Однотабличные и многотабличные базы данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Создать БД «Учащиеся». Требуется хранить информацию о Ф.И.О. ученика, дате рождения, № школы, классе, успеваемости, пропусках занятий, домашнем телефоне. Создать форму для ввода записей. Заполнить с помощью формы БД (5-7 записей). Создать список отличников заданного класса. Создать кнопочную форму для созданной базы данных с помощью диспетчера кнопочных форм. Ввести в нее кнопки для открытия формы и отчета о списке отличников заданного класса.

Содержание работы

Задание____________________________________________________3
Однотабличные базы данных________________________________4
Задание____________________________________________________12
Многотабличные базы данных_______________________________13
Основы работы с электронными таблицами MS EXCEL как с базами данных____________________________________________________27
Задание____________________________________________________31
Заключение________________________________________________32

Файлы: 1 файл

курсач по информатике.docx

— 7.40 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. А. Н. ТУПОЛЕВА – КАИ»

 

Кафедра компьютерных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка  к курсовому проекту

По дисциплине

«Информатика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

                                                 Содержание

Задание____________________________________________________3

Однотабличные базы данных________________________________4

Задание____________________________________________________12

Многотабличные  базы данных_______________________________13

Основы работы с электронными таблицами MS EXCEL как с базами данных____________________________________________________27

Задание____________________________________________________31

Заключение________________________________________________32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Задание

Создать БД «Учащиеся». Требуется  хранить информацию о Ф.И.О. ученика, дате рождения, № школы, классе, успеваемости, пропусках занятий, домашнем телефоне. Создать форму для ввода записей. Заполнить с помощью формы БД (5-7 записей). Создать список отличников заданного класса. Создать кнопочную форму для созданной базы данных с помощью диспетчера кнопочных форм. Ввести в нее кнопки для открытия формы и отчета о списке отличников заданного класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Однотабличные базы данных.

Создание любой базы данных (БД) начинается с создания файла  БД и 

присвоении ему имени. Для этого необходимо открыть программу Access и

выполнить команду Файл/Создать. В появившемся справа окне Создание

необходимо выбрать пункт Новая база данных.

Созданной  базе  данных  присвоим    имя  Учащиеся  и сохраним.  Создадим  структуру таблицы,  то  есть  описание  типа

всех полей таблицы (текстовый, числовой, денежный, дата и т.д.). Этот этап

выполняется  в  режиме  Конструктора.  На  предложение о создании

ключевого поля необходимо ответить «нет».

 

Рис. 1. Создание структуры  таблицы в режиме конструктора.

 

Сохраним  таблицу,  назвав  ее  «Учащиеся».  Далее  необходимо

заполнить таблицу данными. Из таблицы видно, что данные в  полях Ф.И.О.,

Дата рождения, № школы, Класс, Успеваемость, Пропуск  занятий и Домашний телефон  повторяются. Поэтому,  для облегчения  ввода

приведем эти поля к  виду Поля со списком. Покажем это на примере поля

Секция. Создадим новую таблицу, содержащую только одно поле Успеваемость.

Присвоим  таблице  имя  Виды успеваемости.  Ключевое  поле  задавать  в  данном

случае не следует. Таблицу Виды успеваемости заполним данными:

  • отл.
  • хор.
  • удов.
  • неудов.

 Затем откроем таблицу Учащиеся в режиме конструктора. Выделим

поле Успеваемость и во вкладке Подстановка укажем тип поля Поле со списком.

В открывшемся окне свойств  поля со списком укажем:

  • Тип источника строк – Таблица или запрос
  • Источник строк – Виды успеваемости.

 

Рис. 2. Приведение поля Успеваемость к виду поля со списком

 

Для  удобства  ввода  данных  создадим  пользовательскую  форму  с

помощью  мастера  форм.  Для  этого  откроем  вкладку  Создание и нажмем

кнопку  Создание  формы  с  помощью  мастера. В появившемся окне

Создание  форм  в строке  Таблицы  и  запросы  выберем таблицу

Учащиеся, переместим из окна Доступные поля необходимые для формы

поля (в данном случае должны быть доступны все поля) в окно Выбранные

поля. Нажмем  кнопку Далее.  Затем выберем один  из  четырех возможных

видов  формы  (в  один  столбец,  ленточный,  табличный,  выровненный),

например  в  один  столбец,  и  нажмем  кнопку  Далее.  Выберем на  свое

усмотрение стиль, нажмем кнопку Далее, присвоим форме имя Учащиеся

и нажмем кнопу Готово.

 

Рис. 3. Создание пользовательской формы с помощью мастера форм

 

Запросы. Запросы служат для отбора данных по какому-либо признаку

или  комбинации  признаков.  Выборка  данных  выполняется  для  просмотра 

записей  или  их  изменения.  Сформируем  запрос  для  отбора  из  таблицы 

Учащиеся  данных  об  учащихся 11 класса,  имеющих в успеваемости

Отл.  Запрос  создадим  в режиме  конструктора.  Для этого выберем

вкладку  Создание и дважды  щелкнем по  кнопке  Создание  запроса  в

режиме  конструктора.  В окне  Добавление  таблицы  выделим таблицу

Учащиеся и нажмем кнопку Добавить. В строке условие отбора в поле

класс введем число «11», а в поле Успеваемость введем «Отл.».

Рис. 4. Создание запроса на выборку в режиме конструктора

Рис. 5. Результат выполнения запроса на выборку

 

Недостатком только что созданного запроса является то, что изменение 

условия  отбора  может  выполняться  только  в  режиме  конструктора.

Например,  он  не  может  оперативно  в  рабочем  режиме  изменить  дату

рождения в условии  отбора по своему усмотрению. В этом случае на помощь

приходит Запрос  с параметром. Создадим  запрос, позволяющий отбирать

учащихся,  имеющих данную успеваемость,  которую пользователь  может

задавать сам при запуске  запроса. Для этого в строку условие отбора в поле

Успеваемость  введем  выражение:  [Введите условие отбора],  где строка  в квадратных  скобках – это сообщение,  которое будет выдаваться

пользователю при запуске  запроса.

 

Рис. 6. Создание запроса с  параметром в режиме конструктора

Рис. 7. Сообщение при запуске  запроса

Рис. 8. Результат выполнения запроса с параметром.

 

Итоговый запрос. Итоговые запросы предназначены для вычисления

суммы значений или среднего значения по всем ячейкам поля, также  может 

выбираться  максимальное  или  минимальное  значение  данных  или 

выполняться какая-либо другая функция. Подсчитаем, сколько отличников

в каждом классе. Создадим запрос. Выберем два поля: Успеваемость и

Класс. Выберем пункт меню Итоги. Эта команда необходима для создания

в  нижней  части  бланка  строки  Групповые  операции.  На  основе  этой

команды  создаются  итоговые  вычисления.  Все  поля,  отобранные  в  этом

запросе, получают в строке значение Группировка. Для поля, по которому

производится  группировка  записей  (в  данном  случае  Класс)  оставим в

строке Групповые  операции  значение Группировка. Для поля Успеваемость

щелкнем  кнопкой  в  этой  строке  –  появится  раскрывающийся  список,  из

которого  выберите  функцию Count,  определяющую  общее количество

записей, вошедших в группу. В данном случае это количество отличников в каждом классе.

Рис. 9. Создание итогового  запроса в режиме конструктора

Рис. 10. Результат выполнения итогового запроса

 

Создание отчета. Чтобы представить результаты запросов в наглядном

виде,  создаются документы – отчеты.  Отчеты  можно создавать в режиме конструктора  или с помощью специальной программы,  входящей  в состав СУБД  – мастера отчетов.  Режим конструктора  предназначен  для

подготовленных пользователей. Начинающим пользователям рекомендуется 

использовать мастер отчетов. С помощью мастера создадим отчет  для вывода

списка  учащихся.  В отчете  должна  быть  представлена  информация  о

фамилии, имени, отчестве, классе, успеваемости. Выберем вкладку

Создать  и нажмем  кнопку  Мастер  отчетов.  В окне  Создание  отчетов

выберем доступные поля: Фамилия, Имя, Отчество, Класс, Успеваемость и

нажмем  кнопку  Далее.  Не  добавляя  уровни  группировки,  зададим

сортировку  по  возрастанию  по  полям: Фамилия, Имя, Отчество  и  нажмем

кнопку Далее. Выберем макет Табличный, ориентацию – Книжная, стиль –

Деловой.

 

Рис. 11. Отчет – список учащихся

 

Используя  рассмотренную  выше  технологию,  создадим  отчет  с

группировкой, используя группировку по полю Успеваемость. 

Рис. 12. Отчет с группировкой по полю Успеваемость

                                               Задание

Создать отчет о цене и  составляющих недорогого и супер компьютеров. В запросе на отбор необходимых записей использовать оператор OR. Создать кнопочную форму для созданной БД. Ввести в нее кнопки для таблиц Список компонентов, Список поставщиков, для отчета Расчет стоимости компьютера, а также для отчета, разработанного в процессе выполнения индивидуального задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Многотабличные базы данных.

Построим  базу  данных  для фирмы,  которая

осуществляет  сборку  компьютеров  для  продажи. Руководство  предприятия заказало базу данных, в которой требуется хранить информацию о наличии комплектующих,  а  также  сведения,  о  том,  где  и  по  какой  цене можно  их приобрести. Предприятие  приобретает  комплектующие  по  оптовым  ценам, делает  наценку  и  формирует  розничные  цены.  Стоимость  компьютера рассчитывается на основании розничных цен. Из  постановки  задачи  следует,  что  база  данных  должна  состоять  из двух таблиц. В одной таблице необходимо указать названия комплектующих и  их  розничные  цены.  Эта  таблица  предназначена  для  клиентов.  Другая таблица  должна  содержать  сведения  о  поставщиках  и  оптовые  цены,  и предназначена для руководства фирмы.

Создание структуры  базы данных.

Создим  файл  новой базы  данных,  присвойте ему имя

Комплектующие и поместите его в свою папку.

2.  Создайте две таблицы  в режиме конструктора, структура  которых 

указана в таблицах 1.3 и 1.4. На вопрос о создании ключевого поля в данном

случае надо ответить – нет.

 

Рис. 13. Создание таблицы 1 Комплектующие

Рис. 14. Создание таблицы 2 Поставщики

 

Свяжем  между собой эти таблицы.  Для связи таблицы

Комплектующие,  с таблицей  Поставщики  необходимо  в ней задать

ключевое поле. В таблице Комплектующие ни одно поле не претендует на

уникальность. Поэтому используем составной ключ: Компонент и Модель.

Для этого в режиме конструктора при нажатой клавише SHIFT выделим оба

поля и в появившемся  контекстном меню

выберем пункт Ключевое поле.

Рис. 15. Связь таблицы Комплектующие, с таблицей Поставщики. Создание ключевого поля в таблице Комплектующие

 

Создание межтабличных связей. Создадим связь между таблицами. Для этого: нажмем на панели инструментов кнопку Схема данных и выберем обе созданные таблицы. При нажатой клавише SHIFT выделим в таблице Комплектующие два поля: Компонент и Модель. Перетащим  эти поля  на  список  таблицы Поставщики. Появится окно Связи. На правой панели окна Связи выберим поля Компонент и Модель таблицы  Поставщики,  включаемые  в связь.  Поставим  галочку в окошке Обеспечение целостности данных. Программа Обеспечение целостности данных  будет следить за  работой пользователя,  и пресекать его

некорректные действия. Нажмем кнопку Создать и закроем окно схемы данных.

 

Рис. 16. Создание межтабличных связей

 

Рис. 17. Связь между таблицами

 

Заполним таблицу Комплектующие содержанием. При  этом  для  удобства  ввода  целесообразно  поле  Компонент привести к виду поля со списком. Для этого в режиме конструктора создадим новую  таблицу,  содержащую  только  одно  поле  Компонент.  Присвоим таблице имя Список компонентов. Заполним следующими данными:

  • Материнская плата
  • Процессор
  • Оперативная память
  • Жесткий диск
  • Корпус
  • Дисковод CD-ROM
  • Дисковод гибких дисков
  • Видеоадаптер
  • Звуковая карта
  • Клавиатура
  • Мышь
  • Модем
  • Монитор
  • Сетевая карта

Информация о работе Однотабличные и многотабличные базы данных