Оценка рисков на различных этапах жизненного цикла ИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Информационная безопасность (ИБ) должна достигаться экономически оправданными мерами.
В данной работе представлена методика, позволяющая сопоставить возможные потери от нарушений ИБ со стоимостью защитных средств и выбрать направления, на которых целесообразно сконцентрировать основные ресурсы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… .3
1. Жизненный цикл ИС........................................................................................4
1.1.Структура Жизненного цикла ИС…………………………………………. ..4 1.2. Модели Жизненного цикла ИС……………………………………………...5
1.3. Достоинства и недостатки моделей жизненного цикла ИС……………….8
1.4. Стадии жизненного цикла ИС……………………………………………...10
1.5 Стандарты жизненного цикла ИС…………………………………………..11
2. Основные этапы управления рисками……………………………………..13
2.1.Общие положения……………………………………………………...13
2.2..Подготовительные этапы управления рисками………………………..15
2.3. Анализ угроз и оценка рисков…………………………………….........18
2.4. Выбор защитных мер и последующие этапы управления рисками…..21
2.5. Ключевые роли в процессе управления рисками……………………...22
3. Детальное рассмотрение процесса оценки рисков………………………...24
3.1. Определение характеристик информационной системы…………27
3.2. Идентификация уязвимостей……………………………………….29
3.3 Идентификация угроз……………………………………………......30
3.4 Определение рисков…………………………………………………31
3.5 Рекомендуемые контрмеры…………………………………………32
3.6 Нейтрализация рисков……………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………….37
Список используемых источников…………………………………………38
Приложение 1………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

оценка рисков.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Первым шагом в процессе оценки рисков является определение  объекта оценки, то есть границ анализируемой  информационной системы, а также  ресурсов и информации, образующих ИС.

О системе необходимо собрать следующую информацию:

  • архитектура ИС;
  • используемое аппаратное обеспечение;
  • используемое программное обеспечение;
  • системные интерфейсы (внутренняя и внешняя связность);
  • топология сети;
  • присутствующие в системе данные и информация;
  • поддерживающий персонал и пользователи;
  • миссия системы (то есть процессы, выполняемые ИС);
  • критичность системы и данных;
  • чувствительность (то есть требуемый уровень защищенности) системы и данных.

Требуется также собрать  информацию об эксплуатационном окружении  системы:

  • функциональные требования к ИС;
  • политики безопасности, положения которых затрагивают ИС;
  • меры защиты доступности, конфиденциальности и целостности хранимых данных;
  • потоки данных, принадлежащих системе, входные и выходные данные;
  • существующие программно-технические регуляторы безопасности (то есть встроенные или дополнительные защитные средства, поддерживающие идентификацию и аутентификацию, управление доступом, протоколирование и аудит, защиту остаточной информации, криптографические функции и т.д.);
  • существующие регуляторы безопасности административного уровня (политика и программы безопасности, меры планирования безопасности, правила поведения и т.п.);
  • существующие регуляторы безопасности процедурного уровня (кадровая безопасность, процедуры управления пользователями, управление разделением обязанностей пользователей, обеспечение бесперебойной работы, резервное копирование, хранение данных вне производственных площадей, восстановление после аварий, сопровождение системы);
  • меры физической защиты ИС (физическая защита производственных площадей, контроль доступа в центр обработки данных и т.п.);
  • защита ИС от угроз со стороны окружающей среды (средства контроля температуры, влажности, загрязнения, электропитание, водоснабжение и т.д.).

Если информационная система находится в стадии инициации  или проектирования, необходимые сведения могут быть получены из проектной документации или спецификаций (требований). Если система находится в стадии разработки, необходимо определить ключевые правила и атрибуты безопасности, которые предполагается реализовать. В таком случае полезными источниками информации являются проектная документация и план обеспечения информационной безопасности.

Для информационных систем, находящихся в производственной эксплуатации, собираются сведения об их эксплуатационном окружении, включая данные о конфигурации системы, ее связности, документированных и недокументированных процедурах и сложившейся практике эксплуатации. Таким образом, описание системы может основываться на мерах безопасности, реализованных в рамках существующей инфраструктуры, или на имеющихся планах повышения уровня безопасности ИС.

3.2. Идентификация уязвимостей

Напомним определение: уязвимость — это дефект или слабое место в системных защитных процедурах, проекте, реализации или внутренних регуляторах безопасности, которые могут проявиться (будучи случайно активизированы или умышленно проэксплуатированы) и привести к нарушению безопасности или отступлению от политики безопасности.

Анализ угроз ИС включает анализ уязвимостей информационной системы и ее окружения. Цель данного шага — получить список рассматриваемых уязвимостей.

Для достижения поставленной цели рекомендуется использовать источники  информации об уязвимостях, проводить  тестирование защищенности ИС, применять  контрольные перечни с требованиями безопасности.

Типы рассматриваемых уязвимостей и методы их выявления зависят от специфики информационной системы и этапа жизненного цикла, на котором она находится.

На стадии проектирования ИС основное внимание уделяется требованиям  безопасности, политике безопасности организации, планируемым процедурам, анализу доступных защитных средств.

На этапе реализации привлекается дополнительная, конкретная информация, например, предусмотренные  проектом средства безопасности, результаты анализа проекта и т.д.

На этапе эксплуатации производится анализ имеющихся защитных средств, регуляторов безопасности, программно-технических и организационных.

Технические и организационные  уязвимости могут быть выявлены посредством применения методов сбора информации о характеристиках информационной системы. Предварительно проведенный обзор источников информации об уязвимостях, таких как сайты производителей и групп реагирования, помогает подготовить вопросники и контрольные перечни, целенаправленно проводить интервью.

Тестирование является проактивным средством безопасности. Тестовый инструментарий включает:

  • автоматические средства сканирования;
  • средства тестирования и оценки;
  • тестирование проникновением.

3.3. Идентификация угроз

К идентификации угроз  можно подходить двояко, отправляясь  либо от уязвимостей ИС, либо от возможных источников угроз. Уязвимости рассматривались выше, сосредоточимся теперь на источниках угроз, которые можно подразделить на природные, людские и принадлежащие окружению ИС. 

К числу природных  угроз принадлежат наводнения, землетрясения, ураганы, обвалы, лавины, грозы и другие стихийные бедствия.

От людей могут исходить случайные и умышленные действия. К числу первых принадлежат ошибки и упущения, к числу вторых — сетевые атаки, внедрение вредоносного программного обеспечения, несанкционированный доступ и т.п.

В роли внешних злоумышленников  могут выступать хакеры, преступники, террористы и шпионы. У каждой из выделенных категорий свой уровень  мотивации (нарастающий от хакеров к шпионам) и вооруженности ресурсами. Внутренними злоумышленниками могут быть как плохо подготовленные, так и обиженные или уволенные сотрудники. Внешний злоумышленник может стать внутренним, если ему удастся взломать систему и начать действовать от имени легального пользователя.

От окружения ИС могут  исходить угрозы долговременного отключения электропитания, загрязнение окружающей среды, разного рода утечки и протечки и т.п. Как показывает опыт, возможны и более серьезные происшествия — обрушение зданий, взрыв газа и т.п.

С практической точки  зрения угроз и их источников бесконечного много, однако, с другой стороны, весьма важна полнота их идентификации, так как неожиданные угрозы наносят особенно крупный ущерб. Например, информационной системе, расположенной в пустыне, не грозит природное наводнение, однако разрыв водопроводной трубы может привести к затоплению ИС, так что угроза затопления должна входить в число рассматриваемых.

3.4. Определение рисков

Для определения рисков можно, оставаясь в рамках трехбалльной шкалы, выбрать для вероятностей реализации угроз значения 0.1, 0.5 и 1.0, а для уровней воздействия — 10, 50 и 100. Тогда, если произведение вероятности на воздействие не превосходит 10, риск можно считать низким. Значения от 10 до 50 соответствуют умеренному риску, свыше 50 — высокому.

Высокий риск требует незамедлительного планирования и реализации корректирующих действий. Если по какой-либо причине планирование или реализация затягиваются, может ставиться вопрос о приостановке работы ИС или ее частей.

Умеренный риск также  требует планирования и реализации корректирующих действий за разумный период времени.

При низком риске следует  решить, нужны ли какие-то корректирующие действия, или можно принять риск.

3.5. Рекомендуемые контрмеры

Назначение рекомендуемых  контрмер заключается в том, чтобы  нейтрализовать (в достаточной степени уменьшить или устранить) идентифицированные риски. При планировании дополнительных регуляторов безопасности обязательно следует учитывать следующие факторы:

  • совместимость с существующим аппаратно-программным обеспечением;
  • соответствие действующему законодательству;
  • соответствие практике организации, ее политике безопасности;
  • воздействие на эксплуатационное окружение;
  • безопасность и надежность.

Рекомендуемые контрмеры  являются результатом процесса оценки рисков и, одновременно, входными данными для процесса нейтрализации рисков.

3.6. Нейтрализация рисков

Нейтрализация рисков —  вторая фаза процесса управления рисками  — включает определение приоритетов, оценку и реализацию контрмер, уменьшающих риски и рекомендованных по результатам оценки рисков.

Поскольку полное устранение рисков невозможно и/или бессмысленно, руководство организации должно следовать принципу минимальной достаточности, реализуя только необходимые, наиболее подходящие регуляторы безопасности с целью уменьшения рисков до приемлемого уровня с минимальным негативным воздействием на бюджет, ресурсы и миссию организации.

В процессе управления рисками  могут использоваться различные  возможности:

  • принятие риска;
  • уклонение от риска (ликвидация причин и/или последствий риска, например, путем добавления регуляторов безопасности, устранения небезопасных функций ИС, приостановки работы ИС в небезопасных ситуациях и т.п.);
  • ограничение (нейтрализация) риска (например, путем реализации контрмер, уменьшающих воздействие угроз);
  • переадресация риска (например, путем приобретения страхового полиса).

С практической точки  зрения нет смысла и возможности  учитывать все риски; их следует ранжировать, выделив наиболее опасные для миссии организации или грозящие наиболее крупными потерями.

Действия по управлению рисками могут производиться на различных этапах жизненного цикла информационной системы, а именно:

  • при выявлении дефекта или слабого места целесообразно применить меры, повышающие доверие безопасности ИС, чтобы устранить обнаруженные уязвимости и уменьшить вероятность появления новых;
  • при выявлении уязвимости, допускающей использование, целесообразно применить эшелонированную оборону, другие принципы архитектурной безопасности или нетехнические контрмеры, чтобы затруднить или воспрепятствовать использованию уязвимости;
  • в ситуациях, когда затраты атакующего меньше потенциальной выгоды от атаки, целесообразно принять меры для уменьшения мотивации источника угрозы путем увеличения стоимости или уменьшения выгоды от атаки (например, может быть применен административный регулятор безопасности, ограничивающий типы данных, подлежащих обработке информационной системой организации, после чего выгода от атаки на ИС должна существенно уменьшиться);
  • в ситуациях, когда ущерб слишком велик, целесообразно применить принципы проектирования и архитектурной безопасности, а также технические и организационные контрмеры, чтобы уменьшить возможный масштаб атак и, следовательно, снизить потенциальный ущерб от них (и здесь административный регулятор безопасности, ограничивающий типы данных, подлежащих обработке информационной системой организации, может оказаться самым эффективным способом управления рисками).

Основное правило управления рисками можно сформулировать следующим  образом: начните с наибольших рисков и стремитесь к их уменьшению до приемлемого уровня при минимальных затратах и с минимальным воздействием на другие возможности информационной системы организации.

Реализацию приведенного правила целесообразно оформить в виде процесса со следующими шагами:

  • Шаг 1 — ранжирование действий. При выделении ресурсов высший приоритет должен отдаваться неприемлемо высоким рискам, требующим немедленных корректирующих действий. Результат шага 1 — упорядоченный по убыванию приоритетов перечень действий.
  • Шаг 2 — оценка возможных способов реализации рекомендованных контрмер. Цель состоит в том, чтобы выбрать наиболее подходящие контрмеры, минимизирующие риски. Результат шага 2 — список пригодных регуляторов безопасности.
  • Шаг 3 — оценка экономической эффективности, выбор наиболее практичных контрмер. Результат шага 3 — отчет об экономическом анализе, описывающий затраты и выгоды от реализации контрмер или от отсутствия таковой.
  • Шаг 4 — выбор контрмер. По результатам технического и экономического анализа руководство организации выбирает оптимальный способ нейтрализации рисков. Результат шага 4 — список выбранных регуляторов безопасности.
  • Шаг 5 — распределение обязанностей. Выбираются должностные лица, обладающие достаточной квалификацией для реализации выбранных контрмер. На этих сотрудников возлагаются обязанности по реализации регуляторов безопасности. Результат шага 5 — список ответственных и их обязанностей.
  • Шаг 6 — разработка плана реализации контрмер. План должен содержать по крайней мере следующие сведения:
    • риски (пары уязвимость/угроза) и их уровни, полученные в результате оценки рисков;
    • рекомендованные регуляторы безопасности;
    • действия, упорядоченные по <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; text-d

Информация о работе Оценка рисков на различных этапах жизненного цикла ИС