Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:47, реферат
В современном мире появилось множество новых терминов, без которых сложно представить речь человека, идущего в ногу со временем. Одним из таких словосочетаний является «информационные ресурсы». Но, на самом деле, немногие могут дать ему чёткое определение. Рассмотрим, что такое информационные ресурсы на примере нескольких определений.
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах хранилищ данных).
Введение
В современном мире появилось множество новых терминов, без которых сложно представить речь человека, идущего в ногу со временем. Одним из таких словосочетаний является «информационные ресурсы». Но, на самом деле, немногие могут дать ему чёткое определение. Рассмотрим, что такое информационные ресурсы на примере нескольких определений.
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других видах хранилищ данных).
Ресурсы определяют как запасы, источники чего-либо.
В наше время объем информации увеличивается лавинообразно. Все труднее становится выбрать из нее ту, которая более всего отвечает существующему запросу. В конце ХХ века возникает термин "информационные ресурсы".
Сегодня это понятие достаточно многопланово и включает в себя все многообразие документов на традиционных и нетрадиционных носителях.
Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации:
К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.
Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.
К информационным ресурсам относятся: библиотеки, архивы, базы данных, СМИ и т.п.) и информационные сервисы (Информационные сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронной почтой, блогом (подробней >>), а также познакомиться с механизмом его ведения, поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Пример: http://yandex.ru, http://rambler.ru , http://aport.ru) и т.п.
Значение развития ИР
Но почему для людей так важно развивать ИР?
На данный момент развитие мировых информационных ресурсов уже позволило:
1.Превратить деятельность
по оказанию информационных
2.Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
3.Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
4.Повысить обоснованность
и оперативность принимаемых
решений в фирмах, банках, биржах,
промышленности, торговли и др. за
счет своевременного
Также, легко заметить, что в отличие от всех остальных видов ресурсов, информационные не являются одноразовыми, то есть один и тот же ресурс может использовать большое количество разных людей. Соответственно, необходимо сделать так, чтобы можно было просто получить доступ к этому ресурсу, а сам ресурс надежно хранить. И появление термина «информационные ресурсы» говорит о том, что на данный момент люди осознают всю важность их развития. Рассмотрим, какие тенденции развития у современных ИР.
Перспективы развития информационных ресурсов
Никто точно не может сказать, как изменятся информационные ресурсы через несколько лет, а тем более на протяжении десятилетий. Можно только предположить, каким образом с помощью желания человека, действительных данных и возможностей науки пойдет их развитие.
В современном мире существует большое количество информационных ресурсов, мест, откуда мы можем брать информацию. Поэтому разберем пути развития наиболее известных и обширных из них: электронные библиотеки, СМИ, интернет.
Электронные библиотеки
Одним из очень важных современных ИР являются электронные ресурсы, в частности – электронные библиотеки. Легко можно проследить то, как они развивались и какое направление принимали. Принцип, лежащий в основе электронных библиотек, можно возвести к глубокой древности. Некоторые называют этот принцип александрийским — по названию Александрийской библиотеки. Суть его состоит в том, что зафиксированная информация хранится в виде одного материального объекта (документа) в одном месте, все желающие имеют к ней доступ и могут по мере необходимости ее копировать для своих потребностей.
Зарождение ЭБ в современном смысле относится к концу 80-х годов, когда стали создаваться первые электронные библиотеки научных журналов (проекты «Mercury», CORE, «Tulip», 1987—1993 гг.; JSTORE, с 1995 г.; «High Wire Press», с 1995 г., и др.). Эти проекты преследовали как научные, так и экономические цели (создание архива важнейших журналов и обеспечении широкого доступа к нему, сокращение расходов библиотек за счет устранения дублирования коллекций журналов).
Говоря о соотношении платного и бесплатного доступа к ЭБ и другим информационным системам, можно констатировать тенденцию предоставления бесплатного доступа к информации неспециализированного типа или к такой информации, которая рассматривается в качестве национального культурного наследия (под обе категории подпадают, например, популярные издания произведений классической литературы). Информация же, которая необходима для проведения научных исследований или бизнеса, чаще оказывается платной. Другой параметр, влияющий на коммерческую ценность информации, — ее полнота: коллекции, состоящие из разрозненных документов, вероятно, будут бесплатными, полные собрания информации по теме, да еще с той или иной «добавочной ценностью» скорее всего будут продаваться. Можно предположить, что дальнейшее развитие ЭБ пойдет по пути сочетания некоммерческого и коммерческого подходов: базовые информационные ресурсы будут бесплатными, более «продвинутые» будут продаваться.
Конечно, определенную роль играет и то обстоятельство, кто является производителем информации. Одно дело — частные поставщики информации, живущие по законам рынка, другое — библиотеки, которые издавна рассматриваются как общественные службы. Дискуссия о том, должны ли электронные библиотеки взимать с пользователей деньги, идут давно, но единое решение так и не найдено. Сторонники бесплатного доступа исходят в основном из соображений идейного или политического характера (свободный доступ к информации как фундаментальное право личности и необходимый элемент общественных отношений), защитники рыночных отношений упирают на экономический фактор (высокая стоимость аппаратного и программного обеспечения, значительные затраты на подготовку информации и т. п.). Обсуждаются также концептуальные и технологические решения, позволяющие взимать плату с читателя ЭБ за конкретный объем востребованной им информации или предоставлять эту информацию бесплатно, но на четко ограниченный срок.
Помимо собраний более или менее традиционных библиотечных объектов в электронной форме в последние годы возникают коллекции принципиально нового типа. Так, появилось понятие «веб-архив», где объектом сохранения,
описания и классификации выступают самые разнообразные интернет-ресурсы: веб-страницы, отдельные сайты, архивы телеконференций и т. п. Пожалуй, самым известным проектом такого рода является «The Internet Archive», сохраняющий содержимое Интернета «послойно», так что пользователь может проследить историю развития тех или иных сайтов в динамике или же получить образ Интернета или какой-то его части на определенный момент. Объем этого веб-архива, который начал вестись с 1996 г., составил к началу 2002 г. около 11 млрд страниц, или 100 Тб.
Можно ожидать, что на этом развитие ЭБ не закончится: содержание человеческого опыта и дальше будет неуклонно переводиться в электронную форму, возникнут или выйдут на передний план новые типы коллекций (например, собрания оцифрованных трехмерных объектов или миров виртуальной реальности), методы сбора, каталогизации, сохранения и доставки информации будут совершенствоваться, развитие информационных технологий будут преподносить все новые и новые сюрпризы.
СМИ
Не менее важным информационным ресурсом являются средства массовой информации. Для начала, давайте рассмотрим, что такое СМИ. Средства массовой информации (СМИ) — система органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор наиболее употребительное в русском языке (по сравнению с терминами «средство массовой коммуникации» и «масс-медиа») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.
В правовых документах Российской Федерации под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
В самом деле, каждый из нас смотрел новости по телевизору, читал газеты, слушали радио, многие, особенно молодые люди пролистывали новостную ленту на своём мобильном устройстве. А теперь остановимся на минуту и задумаемся. Уже в предыдущей фразе была показана основная направленность современных СМИ. Молодёжь нашего времени предпочитает узнавать новости из своих телефонов, считает непрактичным покупать газеты, в которых может не оказаться нужных тебе новостей, когда можно найти интересующий тебя раздел абсолютно бесплатно. В темпе жизни современного молодого человека не остаётся всё меньше времени на просмотр телевидения.
*Телевизор => компьютер(интернет.)
Интернет
Наверное, самым большим
и актуальным ресурсом является сеть Интернет.
Интернет (англ. Internet, МФА:
Рассмотрим следующий пункт. На данный момент огромное количество пользователей использует интернет как маленький мультимедиа-центр. Хранит там свою музыку, видео, записки и размышления, также в последнее время в моду вошли облачные хранилища данных, где люди могут хранить абсолютно любые свои файлы. Но все они сталкиваются с проблемой захламленности интернета. Иногда, в поисках чего-то нужного люди тратят не один час. И вполне логичным будет предположить, что появится такая технология, с помощью которой каждый человек сможет настроить себе «личный» интернет, в котором будет только нужная ему информация, и он сможет работать и отдыхать комфортнее. Двигаясь дальше, можно заметить, что недавно интернет появился даже в космосе. Вспоминая о существовании программы Mars One, можно предположить, что интернет будет и дальше развиваться в сторону максимальной доступности, так как колонистам будут необходимы комфортные условия. И наконец, интернет в скором будущем сможет предоставлять огромные возможности для обучения, причём не только умственного, что он делает уже сейчас, а и каких-либо физических навыков, с помощью новых технологий. Нетрудно заметить, что все эти пункты проще все реализуются с помощью появления виртуальной реальности, о которой мы сейчас и поговорим
Виртуальная реальность
В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название "виртуальной реальности", "мнимой реальности" и "ВР-систем". Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи (надеваемых на голову стереоскопических дисплеев, перчаток и костюма, в которые встроены датчики, передающие на компьютер информацию о движениях пользователя) - все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.
Информация о работе Перспективы развития информационных ресурсов