Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3

1. История и предпосылки развития новых информационных технологий сфере управления налогообложением…………………………………………...5

2.Информационная система в налоговых органах……………………..…….....8

2.1.Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации……………………….………..12

2.2.Налоговая отчетность через сеть Интернет……………....................15

2.3.Системы электронного документооборота………………………….23

3.Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов………………………………………………………………………...….24

Заключение…………………………………………………………………….....31

Список литературы…………………………………………………………...… 34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (11).docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение……………………………………………………………………….......3 
 
1. История и предпосылки развития новых информационных технологий сфере управления налогообложением…………………………………………...5 
 
2.Информационная система в налоговых органах……………………..…….....8 
 
2.1.Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации……………………….………..12 
 
2.2.Налоговая отчетность через сеть Интернет……………....................15 
 
2.3.Системы электронного документооборота………………………….23 
 
3.Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов………………………………………………………………………...….24 
 
Заключение…………………………………………………………………….....31 
 
Список литературы…………………………………………………………...… 34 
 
Введение 
 
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.  
 
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. 
 
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов. 
 
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. 
 
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. 
 
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д. 
 
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. 
 
 
 
 
1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением 
 
В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур. 
 
Основными показателями этой технологии были: 
 
- получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними; 
 
- ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях; 
 
- нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов; 
 
- стихийноразвивающаяся информационная система. 
 
Информатизация органов налоговой службы сводилась к обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и построению единого информационного пространства. Такая технология могла существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.  
 
В связи с этим прорабатывалось несколько концепций типовых программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических средств и прикладным программным обеспечением. 
 
Разработка и внедрение компьютерных технологий и АИС в рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало известные проблемы формирования единого информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС «Налог» Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах. 
 
Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть в ряде инспекций реализована в среде DOS. 
 
Проектирующееся внедрение интегрированных комплексов для территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, обеспечивает: 
 
ü автоматизацию всех функций по учету налогоплательщиков и налоговых поступлений; 
 
ü информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами; 
 
ü высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой; 
 
ü повышение производительности труда; 
 
ü оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.  
 
Широкомасштабное внедрение безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет: 
 
- уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных. 
 
- сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками; 
 
- устранения влияния пиковых ситуаций на работу территориальных инспекций; 
 
- повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок 
 
В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести приема и обработки электронных документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность функционирования территориальных налоговых органов.  
 
Для осуществления работы подразделений ФНС разработана и уже функционирует многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение задач накопления и обработки информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.  
 
Необходимость в этом обуславливается характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных органов и учреждения, из которых поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов и сборов, имуществе, земельных участках и др. 
 
Существующие АИС налоговых служб длительное время выполняли свои функции и соответствовали поставленным при их создании целям -автоматизации основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора. 
 
Но разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией как внутри АИС ФНС, так и с взаимодействующими с ней АИС, невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных, возросшие требования к процессам учета налогоплательщиков, своевременности и полноте сборов налогов и платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято решение о создании АИС “Налог” второй очереди, предусматривающей: 
 
- интеграцию информационных ресурсов; 
 
- максимальное использование системы телекоммуникаций МНС РФ с прямым доступом пользователей к интегрированным базам данных; 
 
- стандартизацию иунификацию компонентов АИС. 
2.Информационная система в налоговых органах 
 
Основной задачей всех подразделений Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.  
 
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов. 
 
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью и была создана информационная система (ИС) для учета и контроля за сбором местных налогов, которая предназначена для автоматизации функций комитета потребительского рынка и услуг населению по обеспечению сбора налога на право торговли. 

Использование ИС позволило расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность органов местной администрации путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. 
 
Цели функционирования разработанной ИС были сформулированы следующим образом. 
 
· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений. 
 
· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда работников администрации. 
 
· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства. 
 
· Получение данных о поступлении налогов в местный бюджет. Анализ динамики поступления сумм налога и возможность прогноза этой динамики. 
 
· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства. 
 
· Сокращение объема бумажного документооборота. 
 
При проектировании ИС учитывались следующие принципы. 
 
1. Системность. Подход к объекту как к единому целому, чтобы выявить на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить направления производственно-хозяйственной деятельности системы и реализуемые ею конкретные функции. 
 
2. Развитие. ИС создавалась с учетом постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений. Предусматривается, что автоматизированная система должна наращивать свои вычислительные мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных. 
 
3. Автоматизация информационных потоков и документооборота. Комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результатных показателей и формирования управленческих решений. 
 
4. Абстрагирование. Выделение существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы и отвлечение от несущественных с целью представления проблемы в более простом общем виде, удобном для анализа и проектирования. 
 
5. Независимость данных. Модели данных проанализированы и спроектированы независимо от процессов их обработки, а также от их физической структуры и распределения в технической среде. 
 
6. Совместимость. Способность взаимодействия автоматизированной системы с ИС администрации города в процессе их совместного функционирования. 
 
При проектировании ИС учета и контроля за сбором местных налогов учитывался тот факт, что наибольшая отдача от использования подобной системы возможна при условии, что она будет являться составной частью общей ИС администрации города (муниципального образования). В этом случае, используя технологию распределенной базы данных, каждый отдел отвечает за актуальность и непротиворечивость своей части информации, хранящейся в общем банке данных. При этом для выполнения своих функций каждый отдел может задействовать необходимые данные, формируемые другим отделом администрации. 
 
Используя технологический аспект рассмотрения, в ИС можно выделить аппарат управления, а также технико-экономическую информацию, методы и средства ее технологической обработки. Выделив аппарат управления, оставшиеся элементы образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ) данных. Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры:  
 
ü сбор и регистрацию данных;  
 
ü подготовку информационных массивов;  
 
ü обработку, накопление и хранение данных;  
 
ü формирование результатной информации;  
 
ü передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) к потребителям информации для принятия управленческих решений. 
 
Исходя из реальных условий рассматриваемой предметной области были сформулированы основные требования к АИТ: 
 
- соблюдение принципа системности при проектировании процедур накопления и обработки данных. Такой принцип предполагает подразделение информационных потоков на внешние и внутренние по отношению к объекту управления, учет структурно-динамических свойств протекающих в нем процессов, моделирование прямых и обратных связей с окружающей средой. 
 
- использование децентрализованных средств сбора и предварительной обработки данных согласно принятой декомпозиции задач и распределения управленческих функций, что достигается с помощью технологии «клиент-сервер», позволяющей системе функционировать в многозадачном режиме. 
 
- ориентация АИТ на реализацию единой информационно-логической модели объекта управления в сочетании с необходимыми процедурами обработки данных и вывода результатов. 
 
-использование безбумажного документооборота, естественно-профессионального языка для общения специалиста с ПЭВМ, машинных архивов и библиотек, удаленного доступа к массивам данных. 
 
Названные свойства АИТ, сформулированные в процессе проектирования системы, обеспечиваются применением современных высокоразвитых аппаратно-программных комплексов, средств связи. Разработка ИС была произведена с помощью инструментального средства SQL Windows 5.0.2, которое позволяет реализовать все перечисленные требования к АИТ. 
 
В настоящее время система внедрена и успешно функционирует. 
 
 
 
 
 
 
 
2.1. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации 
 
 
 
АИС налоговых органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень имеет обширные внутренние и внешние связи.  
 
На федеральном уровне определяется стратегия налоговой системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).  
 
Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов. 
 
Основная работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций и соответствующих им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах. 
 
В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами. 
 
В АИС «НАЛОГ» предусмотрено информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.  
 
Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в составе интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки создания единого информационного пространства ФНС России. На федеральном уровне эти хранилища, под управлением единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации. 
 
Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.  
 
Большое внимание в последние годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.  
 
Операционные системы, построенные на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” - Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера. 
 
При установке Office 2000 (Office XP, Office 2003), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль - информацию о личных настройках. 
 

 
2.2. Налоговая отчетность через сеть  Интернет 
 
1. Нормативная база, регулирующая представление налоговой отчетности через сеть Интернет 
 
Информационные технологии активно используются в современном офисе. Не стали исключением и налоговые органы. В поисках возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников особое внимание в налоговых органах уделяется в настоящее время совершенствованию процессов обработки данных. При этом актуальность приобретают информационные технологии, являющиеся главным источником резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота. 
 
Одним из направлений внедрения информационных технологий в процесс обработки налоговой информации является разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи. 
 
Представление отчетности в электронном виде регламентируется рядом нормативных актов. Первым шагом на пути к полноценной нормативной базе стало внесение изменений в ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 28.12.2001 N 180-ФЗ, который дал налогоплательщикам возможность представлять налоговые декларации не только лично или по почте, но и по телекоммуникационным каналам связи. 
 
Вскоре был принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", согласно которому электронная цифровая подпись признавалась равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при выполнении ряда условий. 
 
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи был установлен приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, определившим участников информационного обмена при представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи, к которым, кроме налогоплательщиков и налоговых органов, были отнесены и посредники - третья сторона, так называемые специализированные операторы связи, которыми признаются организации, предоставляющие услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 введены Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. 
 
Принятие и ввод данных налоговых деклараций в автоматизированную информационную систему налоговых органов осуществляется согласно Регламенту принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденному приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76. 
 
2. Специализированные операторы связи и их продукты 
 
2.1. Общие положения 
 
Основной задачей специализированного оператора связи является доставка электронных документов от налогоплательщиков до налоговых инспекций и фиксация времени отправки данных документов. Деятельность специализированного оператора связи регулируется федеральными законами и другими нормативными актами, в частности, оператор должен иметь три лицензии ФАПСИ в соответствии с приказом ФНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также лицензию Минсвязи России на право предоставления услуг телематических служб. 
 
Разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи позволяет налоговым органам сократить объем ручного ввода данных деклараций плательщиков, а также избегать личного контакта налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов при сдаче отчетности. 
 
Налогоплательщики тоже получают ряд преимуществ при сдаче отчетности по каналам связи. 
 
Во-первых, они экономят рабочее время при сдаче отчетности. 
 
Во-вторых, снижается количество технических ошибок при заполнении деклараций вследствие обязательного программного контроля файлов перед отправкой. 
 
В-третьих, обновление форм отчетности происходит оперативно. 
 
В-четвертых, у налогоплательщика появляется возможность получения не только общедоступной информации от налоговых органов, но и данных о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней. 
 
В настоящее время услуги специализированных операторов связи на российском рынке предлагаются рядом конкурирующих компаний в каждом из регионов страны. Главным их отличием является предлагаемое для передачи отчетности в электронном виде программное обеспечение. Наиболее известные системы электронного документооборота - программные комплексы "Контур-Экстерн", "Калуга Астрал Отчет", "СБиС++ Электронная отчетность", "Такском-Спринтер". 
 
В среднем стоимость годовой абонентской платы для организации составляет в зависимости от специализированного оператора связи от 1200 руб. до 4000 руб. Кроме того, вносятся разовые платежи за подключение - от 950 руб. до 2000 руб. Бюджетным организациям предоставляются льготные тарифы. 
 
2.2. Система "Контур-Экстерн" (http://www.kontur-extern.ru/) 
 
Система "Контур-Экстерн" является разработкой компании "СКБ Контур". Рабочее место, на которое устанавливается данная программа, должно удовлетворять следующим требованиям. Рабочее место должно быть оборудовано компьютером с тактовой частотой процессора не менее 400 МГц и оперативной памятью не менее 128 Мб, на нем должно быть настроено подключение к сети Интернет с использованием модема со скоростью подключения не менее 28 800 кбит/с или по выделенному каналу большей пропускной способности. На компьютере должна быть установлена одна из следующих операционных систем: Windows 98, NT4, Me, 2000/2003, XP, а также MS Internet Explorer версии 6.0x. 
 
В системе "Контур-Экстерн" реализована концепция "тонкого клиента". Иными словами, все изменяемые компоненты хранятся на сервере оператора связи и обновляются автоматически при доступе на сервер, который осуществляется через Web-интерфейс. Это обеспечивает быстрое отражение в системе законодательных изменений новых форм и контрольных соотношений налоговых деклараций. 
 
Функции программы: 
 
ü формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России; 
 
ü логическо-арифметический контроль данных отчетности для отправки ее в инспекцию; 
 
ü импорт отчетности из других бухгалтерских программ; 
 
ü возможность работы с одной базой данных в многопользовательском режиме, из нескольких точек подключения к системе в организации; 
 
ü возможность использования актуальных общероссийских классификаторов для заполнения форм отчетности. 
 
2.3. Система "Калуга Астрал Отчет" (http://www.astralnalog.ru/) 
 
Программный комплекс "Калуга Астрал Отчет" разработан ЗАО "Калуга Астрал". Для его установки необходим компьютер с процессором типа Intel Pentium под управлением операционных систем Windows 98SE, Me, NT 4.0, XP, 2000, модем со скоростью передачи данных не менее 19 200 кбит/с, телефонная линия или выделенный канал для выхода в сеть Интернет. На компьютере должен быть установлен MS Excel 2000/XP/2003. 
 
"Калуга Астрал Отчет" предоставляет все сервисные возможности программ, используемых для подготовки отчетности в налоговые органы. Система проста в эксплуатации и не требует высокой квалификации пользователя. Процедура обновления отчетных форм удобна для пользователей и происходит автоматически при сеансе связи с оператором, и соответствующие изменения вступают в силу после перезапуска программы. 
 
Основные возможности программы: 
 
- подготовка файлов в форматах ФНС России; 
 
- импорт данных из других программ бухгалтерского учета, выгружающих файлы в форматах ФНС России для их последующей передачи в налоговые органы; 
 
- печать выходных форм средствами MS Excel; 
 
-передача налоговой отчетности, заверенной электронной цифровой подписью, с созданием соответствующих протоколов и подтверждений о получении данной отчетности; 
 
- ведение архива сформированной ранее отчетности; 
 
- ведение архива переданных в налоговые органы файлов; 
 
- информационный обмен с оператором связи с помощью специального диалогового окна в программе. 
 
При использовании системы "Калуга Астрал Отчет" передачу налоговой отчетности можно осуществлять через выделенный канал Интернета, мобильный телефон или через телефонную линию и модем. 
 
2.4. Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" (http://sbis.ru/) 
 
Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" представлен на российском рынке ООО "Тензор". Для работы программы требуется компьютер с выходом в сеть Интернет, оперативной памятью (ОЗУ) объемом не менее 64 Мб, объемом свободного дискового пространства не менее 70 Мб, дисководом для CD-дисков (используется при установке программы). Программа может работать под операционными системами Windows 98/98SE/Me, а также Windows NT, 2000/2003, XP. Для автоматического обновления по Интернету и передачи отчетности необходим MS Internet Explorer версии не ниже 6.0. 
 
Конфигурация "СБиС++" содержит две задачи: задачу "Администратор", которая предназначена для администрирования базы данных, и задачу "Электронная отчетность", в которой собраны команды для работы с отчетностью. Программа "СБиС++" требует от бухгалтера владения базовыми навыками работы в Windows, а также наличия общего представления о назначении и функционировании электронной почты. Для пользователей, плохо знакомых с программой, имеется очень удобный помощник создания электронной отчетности, который служит проводником действий пользователя от формирования отчета до отправки его по электронной почте. 
 
Функции программы: 
 
* формирование, проверка, печать, запись в файл и передача по каналам связи регламентированных в соответствии с требованиями электронного формата ФНС России документов; 
 
* передача в налоговые органы документов произвольного формата; 
 
* импорт отчетности из сторонних бухгалтерских программ (1С, БЭСТ и др.); 
 
* формирование запроса и получение выписки из лицевого счета налогоплательщика; 
 
* создание базы данных отчетности по нескольким налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам. 
 
2.5. Программный комплекс "Такском-Спринтер" (http://www.taxcom.ru/) 
 
Программный комплекс "Такском-Спринтер" разработан ООО "Такском". Для его установки требуется компьютер с процессором Pentium 200 или более мощным, ОЗУ объемом не менее 64 Мб, не менее 120 Мб свободного дискового пространства, дисковод 3,5 дюйма, дисковод для CD-дисков. На компьютере долж- на быть установлена операционная система Windows (95, 98, Me, NT, 2000), а также MS Internet Explorer версии 5.5 или выше. 
 
Программный модуль формирования и вы- грузки файлов налоговой и бухгалтерской отчетности создан на базе программы "1С: Налогоплательщик". Кроме того, комплекс "Такском-Спринтер" содержит клиентскую программу электронной почты "DiPost" разработки ООО "Фактор-ТС", а также программы для выходного контроля файлов отчетности, формирования запросов на получение выписок о состоянии расчетов с бюджетами, обеспечения плановой замены ключей средств криптографической защиты информации. Обновления осуществляются программой "Мастер обновлений", которая загружает и устанавливает с сервера оператора связи последние версии программного комплекса. 
 
Возможности программы: 
 
Ø ручной ввод бухгалтерской и налоговой отчетности и выгрузка этих форм в файлы формата, утвержденного ФНС России; 
 
Ø импорт файлов отчетности из бухгалтерских программ, осуществляющих выгрузку в формате ФНС России, для их последующей передачи в налоговые органы по каналам связи; 
 
Ø доставка в налоговые органов бухгалтерской и налоговой отчетности по каналам связи; 
 
Ø автоматизированное выполнение утвержденного законодательством регламента электронного документооборота; 
 
Ø формирование запроса и получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами разных уровней; 
 
Ø получение информационных и распорядительных материалов из налоговых органов с электронной доски объявлений. 
 
3. Прием отчетности в налоговых инспекциях по телекоммуникационным каналам связи 
 
В налоговых инспекциях прием отчетности по телекоммуникационным каналам связи производится отделом работы с налогоплательщиками. Ответственные лица за прием отчетности назначаются приказом по инспекции. 
 
Программы, которые осуществляют прием-передачу корреспонденции, настраиваются на автоматическую доставку почты каждые 30 минут. Таким образом, обеспечивается оперативная и своевременная передача налогоплательщику подтверждений о приеме отчетности и протоколов входного контроля. В начале рабочего дня специалист отдела по работе с налогоплательщиками запускает почтовые программы всех операторов, чтобы получить вечерние файлы. 
 
Регистрация налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, принятых по телекоммуникационным каналам связи, производится в программных комплексах инспекций, например ПК ЭОД. Датой представления отчетности является дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Возможен массовый прием деклараций, поступивших за определенное время. 
 
При невозможности автоматической разноски поступившей отчетности в карточки лицевых счетов налогоплательщиков налоговые инспектора имеют право использовать бумажные копии, которые делаются по распоряжению руководителя инспекции. На копии указываются реквизиты документа-оригинала, а также дата и время изготовления копии.


 


 
 
 
 
 
 

2.3. Система  электронного документооборота 
 
В 2000-2002 г.г. Налоговая служба России начала создание Системы электронного документооборота между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами (далее Система). В 2002 г. Система была подкреплена Федеральными законами и нормативными документами Налоговой службы: «Об электронной цифровой подписи», «О бухгалтерском учете», изменениями в Налоговом кодексе и др. Основная часть документооборота – представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. 
Эксплуатация Системы за эти годы позволила накопить определенный опыт и выявить положительные и отрицательные стороны. В настоящий момент идет процесс перехода количества в качество. Информационная Система, организованная Налоговой службой, – самая большая система по числу пользователей. Одним из ключевых вопросов работы Системы является использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) для обеспечения юридической значимости электронного обмена информацией. 
Это ставит перед Налоговой службой ряд вопросов по созданию единого пространства доверия сертификатам ключей подписи. Один из первых – создание сети Доверенных удостоверяющих центров, обеспечивающих работу Системы. Головным удостоверяющим центром сети Доверенных удостоверяющих центров стал удостоверяющий центр ФГУП ГНИВЦ ФНС России, созданный в 2004 году. На него возлагаются функции согласования действий Федеральной Налоговой службы с Уполномоченным Федеральным органом (УФО), с удостоверяющими центрами других служб и ведомств и иными удостоверяющими центрами. Сеть Доверенных удостоверяющих центров строится на установлении доверительных отношений. 
Все это относится к корпоративной информационной системе Налоговых органов. Кроме информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках представления отчетности, существует информационное взаимодействие в рамках электронного государства, которому в настоящее время уделяется большое внимание. 
Уже не первый год ведутся переговоры и по международному информационному взаимодействию Налоговых органов. Большая роль в этом отводится электронному документообороту и использованию ЭЦП на международном уровне. 
 
 
 
3. Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов 
 
 
 
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документация и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей. 
 
Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и тд. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются: 
 
a) 
 
по отношению к входу и выходу: 
 
 
· входные (поступающие в инспекции); 
 
· выходные (исходящие из инспекции). 
 
б) 
 
по срокам представления: 
 
 
· регламентные — документы, для которых определен срок исполнения и представления. 
 
К документам, выдаваемым по регламенту, можно отнести, например, отчеты «О поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджеты РФ», «О результатах контрольной работы налоговых инспекций», «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах; 
 
· нерегламентированные — документы, исполняемые по 
 
запросам. 
 
в) 
 
по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции: 
 
 
· правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.); 
 
· документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации); 
 
· документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы); 
 
· другие виды документов. 
 
Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов. 
 
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур должны служить полному удовлетворению запросов пользователей, сокращению временных и трудовых затрат на заполнение документов и эффективному использованию вычислительной техники, так как позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС «Налог» должна использовать единую систему классификации и кодирования информации, которая строится на основе применения: 
 
а) общероссийских классификаторов: 
 
· стран мира (ОКСМ); 
 
· экономических районов (ОКЭР); 
 
· объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО); 
 
· органов государственного управления (СООГУ); 
 
· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ); 
 
· видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); 
 
· валют (ОКБ); 
 
· единиц измерений (СОЕЙ); 
 
б) 
ведомственных классификаторов: , 
 
· форм собственности (КФС); 
 
· организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); 
 
· доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ); 
 
· типовых банковских счетов (КБС); 
 
· банков (КБ); 
 
в) 
системных классификаторов: 
 
· налогов и платежей (КНП); 
 
· объектов налогообложения (КОН); 
 
· налоговых льгот (КНЛ); 
 
· типов льгот по налогам (КТНЛ); 
 
· штрафных санкций (КШС); 
 
· идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН); 
 
· системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ). 
 
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация: 
 
· по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности; 
 
· по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей; 
 
· по результатам контрольной работы налоговых органов; 
 
· по правовой практике налоговых органов и т.д.  
 
В постоянных массивах содержатся: 
 
· тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов; 
 
· тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов; 
 
· тексты организационно-методических документов; 
 
· классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»; 
 
· данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков; 
 
· нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.  
 
Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями: 
 
► объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов; 
 
► полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах; 
 
► организации данных в информационные стругауры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных; 
 
► организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов; 
 
► обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система; 
 
► »выполнение принципа системности и однократного ввода — данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения. 
 
Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся: 
 
► базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам; 
 
► базы оперативных данных по налоговым поступлениям; 
 
► базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству; 
 
► базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм; 
 
► базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д. 
 
Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением. 
 
Значительное место в информационном обеспечении АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают: 
 
· БД по законодательным и нормативным актам по налогообложению; 
 
· БД инструктивных и методических материалов; 
 
· БД по общеправовым вопросам. 
 
Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции. 
 
 

 
 
 
Заключение 
 
Эффективнее функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации. 
 
Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. 
 
Сегодня компьютерные программы для ведения всех налоговых операций, находятся в непрерывном развитии. Это обусловлено необходимостью оперативного отражения изменений в налоговых документах и возрастающими потребностями пользователей в автоматизированной обработке информации. 
 
Автоматизация предполагает, прежде всего, повышение производительности труда, повышение квалификации и профессиональной грамотности пользователей. 
 
Применение компьютерных программ позволяет облегчить работу пользователей, так как их применение снижает трудоёмкость по операциям между налогоплательщиком и налоговой службой. Применение автоматизированных систем даёт возможность налогоплательщику решать свои задачи с ГНС, оперативно и не выходя со своего рабочего места. 
 
 
 
Список использованной литературы 
 
1. Бушмина Е.В. Бюджет государства и информационные технологии: Учеб. - М.: Перспектива, 2001 
 
2. Волкова В.Н. Информационные системы в экономике: Справ. - М.: Финансы и статистика, 2005 
 
3. Карминский А.М. Информационные системы в экономике. Методология и практика: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.  
 
4. Кузнецов Л.К., Ноздрина Ю.И. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие. - М.: ВГНА, 2004.  
 
5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для ВУЗов.-М: Идательство БЕК,2001. 
 
6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.:ИНФРА-М,2007. 
 
7. Незамайкин В.Н., Налогообложение юридических и физических лиц/2-е изд.-М.: издательство «Экзамен»-, 2004. 
 
8. Семенов М.И., Трубилин Т.И., Лойкр В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учеб.- М.: Финансы и статистика, 2000 
 
9.Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник. - М.:ЮНИТИ, 2003. 
 
10. Хореев П.Б. Методы и средства защиты информации в информационных системах. - М.: Изд.центр «Академия», 2005.  
 
11. Черенков А.П. Информационные системы для экономистов. - М.: Экзамен, 2002.  
 
12.Ясенев В.Н.Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебное пособие. - Н. Новгород, издательство ННГУ, 2003. - 226 с. 
 
13. Журнал «Бухгалтер и компьютер» 2008. 
 
14. Журнал «Бухгалтерский учёт» 2008. 

 

 


Информация о работе Особенности информационного обеспечения АИС налоговых органов