Основные положения Федерального закона «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:40, реферат

Описание работы

Статьей 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации , затрагивающей его права и свободы.

В самом общем виде об этом праве говорится в Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию », согласно которому деятельность государственных органов , организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

Содержание работы

Введение 3

I. Основные положения Федерального закона «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления » 5

Заключение 12

Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

ИП.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Вечерний факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

 

Реферат

На тему: Основные положения Федерального закона

«Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления »

 

 

 

 

 

 

 

Студентка гр. ВФ-11

                  Курушина О.А.

                  Научный руководитель:
                                                                                         к. юр.н., доцент

Гулемин А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 г.

Оглавление:

 

Введение

I. Основные положения Федерального закона «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления »

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Статьей 24 Конституции РФ на  органы   государственной  власти и  органы  местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на  доступ   к   информации , затрагивающей его права и свободы.

В самом общем виде об этом праве говорится в Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на  информацию », согласно которому  деятельность   государственных   органов , организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

      в доступности для граждан  информации , представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

      в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

      в осуществлении гражданами контроля за  деятельностью   государственных   органов , организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

      в создании условий для  обеспечения  граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Право на  доступ   к   информации  закреплено в ст. 38 Федерального закона от 13 января 1995 года № 7- ФЗ  «О средствах массовой  информации », согласно которой граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой  информации  достоверных сведений  о   деятельности   государственных   органов ,  органов  местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149- ФЗ  «Об  информации , информационных технологиях и о защите  информации » указано, что гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от  государственных   органов ,  органов  местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  информации , непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Однако во всех вышеперечисленных правовых актах не был определен конкретный механизм реализации указанного права и, прежде всего, в отношении сведений  о   деятельности   государственных   органов . Не установлена и ответственность  государственных  и муниципальных  органов  и должностных лиц за его нарушение.  

              Законы о  доступе   к   информации   о   деятельности   государственных   органов  были приняты только в последние годы. Речь идет о федеральных законах от 9 февраля 2009 года № 8- ФЗ  « Об   обеспечении   доступа   к   информации   о   деятельности   государственных   органов  и  органов  местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 года № 262- ФЗ  « Об   обеспечении   доступа   к   информации   о   деятельности  судов в Российской Федерации». Именно эти законы стали базовыми правовыми актами, регулирующими отношения в сфере реализации конституционного права на  доступ  каждого  к   информации , затрагивающей его права и свободы. В этом реферате речь пойдет о первом,

о  ФЗ  « Об   обеспечении   доступа   к   информации   о   деятельности   государственных   органов  и  органов  местного самоуправления», который установил общий порядок  обеспечения   доступа   к   информации.

12

 



I. Основные положения Федерального закона «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления »

 

21 января 2009 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который вступил в силу с 1 января 2010 г.
Информация - это сложное научное понятие, которое может по-разному определяться в рамках различных наук (естественных, технических, общественных). Существует и правовое определение информации. Так, в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация представляет собой разнообразные сведения в широком смысле слова. Это могут быть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и конфиденциальную - информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Сама по себе информация является нематериальным благом, однако обычно она имеет материальную форму выражения. В различных отраслях государственного управления она может быть представлена в виде таких систем учета и регистрации, как реестры, кадастры и т.д.
Под доступом к информации понимается совокупность правомочий на поиск и получение информации. Указанное право может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению. В данном случае речь идет об обязанности по предоставлению информации государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона N 8-ФЗ действие Закона не распространяется на:

      отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления;

      порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан;

      порядок предоставления государственным органом, органом местного самоуправления в иные государственные органы, органы местного самоуправления информации о своей деятельности в связи с осуществлением указанными органами своих полномочий.

Хотя о праве на доступ к информации говорится в целом ряде правовых актов, до принятия указанного Закона в российском законодательстве не было комплексного правового акта о механизме реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы.

Существует много законов об информации, однако в них отсутствует конкретный механизм реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и, прежде всего, в отношении сведений о деятельности государственных органов. Не была установлена и ответственность государственных и муниципальных органов и должностных лиц за нарушение указанного права. Результатом этого были многочисленные случаи его нарушения. Особенно часто нарушались права журналистов на получение от государственных органов необходимой информации.

В ст. 4 Федерального закона N 8-ФЗ перечислены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

      открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

      достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

      свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

      соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Принцип открытости информации означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, доступ к которой ограничен. Одним из главных вопросов, связанных с перспективами реализации данного Закона, является проблема недостаточной определенности правового режима информации ограниченного доступа (ст. 5). Согласно указанной статье доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Так, согласно ст. 6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

      обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

      размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

      размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

      ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

      присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

      предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

      другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Особенность Закона заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

В Законе устанавливается, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату. Так, согласно ст. 21 Закона пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе следующая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:

      передаваемая в устной форме;

      размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах;

      затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией;

      иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления.

Информация о работе Основные положения Федерального закона «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного