Общие понятия информационных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.74 Кб (Скачать файл)

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

 

Одним из ключевых понятий  при информатизации общества стало  понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные  ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Надо понимать, что документы  и массивы информации, о которых  говорится, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие  их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы  общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литература, науки.

Информационные ресурсы  страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

 

 

 

 

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

 

- превратить деятельность  по оказанию информационных услуг  в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой  и государственный рынок информационных  услуг;

- образовать всевозможные  базы данных ресурсов регионов  и государств, к которым возможен  сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность  и оперативность принимаемых  решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой информации.

В современных условиях активного  сотрудничества России со странами Запада важную роль играет качественное и оперативное информирование партнёров не только в области научно-технической, но и бизнес-информации.

С развитием рыночных отношений  появляются не возникавшие до настоящего времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность. Причём эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.

Информация (от лат. Informatio) - «сведения», «сообщение», «объяснение».

Термин «информация» имеет  широкий спектр определений, которые  сводятся к 4 подходам к пониманию информации Количественный (синтаксический) подход: информация - это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов.

Семантический (смысловой) подход: информация - смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.

Прагматический подход: информация - сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.

Статистический подход: информация - сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней. На основе статистического  подхода была введена единица  измерения информации - бит (от англ, binary digit) - количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.

Информационные ресурсы - информация (сведения, знания, программы, методики и т.п.), зафиксированная на материальном носителе, предназначенная для автоматизированной обработки и предоставляемая другим людям на коммерческой или некоммерческой основе.

Для коллективной и удаленной  работы с информационными ресурсами  используются сетевые технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные  ресурсы.

 

Сведения  - это набор сигналов физических процессов воспринимаемых субъектом через органы его чувств. ( Субъектом может быть человек или машина, которая предназначена для восприятия сигналов.)

 

Данные - это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки. ( Пример данных – автомат, собирающий космические измерения, записывающий на носитель и эти данные в последствии будут использованы учёными.)

 

Передача данных - обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи. ( Пример – работа факсов.)

 

Обработка данных  - последовательность операций, производимых над данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные различаются  по:

 

1)Формату данных –  характеристика данных, способствующая  оптимальному их использованию  и определяющая структуру и  способ их хранения, диапазон возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над этими данными.

(Графический документ, электронный  формат и т.д.)

 

2)Структуре данных –  это организационная схема, в соответствии с которой данные  упорядочены с тем, чтобы их можно было максимально эффективно интерпретировать или выполнять над ними различные операции.

 

Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

 

Документ – это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования, содержащий реквизит.

Реквизит документа – обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.

Документ в электронной  форме – это документ, представленный в форме набора состояний элементов вычислительной техники или иных средств обработки, хранения, передачи информации, допускающий преобразования в форму, пригодную для однозначного восприятия человека.

 

Информационный  продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

 

 

Основные особенности  информационного продукта, отличающие информацию от других товаров:

 

Информация не исчезает при  потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Информационный продукт  со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.) Эта особенность  называется адресность информации.

Производство информации в отличие от производства материальных товаров требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.

Информационная система  – это организационно упорядоченная  совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.)

Информационные ресурсы  – это отдельные документы, массивы  документов, которые входят в состав информационных систем.

Информационные технологии

Информационная инфраструктура – это информационные технологии в виде вычислительных комплексов, оргтехники, средств и каналов  связи, управляемая и поддерживаемая в рабочем состоянии с помощью неких организационных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

Основные части  информационной инфраструктуры:

 

♦ Вычислительная техника.

 

♦ Организационная техника (конторское оборудование).

 

♦ Дисплейная техника (мониторы, телевизоры и т.д.)

 

♦ Устройства хранения информации (накопители на жестких дисках, на магнитную ленту).

 

♦ Печатное оборудование (принтер).

 

♦ Средства связи (средства радио и теле вещания).

 

♦ Системы передачи данных (коммутаторы, маршрутизаторы).

 

♦ Каналы связи (оптоволокно).

 

♦ Тенденции развития информационных технологий

 

♦ Возрастание роли информационного продукта.

 

♦ Стандартизация в сфере информационных технологий.

 

♦ Глобализация информационных технологий.

 

♦ Ликвидация промежуточных звеньев.

 

♦ Интеграция информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возрастание  роли информационного продукта.

 

 Потребность в обработке  все возрастающих объемов информации, потребность в различных формах восприятия информации, а также потребность в актуальности и точности информации послужило развитию этой тенденции.

 

2.Стандартизация  в сфере информационных технологий.

Эта тенденция раскрывает способность к взаимодействию между  элементами информационных технологий различных производителей. То есть необходимо, чтобы старые устройства могли взаимодействовать с новыми.

 

3.Глобализация  информационных технологий.

 

 Процесс глобализации  обуславливает пять основных  причин: 

 

  1. Различный уровень знаний в области информационных технологий.

 

  1. Соотношение стоимости разработки отдельных элементов информационных технологий и эффективности их применения.

 

  1. Правительственная поддержка.

 

  1. Стандартизация.

     (В основном глобализации способствует первая причина).

 

 

 

4.Ликвидация промежуточных  звеньев.

 

Эта тенденция способствует непосредственному взаимодействию источника и потребителя информации.

 

5.Интеграция информационных  технологий.

 

Интеграция – это глобализация мирового масштаба. Это обеспечение  бизнеса с помощью сторонних  компаний и предприятий. (Например, одной компании дорого строить магазин, а две собрались вместе и построили.)

 

Компьютерные  сети

Компьютерная  сеть – это группа компьютеров, объединенных с помощью каналов связи и обеспечивающих с совместное использование информационных и вычислительных ресурсов отдельных компьютеров.

Вычислительные  ресурсы – это жесткие диски, оперативная память, процессорная мощность, принтеры, модемы, сканеры и другие устройства, установленные на отдельных компьютерах сети.

Локальная сеть – это компьютерная сеть в пределах одного здания, офиса или группы зданий.

Сервер – это компьютер, подсоединенный к компьютерной сети, работающий непрерывно во все время функционирования сети, имеющий мощные информационные и вычислительные ресурсы и обеспечивающий многочисленные обращения к этим ресурсам пользователей.

Клиентский компьютер (клиент) – это компьютер, подключенный к  сети, основное назначение которого – обеспечить доступ пользователя к ресурсам сети.

Глобальная сеть – это компьютерная сеть мирового масштаба, включающая в свой состав локальные сети, используемые для совместного доступа к мировым информационным ресурсам.

Узел глобальной сети – это программно - аппаратный комплекс, обслуживаемый соответствующим персоналом и исполняющий роль регионального центра управления глобальной сетью.

 

Функции узла глобальной сети:

Поддержка функционирования регионального сегмента сети.

Работы по изменению структуры  сегмента сети (его увеличение или  уменьшение).

Поддержка функционирования региональных ресурсов (то есть больших  баз данных).


Информация о работе Общие понятия информационных ресурсов