Основа классификации отказов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 17:20, реферат

Описание работы

Основа классификации отказов — характер возникновения и особенности протекания процессов, приводящих к отказу. Отказы могут быть внезапными и постепенными.
Внезапный отказ возникает при скачкообразном изменении одного или нескольких параметров объекта, определяющих его качество. Такие изменения являются следствием сочетания неблагоприятных факторов воздействия.

Файлы: 1 файл

Основа классификации отказов.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

 

8. НОРМИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ

8.1 Нормирование надежности

Reliability specification

Установление в нормативно-технической документации и (или) конструкторской (проектном) документации количественных и качественных требований к надежности

Примечание. Нормирование надежности включает выбор номенклатуры нормируемых показателей надежности; техникоэкономическое обоснование значений показателей надежности объекта и его составных частей; задание требований к точности и достоверности исходных данных; ормулирование критериев отказов, повреждений и предельных состояний; задание требований к методам контроля надежности на всех этапах жизненного цикла объекта

8.2 Нормируемый показатель надежности

Specified reliability measure

Показатель надежности, значение которогорегламентировано нормативно-технической и (или)конструкторской (проектной) документацией на объект. Примечание. В качестве нормируемых показателейнадежности могут быть использованы один или несколькопоказателей, включенных в настоящий стандарт, взависимости от назначения объекта, степени егоответственности, условий эксплуатации, последствийвозможных отказов, ограничений на затраты, а также отсоотношения затрат на обеспечение надежности объекта изатрат на его техническое обслуживание и ремонт. Посогласованию между заказчиком и разработчиком(изготовителем) допускается нормировать показатели надежности, не включенные в настоящий стандарт, которые не противоречат определениям показателейнастоящего стандарта. Значения нормируемых показателей надежности учитывают, в частности, при назначении цены объекта, гарантийного срока и гарантийной наработки

 

9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ  НАДЕЖНОСТИ

9.1 Программа обеспечения надежности

Reliability support programme

Документ, устанавливающий комплекс взаимосвязанных организационно-технических требований и мероприятий, подлежащих проведению на определенных стадиях жизненного цикла объекта и направленных на обеспечение заданных требований к надежности и (или) на повышение надежности.

9.2 Определение надежности

Reliability assessment

Определение численных значений показателей надежности объекта

9.3 Контроль надежности

Reliability verification

Проверка соответствия объекта заданным требованиям к надежности

9.4 Расчетный метод определения  надежности

Analytical reliability assessment

Метод, основанный на вычислении показателей надежности по справочным данным о надежности компонентов и комплектующих элементов объекта, по данным о надежности объектов-аналогов, по данным о свойствах материалов и другой информации, имеющейся к моменту оценки надежности

 

9.5 Расчетно- экспериментальный метод определения надежности

Analytical-experimentalreliabilityassessment

Метод, при котором показатели надежности всех или некоторых составных частей объекта определяют по результатам испытаний и (или) эксплуатации, а показатели надежности объекта в целом рассчитывают по математической модели

9.6 Экспериментальный метод определения  надежности

Experimental reliability assessment

Метод, основанный на статистической обработке данных,получаемых при испытаниях или эксплуатации объекта вцелом

 

10. ИСПЫТАНИЯ НА НАДЕЖНОСТЬ

10.1 Испытания на надежность

Reliability test

Примечание. В зависимости от исследуемого свойства различают испытания на безотказность,ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность (ресурсные испытания)

10.2 Определительные испытания на  надежность

Determination test

Испытания, проводимые для определения показателей надежности с заданными точностью и достоверностью

10.3 Контрольные испытания на  надежность

Compliance test

Испытания, проводимые для контроля показателей надежности

10.4 Лабораторные испытания на  надежность

Laboratory test

Испытания, проводимые в лабораторных или заводских условиях

10.5 Эксплуатационные испытания  на надежность

Field test

Испытания, проводимые в условиях эксплуатации объекта

 

10.6 Нормальные испытания на надежность

Normal test

Лабораторные (стендовые) испытания, методы и условия проведения которых максимально приближены к эксплуатационным для объекта

10.7 Ускоренные испытания на надежность

Accelerated test

Лабораторные (стендовые) испытания, методы и условия проведения которых обеспечивают получение информации о надежности в более короткий срок, чем при нормальных испытаниях

10.8 План испытаний на надежность

Reliability test programme

Совокупность правил, устанавливающих объем выборки,порядок проведения испытаний, критерии их завершения ипринятия решений по результатам испытаний

10.9 Объем испытаний на надежность

Scope of reliability test

Характеристика плана испытаний на надежность,включающая число испытываемых образцов, суммарнуюпродолжительность испытаний в единицах наработки и (или) число серий испытаний

 

11. ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИВЕДЕННЫМ  В СТАНДАРТЕ

11.1 Терминология

Терминология по надежности в технике распространяется на любые технические объекты - изделия, сооружения и системы, а также их подсистемы, рассматриваемые с точки зрения надежности на этапах проектирования, производства, испытаний, эксплуатации и ремонта. В качестве подсистем могут рассматриваться сборочные единицы, детали, компоненты или элементы. При необходимости в понятие "объект" могут быть включены информация и ее носители, а также человеческий фактор (например при рассмотрении надежности системы "машина-оператор"). Понятие "эксплуатация" включает в себя, помимо применения по назначению, техническое обслуживание, ремонт, хранение и транспортирование.

Термин "объект" может относиться к конкретному объекту, и к одному из представителей, в частности, к наугад выбранному представителю из серии, партии или статистической выборки однотипных объектов. На стадии разработки термин "объект" применяется к наугад выбранному представителю из генеральной совокупности объектов.

Границ понятия "надежность" не изменяет следующее определение: надежность - свойство объекта сохранять во времени способность к выполнению требуемых функций в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Это определение применяют тогда, когда параметрическое описание нецелесообразно (например для простейших объектов, работоспособность которых характеризуется по типу"да-нет") или невозможно (например для систем "машина-оператор", т.е. таких систем, не все свойства которых могут быть охарактеризованы количественно).

К параметрам, характеризующим способность выполнять требуемые функции, относят кинематические и динамические параметры, показатели конструкционной прочности, показатели точности функционирования, производительности, скорости и т.п. С течением времени значения этих параметров могут изменяться.

Надежность - комплексное свойство, состоящее в общем случае из безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Например для неремонтируемых объектов основным свойством может являться безотказность. Для ремонтируемых объектов одним из важнейших свойств, составляющих понятие надежности, может быть ремонтопригодность.

Для объектов, которые являются потенциальным источником опасности, важными понятиями являются "безопасность" и "живучесть". Безопасность - свойство объекта при изготовлении и эксплуатации и в случае нарушения работоспособного состояния не создавать угрозу для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Хотя безопасность не входит в общее понятие надежности, однако при определенных условиях тесно связана с этим понятием, например, если отказы могут привести к условиям, вредным для людей и окружающей среды сверх предельно допустимых норм.

Понятие "живучесть" занимает пограничное место между понятиями надежность" и "безопасность". Под живучестью понимают свойство объекта, состоящее в его способности противостоять развитию критических отказов из дефектов и повреждений при установленной системе технического обслуживания и ремонта, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при воздействиях, не предусмотренных условиями эксплуатации, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при наличии дефектов или повреждений определенного вида, а также при отказе некоторых компонентов. Примером служит сохранение несущей способности элементами конструкции при возникновении в них усталостных трещин, размеры которых не превышают заданных значений.

Термин "живучесть" соответствует международному термину fail - safe concept [6]. Для характеристики отказоустойчивости по отношению к человеческим ошибкам в последнее время начали употреблять термин fool-proof concept. В международных документах ИСО,МЭК и ЕОКК [4-6] сочетание свойств безотказности и ремонтопригодности с учетом системы технического обслуживания и ремонта называют готовностью объекта (availability).

11.2 К термину "Безотказность"

Безотказность в той или иной степени свойственна объекту в любом из возможных режимов его существования. В основном безотказность рассматривается применительно к его использованию по назначению, но во многих случаях необходима оценка безотказности при хранении и транспортировании объекта.

Необходимо подчеркнуть, что показатели безотказности (пп.6.8-6.14) вводятся либо по отношению ко всем возможным отказам объекта, либо по отношению к какому-либо одному типу (типам) отказа с указанием на критерии отказа (отказов).

11.3 К термину "Долговечность"

Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если, например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.

 

11.4 К термину "Ремонтопригодность"

Термин "ремонтопригодность" традиционно трактуется в широком смысле. Этот термин эквивалентен международному термину "приспособленность к поддержанию работоспособного состояния" или, короче, "поддерживаемость" (maintainability). Помимо ремонтопригодности в узком смысле это понятие включает в себя "обслуживаемость", т.е.приспособленность объекта к техническому обслуживанию, "контролепригодность" и приспособленность к предупреждению и обнаружению отказов и повреждений, а также причин их вызывающих. Более общее понятие "поддерживаемость", "эксплуатационная технологичность" (maintenance support, supportability) включает в себя ряд технико-экономических и организационных факторов, например качество подготовки обслуживающего персонала.

Допускается дополнительно к термину "ремонтопригодность" (в узком смысле) применять термины "обслуживаемость", "контролепригодность", "приспособленность к диагностированию", "эксплуатационная технологичность" и др.

11.5 К терминам "Сохраняемость" и "Срок сохраняемости"

В процессе хранения и транспортирования объекты подвергаются неблагоприятным воздействиям, например колебаниям температуры, действию влажного воздуха, вибрациям и т.п. В результате после хранения и (или) транспортирования объект может оказаться в неработоспособном и даже в предельном состоянии. Сохраняемость объекта характеризуется его способностью противостоять отрицательному влиянию условий и продолжительности его хранения и транспортирования.

В зависимости от условий и режимов применения объекта требования сохраняемости ставят по-разному. Для некоторых классов объектов может быть поставлено требование, чтобы после хранения объект находился в таком же состоянии, что и к моменту начала хранения. В этом случае объект будет удовлетворять требованиям безотказности, долговечности и ремонтопригодности, предъявляемым к объекту к моменту начала хранения.

В реальных условиях происходит ухудшение параметров, характеризующих работоспособность объекта, а также снижается его остаточный ресурс. В одних случаях достаточно потребовать, чтобы после хранения и (или) транспортирования объект оставался в работоспособном состоянии. В большинстве других случаев требуется, чтобы объект сохранял достаточный запас работоспособности, т.е. обладал достаточной безотказностью после хранения и (или) транспортирования. В тех случаях, когда предусмотрена специальная подготовка объекта к применению по назначению после хранения и (или) о сохранении работоспособности заменяется требованием, чтобы технические параметры объекта, определяющие его безотказность и долговечность,сохранялись в заданных пределах. Очевидно, что все эти случаи охватываются приведенным в стандарте определением понятия сохраняемости.

Требования к показателям безотказности, долговечности и ремонтопригодности для объекта, подвергнутого длительному хранению, должны указываться в техническом задании и в отдельных случаях могут быть снижены относительно уровня требований на новый объект, не находившийся на хранении.

Следует различать сохраняемость объекта до ввода в эксплуатацию и сохраняемость объекта в период эксплуатации (при перерывах в работе). Во втором случае срок сохраняемости входит составной частью в срок службы.

В зависимости от особенностей и назначения объектов срок сохраняемости до ввода объекта в эксплуатацию может включать в себя срок сохраняемости в упаковке и (или) законсервированном виде, срок монтажа и (или) срок хранения на другом упакованном и (или) законсервированном более сложном объекте.

Информация о работе Основа классификации отказов