Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:16, доклад
Сегодня в борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по вкладам. Клиенты требуют большего. На фоне бурного развития информационных технологий и крупные корпорации, и простые граждане хотят совершать как можно меньше действий для того, чтобы осуществлять свои финансовые операции. Система интернет-банкинга берет свое начало с 80-х годов прошлого столетия, когда в США была создана система Home Banking. Эта система давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон. В дальнейшем, по мере развития интернета и интернет-технологий банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах через интернет.
Сегодня в борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по вкладам. Клиенты требуют большего. На фоне бурного развития информационных технологий и крупные корпорации, и простые граждане хотят совершать как можно меньше действий для того, чтобы осуществлять свои финансовые операции.
Система интернет-банкинга берет свое начало с 80-х годов прошлого столетия, когда в США была создана система Home Banking. Эта система давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон. В дальнейшем, по мере развития интернета и интернет-технологий банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах через интернет.
Основателем Интернет-банкинга в России следует считать Автобанк (ныне Уралсиб), который уже в мае 1998г. предложил своим клиентам данный сервис (система "Интернет Сервис Банк"), который был предназначен исключительно для физических лиц. Гута-банк (куплен группой "ВТБ" и переименован в ВТБ-24) также был одной из первых кредитных организаций России, внедривших систему интернет-банкинга "Телебанк" (тоже ориентированную на частных клиентов). Изначально в рамках системы клиент мог управлять счетом по телефону через оператора и круглосуточную интерактивную службу. В 1999 году в системе "Телебанк" появилась возможность доступа к счету и через Интернет.
В настоящее время в
мире существуют следующие модели онлайнового
бизнеса:
.
Интернет-банкинг имеет 2 основные формы: пассивное информирование и активное управление. В первом случае клиент получает ту или иную информацию о банковских счетах, но не может ими управлять. Активное управление подразумевает совершение операций по счету в режиме реального времени.
С его помощью можно узнавать информацию по банковским картам:
- текущее состояние карт;
- проведенные операции по картам, в том
числе и через Интернет-Банкинг;
- доступный на текущий момент остаток
средств, которыми можно воспользоваться
и др.
Также Интернет-Банкинг позволяет заблокировать любую из выданных клиенту банковских карт, уточнить информацию по счету и осуществить операции:
- узнать остаток средств на
счетах;
- сделать выписку или справку по счету;
- проверить состояние депозитного счета
или пополнить его;
- уточнить данные о полученном в банке
кредите;
- оплатить различные коммунальные услуги
или услуги операторов связи, в том числе
сотовой.
Также в некоторых банках Интернет-Банкинг позволяет осуществлять переводы со счета на счета, принадлежащие как этому же клиенту, так и другим клиентам, в том числе и юридическим лицам, или проводить конвертацию валют. В ходе использования Интернет-Банкинга может предлагаться услуга по SMS-информированию, которая позволяет получать некоторую информацию с помощью телефона, а не только компьютера.
Интернет-Банкинг позволяет постоянно быть в курсе всего происходящего, как по счетам, так и по картам, причем без посещения банковского отделения. Это очень удобно, ведь дает возможность получить необходимую информацию в любое, даже нерабочее, время.
Любая банковская услуга имеет
свои плюсы и минусы, и Интернет-банкинг
тому не исключение. К примеру, есть банки,
которые не пользуются электронно-цифровой
подписью, чтобы процесс оформления платежей
проходил быстрее. Они заменяют электронный
ключ разовыми паролями, которые приходят
на мобильный телефон клиента. Данная
техника очень небезопасна для владельца
счета, так как в случае кражи телефона,
мошенники могут легко попасть в его аккаунт
и украсть все средства, которые хранятся
на счету.
Некоторые банки вместо электронно-цифровой
подписи используют фиксированный пароль,
который выдается банком. Оно имеет вид
брелка с дисплеем, где отображен разовый
пароль для подтверждения любых операций.
С одной стороны, это очень удобно, но с
другой – такой брелок легко потерять.
Еще одним возможным минусом Интернет-банкинга может быть то, что не все платежи обрабатываются сразу. Также банк может ставить лимит на сумму платежа, а также ограничивать средства, которые могут быть переведены за день.
Также Интернет-банкинг не в каждом браузере работает корректно. Поэтому могут возникать различные технические неполадки, и разного рода проблемы с обработкой платежей.
Internet Banking Rank 2013 – вторая волна ежегодного исследования эффективности сервисов интернет-банкинга физических лиц, проводимого аналитическим агентством Markswebb Rank & Report. Под эффективностью интернет-банка понимается степень удовлетворения потребностей пользователей. Чем лучше интернет-банк удовлетворяет клиента банка, тем он эффективнее. Лучшими по общему баллу эффективности стали интернет-банки Альфа-Банка, Банк24.ру и Банка Санкт-Петербург.Лучшим по функциональным возможностям стал
интернет-банк Русский Стандарт.
Лучшими по удобству пользования стали сервисы
интернет-банкинга Альфа-Банка, Банк24.ру,
Банка Санкт-Петербург и ТКС Банка.
Большинство исследованных интернет-банков
достаточно полно реализуют платежную
функциональность, но имеют средний уровень
удобства пользования. Можно предположить, что
следующий качественный этап развития российского
интернет-банкинга будет состоять, с одной стороны,
в обновлении и переосмыслении интерфейсов уже
существующих платежных
стороны, во внедрении возможностей подключать
новые услуги (выпускать банковские карты, подавать
заявление на получение кредитов, подключать
мобильные сервисы и т.п.) без посещения
физического отделения банка, что зачастую уже
реализовано на корпоративных сайтах банков.
Существует прямая зависимость между полнотой
функциональных возможностей и удобством
пользования – чем больше возможностей предлагает
интернет-банк, тем в среднем удобнее его интерфейс.
Вероятно, это связано с объективной необходимостью
упорядочивать и ранжировать большой объем
информации и форм совершения операций, что
неизбежно приводит к общему повышению качества
интерфейсов, навигации и поиска информации.
Однако, из этого наблюдения есть исключения. Так,
Citibank Online, обладая функциональными
возможностями на уровне лучших российских
интернет-банков, имеет одну из самых низких оценок
удобства пользования. С другой стороны, интернет-
банк ТКС Банка, имея среднюю оценку
функциональности, является одновременно одним из
самых удобных интернет-банков в России.
Российский потребитель
сегодня имеет возможность