Основные понятия информационных технологий, этапы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Появление ЭВМ положило начало кибернетическому направлению применения технических средств, для повышения эффективности труда. Автоматизация явилась закономерным, но не простым продолжением механизации. Если механизация охватывает процессы получения, передачи, преобразования и использования энергии. То автоматизация – процессы получения, передачи, преобразования и использования информации. Говоря образно, если орудия труда выступают продолжением человеческой руки, то ЭВМ – продолжение человеческого мозга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие информационных технологий………………………………. 4
2.Этапы развития информационных технологий…………………..…… 7
Заключение………………………………………………………………… 11
Список использованных источников…………………………………….. 13

Файлы: 2 файла

Информационные технологии в экономике.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счетов и книгопечатания.

Появление ЭВМ положило начало кибернетическому направлению  применения технических средств, для повышения эффективности труда. Автоматизация явилась закономерным, но не простым продолжением механизации. Если механизация охватывает процессы получения, передачи, преобразования и использования энергии. То автоматизация – процессы получения, передачи, преобразования и использования информации. Говоря образно, если орудия труда выступают продолжением человеческой руки, то ЭВМ – продолжение человеческого мозга.

Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику, технику связи, бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, военной сфере, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Очередной революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей. Всемирная компьютерная сеть Internet развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объём информационных ресурсов практически утраивается.

 

 

Понятие информационной технологии

 

Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как  процессы. Под процессом следует  понимать определенную совокупность действий, направленных на достижения поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов, как  нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс её переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение:

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационная технология (далее ИТ) – это совокупность методов и средств целенаправленного  изменения каких-либо свойств информации. Информация как объект воздействия представляет собой данные, записанные на том или ином носителе.

Цель ИТ – производство информации для её анализа человеком  и принятия на его основе решения  по выполнению какого-либо действия. Техническими средствами производства информации является аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Отдельно из этих средств выделяются программные продукты и называются инструментарием, т.е. программным инструментарием информационной технологии.

Инструментарий ИТ –  один или несколько взаимосвязанных  программных продуктов для определенного  типа компьютера, технология работы в  котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для  персонального компьютера: текстовый  процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Программные средства, обеспечивающие функционирование современных ИТ, в целом подразделяются на:

- системные: текстовые  и диагностические программы;  антивирусные программы; операционные  системы; командно-файловые процессоры (оболочки).

- прикладные: системы  подготовки текстовых, табличных  и др. документов; системы подготовки презентаций; системы обработки финансово-экономической информации; системы управления базами данных; личные информационные системы; системы управления проектами; экспертные системы и системы поддержки принятия решений; системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления; прочие системы.

ИТ можно  рассматривать как элемент и  функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование  системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально- политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. Использование единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение ИТ в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении и получении доступа к общим нематериальных ресурсам, осмыслении и переработки большого объема информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития информационных технологий

 

 

        Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим таким из подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становиться удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

          Первый признак деления состоит из вид задач и процессов обработки  информации:

А) 1-й этап (60 - 70-е гг.) – обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

Б) 2-й этап (с 80х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

         Второй  признак деления состоит из проблемы, стоящие на пути информатизации общества:

А) 1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

Б) 2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

В) 3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы – максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

Г) 4-й этап (с начала 90-х гг.) – создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

  • выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
  • организация доступа к стратегической информации;
  • организация защиты и безопасности информации.

 

       Признак деления  – преимущество, которое приносит  компьютерная технология:

        А) 1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая – плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

        Б) 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем – ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х  гг.) связан с понятием анализа  стратегических преимуществ в  бизнесе и основан на достижениях  телекоммуникационной технологии  распределенной обработки информации. Информационные системы имеют  своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

            Признак деления – виды инструментария технологии:

         А) 1-й этап (до второй половины XIX в.) – “ручная” информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

         Б) 2-й этап (с конца XIX в.) – “механическая” технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

        В) 3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) – “электрическая” технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления  информации на формирование ее содержания.

         Г) 4-й этап (с начала 7-х гг.) – “электронная” технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

        Д) 5-й этап (с середины 80-х гг.) – “компьютерная” (“новая”) технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. НА этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

 

Заключение

 

Информационные  технологии вошли во все сферы  нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности  процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим  для социальной сферы.

ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она  прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным  образом развитием НТП, появлением новых технических средств переработки информации.

Информационные технологии в экономике титульный.doc

— 111.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Основные понятия информационных технологий, этапы их развития