиа-продукт  может содержать не меньше информации, чем довольно большой музей или  библиотека, а поскольку в принципе он доступен любому, значит, он должен быть организован так, чтобы в нем можно было разобраться без специального образования. Для этого создается система меню и ссылок, которая служит путеводителем в море данных. По главному меню можно оценить структуру материала и быстро отыскать нужный раздел, при желании легко можно пропустить неинтересное, получить справку, если вдруг встретилось непонятное слово или углубится в детали. Есть также докторские энциклопедии, в которых можно узнать все болезни, о первой помощи и т.д. Есть анатомические атласы, состоящие из статей, видеофрагментов, поясняющие деятельность отдельных органов, а также в виде толкового словаря. Есть также географические энциклопедии, например «Великие города мира» дает полную информацию о большинстве крупных городов.

 

2. МУЛЬТИМЕДИА ПРОДУКТЫ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.1 Классификация и области применения  мультимедиа приложений

Мультимедиа приложения можно разделить  по способу представления информации на линейные и нелинейные (интерактивные).

Интерактивный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен  в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и  нелинейного способа представления  информации, можно рассматривать  такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации линейный, просматривающие данную презентацию  не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория  имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать  с ним прочим образом, что позволяет  докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины  или более подробно освещая спорные  части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

Области применения мультимедиа:

1. Деловая  сфера:

  • редакционная деятельность (ММ-издательства);
  • информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки);
  • интерактивные презентации;
  • интерактивное обучение;
  • Internet.

2. Образование:

Идея  применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало  возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами.

Компьютеризация отечественной системы образования - тема обширная, многообразная и  актуальная. Министерство образования  и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет  все больше внимание обучающим программам. Республиканский центр интерактивных  средств обучения разработал ряд  мультимедиа учебников по естественным, гуманитарным и техническим циклам.

3. Развлечения:  игры, фильмы, музыка, виртуальная реальность  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мультимедиа продукты

1. Мультимедийные  продукты, разрабатываемые преподавателями  в соответствии с целями и  задачами учебных курсов и  дисциплин:

  • курсы лекций, учебные пособия;
  • учебные презентации;
  • учебные фильмы, видеоуроки.

2. Электронные  мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические  и т.д.

3. Интерактивное  дистанционное обучение посредством  мультимедийных обучающих программ.

 

2.3 Электронный учебник — новый жанр учебной литературы

Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного  произведения принадлежит к иному  жанру, так и электронный учебник  принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие  электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем  лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться  за книгу.

Именно  поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший  учебник, снабдить его навигацией (создать  гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник  не должен превращаться ни в текст  с картинками, ни в справочник, так  как его функция принципиально  иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить  понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений  и примеров, вовлекая в процесс  обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.

Электронный учебник необходим  для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном  обучении потому, что он облегчает  понимание изучаемого материала  за счет иных, нежели в печатной учебной  литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие  на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

Допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

Освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

Предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

Дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

Выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

Учебник необходим студенту, поскольку без  него он не может получить прочные  и всесторонние знания и умения по данному предмету.

Электронный учебник полезен на практических занятиях в специализированных аудиториях потому, что он позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.

Позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

Позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень сложности контрольного мероприятия.

Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;

Освобождает от утомительной проверки домашних заданий, типовых расчетов и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;

Позволяет оптмизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;

Позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Средства  создания электронных учебников  можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как  назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;
  • инструментальные средства общего назначения;
  • средства мультимедиа;
  • гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор  каждой из выделенных групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется  в виду IBM совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и имеющиеся в распоряжении университета.

 

3.1. Традиционные алгоритмические языки

Характерные черты электронных учебников, созданных  средствами прямого программирования:

  • разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
  • сложность модификации и сопровождения;
  • большие затраты времени и трудоемкость;
  • отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

 

3.2. Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные  средства общего назначения (ИСОН) предназначены  для создания ЭУ пользователями не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

  • формирование структуры ЭУ;
  • ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);
  • подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);
  • подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);
  • подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

  • возможность создания ЭУ лицами, которые не являются квалифицированными программистами;
  • существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
  • невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют  ряд недостатков, таких как:

  • далеко не дружественный интерфейс;
  • меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;
  • отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

Информация о работе Мультимедиа продукты учебного назначения