Поисковая система информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:30, реферат

Описание работы

Пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высокими темпами, и найти необходимую информацию становиться всё труднее. Различные печатные справочники устаревают ещё до выхода в свет. Единственным надёжным способом поиска информации является использование различных поисковых систем, которые постоянно отслеживают изменение информации в сети.

Файлы: 1 файл

Поиск информации.docx

— 98.16 Кб (Скачать файл)

Поиск информации

Пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высокими темпами, и найти необходимую информацию становиться всё труднее. Различные печатные справочники устаревают ещё до выхода в свет. Единственным надёжным способом поиска информации является использование различных поисковых систем, которые постоянно отслеживают изменение информации в сети.

За время существования Интернета предпринимались различные попытки организации поисковых средств. Многие из этих попыток оказались неудачными, другие же привели к созданию удобных средств поиска информации. Наиболее удачные проекты появились в последние пять лет. Рассмотрим поиск информации во Всемирной паутине с помощью нескольких наиболее распространённых систем поиска. Всего же в мире существуют сотни различных поисковых систем, и выбор той или иной системы зависит только от ваших личных пристрастий. Поисковые системы часто называют поисковыми машинами или машинами поиска.

Многие поисковые системы позволяют искать информацию не только в Web-страницах, но и в группах новостей и хранилищах файлов. Таким образом, в результате поиска вы можете найти сообщение в группе новостей или какой-то файл. Поэтому чаще применяют вместо термина страница более общий термин – документ. Под документом подразумеваются Web-страница, сообщение или файл, содержащие различную информацию.

Процесс поиска довольно прост: задавая ключевые слова, характерные для искомой информации, мы найдём нужный нам документ. Вне зависимости от того, какой поисковой системой вы пользуетесь, примерный алгоритм поиска информации следующий.

  1. Вы переходите на начальную страницу поисковой системы или на любую страницу, на которой находятся поля для ввода запроса и кнопка для начала поиска. В последнем случае после нажатия кнопки вы автоматически перейдёте на страницу поисковой системы.
  2. Если система позволяет последовательные уточнения области поиска, то вы переходите в разделы, которые определяют границы поиска информации (например, поиск только в области науки или поиск среди европейских узлов Интернета). В таких системах запрос в главном разделе осуществляет поиск среди всех узлов Интернета. Если же вы, например, перейдёте в раздел «Новости», то поиск по запросу будет выполняться только среди узлов, посвящённых новостям. Таким образом, вы сначала определяете границы, в которых следует вести поиск, и только после этого отправляется запрос на поиск информации. Если выбранная вами система поиска не позволяет уточнить запрос, то это действие пропускается.
  3. Вводится запрос на поиск в соответствии с правилами, принятыми в выбранной системе поиска. В простейшем случае это одно или несколько слов, но возможны и сложные запросы с логическими операциями «И», «ИЛИ», «НЕТ».
  4. Если система поиска позволяет, то уточняются некоторые параметры запроса с помощью дополнительных полей, списков, флажков и переключателей, которые могут находиться на странице рядом с полем запроса. В большинстве случаев уточнение параметров не требуется. Уточнение параметров и составление сложных запросов чем-то похоже на программирование и пользуется большей популярностью у программистов, чем у широкого круга людей, не знакомых с программированием.
  5. Нажимается кнопка для начала поиска, и после некоторой паузы вы автоматически попадаете на страницу со списком документов, удовлетворяющих вашему запросу.
  6. Если ссылок много и они не помещаются на одной странице, то после прочтения первой страницы с результатами поиска вы можете перейти к следующей, и так далее.
  7. После нахождения нужной ссылки вы щёлкаете на ней мышью и переходите на страницу, которую вы разыскивали. Если вы захотите посмотреть другие найденные страницы, то можно вернуться назад, к странице со ссылками на найденные документы, и перейти по другой ссылке.

Во многих поисковых системах поле запроса остаётся на странице во время просмотра результатов, и вы можете быстро уточнить запрос и организовать новый поиск. В большинстве систем список включает в себя кроме ссылок несколько строк каждого из найденных документов, чтобы было легче выбрать нужный.

В некоторых системах списки ссылок отсортированы таким образом, что в начале списка вы получите ссылки на документы, наиболее удовлетворяющие вашему запросу. Например, если в документе много раз встречаются слова запроса и несколько слов, включённых в запрос, расположены в документе рядом, то такой документ более полно удовлетворяет запросу. Так как большинство систем осуществляет интеллектуальный поиск в Интернете, то степень соответствия запросу, определённая поисковой системой, не всегда будет совпадать с вашими представлениями.

Следует отметить, что при выполнении запроса поисковая система не ищет документ непосредственно в Интернете. Она обращается к своей базе данных, где в компактном виде собраны данные об информации в Интернете. Возможно, что реальное состояние Интернета несколько отличается оттого, что храниться в базе данных. Поисковые системы постоянно пополняют и обновляют свои базы данных, чтобы минимизировать такое несовпадение. Существует два способа пополнения информации в базы данных поисковых машин:

ü Разработчик Web-страницы самостоятельно добавляет ссылку на неё в поисковую систему. Большинство систем позволяют это сделать совершенно бесплатно.

ü Специальная программа, называемая роботом, находит ссылку на новую страницу во Всемирной паутине. Роботы запускаются поисковой системой, что бы проверить, существуют ли ранее найденные документы и не появились ли новые.

В первом опыте вы увидите, как выполнить простейший поиск, принципы которого одинаковы для всех систем, а в последующих опытах рассмотрим особенности работы с самыми популярными системами поиска. При этом мы рассмотрим, как системы поиска информации по всему миру, так и поисковые системы, работающие в русскоязычной части Интернета. Так как информация в Интернете меняется постоянно и непрерывно, то ваши результаты выполнения учебных запросов, скорее всего, будут отличаться от того, что описано в реферате. Не обращайте на это внимание, так как для нас важно освоить принцип работы с поисковыми системами.

 

 

Введение. 
 
Что такое поисковая система?

Поисковая система (поисковик) – это сайт, обратившись к которому пользователь может найти интересующую его информацию по заданному ключевому запросу. На сегодняшний день поисковые системы самый лучший инструмент для поиска информации в Интернете.  
 
Рассмотрим принцип работы поисковика, который довольно прост. Пользователю, пришедшему на сайт системы необходимо ввести в форму, располагающуюся на сайте ключевую фразу, по которой он ищет информацию, и послать запрос, нажав кнопку поиск. После чего он получит результат в виде списка текстовых ссылок на сайты соответствующие данному запросу. Это принцип работы поисковика со стороны пользователя. Рассмотрим процесс работы (который не заметен пользователю) и внутреннее устройство. 
 
Задачи поисковых систем. 
 
Все поисковые системы объединяют несколько основных задач. Это поиск новых сайтов, оценка сайта и максимально точный ответ пользователю на запрос. Первоочередная задача любой поисковой системы – доставлять людям именно ту информацию, которую они ищут. Разработчики должны создавать такие алгоритмы и принципы работы поисковых систем, которые бы позволяли находить пользователям искомую ими информацию.  
 
Это означает, поисковая система должна «думать» так же, как думает пользователь при поиске информации. Когда пользователь обращается с запросом к поисковой машине, он хочет найти то, что ему нужно, максимально быстро и просто. Получая результат, он оценивает работу системы, руководствуясь несколькими основными параметрами. Для того, чтобы удовлетворить пользователя, разработчики поисковых машин постоянно совершенствуют алгоритмы и принципы поиска, добавляют новые функции и возможности, всячески пытаются ускорить работу системы. 
 
Состав и принципы работы поисковой системы. 
 
Поисковая машина – это аппаратно-программный комплекс, осуществляющий быстрый поиск необходимой информации внутри сервера или Интернет-ресурса. Основа поисковой машины у всех поисковых систем примерна одинаковая. Как правило, это поисковый бот, необходимый для индексации и поиска сайта, программное обеспечение, отвечающее за составление каталога запроса и ранжирование результатов по релевантности поискового запроса. Но многие крупные поисковые системы держат в секрете содержание своей поисковой машины. Ключевым отличием является база проиндексированных сайтов, релевантность и учет морфологии языка запроса. Все это в совокупности и определяет критерий качества работы поисковых машин. 
 
Классифицируется поисковая машина по области поиска информации: 
 
1. Локальный поиск. Предназначен для осуществления поиска информации по какой-либо части всемирной сети, например, по одному или нескольким сайтам, либо по локальной сети. Примером служит поисковый скрипт на сайте или внутренние серверы крупных компаний. 
 
2. Глобальный поиск. Предназначен для поиска информации по сети Интернет, либо по региональной части, группе сайтов и т.д. Глобальный поиск используют крупные поисковые системы Яндекс, Google, Yahoo и т.д. 
 
Поисковые машины осуществляют различный поиск информации по сети Интернет. Например, картинки, музыка, географическое положение, личная информация и т.д. Файлы, с которыми работает поисковая машина, могут быть разных форматов (например .html,.htm,.txt,.doc,.rtf, …), графического (.gif, .png, .svg,) или мультимедийного (видео, звука и другой информации). Но наиболее распространенным является поиск по текстовым документам (web-страницы, документы в формате doc, rtf, txt и др.). Поиск по изображениям, видео, звукам более сложен с технологической точки зрения, поэтому массово не реализован. Такие системы, как, например, Яндекс.Картинки искали не по самим изображениям, а по альтернативным текстам, соответствующим этим изображениям. А каталог поиска картинок в компании Google составляется вручную, что увеличивает релевантность запроса, но тормозит обновление баз изображений. 
 
Модуль индексирования

 
Модуль индексирования состоит из трех вспомогательных программ (роботов): 
 
Spider (паук) – программа, предназначенная для скачивания веб-страниц. «Паук» обеспечивает скачивание страницы и извлекает все внутренние ссылки с этой страницы. Скачивается html-код каждой страницы. Для скачивания страниц роботы используют протоколы HTTP. Работает «паук» следующим образом. Робот на сервер передает запрос “get/path/document” и некоторые другие команды HTTP-запроса. В ответ робот получает текстовый поток, содержащий служебную информацию и непосредственно сам документ. 
 
Ссылки извлекаются из тэгов a, area, base, frame, frameset, и др. Наряду со ссылками, многими роботами обрабатываются редиректы (перенаправления). Каждая скачанная страница сохраняется в следующем формате: 
1)URL страницы

2) Дата, когда страница была скачана

3)http-заголовок ответа сервера

4)тело страницы (html-код)

 
Crawler («путешествующий» паук) – программа, которая автоматически проходит по всем ссылкам, найденным на странице. Выделяет все ссылки, присутствующие на странице. Его задача - определить, куда дальше должен идти паук, основываясь на ссылках или исходя из заранее заданного списка адресов. Crawler, следуя по найденным ссылкам, осуществляет поиск новых документов, еще неизвестных поисковой системе. 
 
Indexer (робот - индексатор) - программа, которая анализирует веб-страницы, скаченные пауками. Индексатор разбирает страницу на составные части и анализирует их, применяя собственные лексические и морфологические алгоритмы. Анализу подвергаются различные элементы страницы, такие как текст, заголовки, ссылки структурные и стилевые особенности, специальные служебные html-теги и т.д. 
 
Таким образом, модуль индексирования позволяет обходить по ссылкам заданное множество ресурсов, скачивать встречающиеся страницы, извлекать ссылки на новые страницы из получаемых документов и производить полный анализ этих документов. 
 
База данных: 
 
База данных или индекс поисковой системы - это система хранения данных, информационный массив, в котором хранятся специальным образом преобразованные параметры всех скачанных и обработанных модулем индексирования документов. 
 
Поисковый сервер: 
 
Поисковый сервер является важнейшим элементом всей системы, так как от алгоритмов, которые лежат в основе его функционирования, напрямую зависит качество и скорость поиска. 
 
Поисковый сервер работает следующим образом: 
  Полученный от пользователя запрос подвергается морфологическому анализу. Генерируется информационное окружение каждого документа, содержащегося в базе. 
Полученные данные передаются в качестве входных параметров специальному модулю ранжирования. Происходит обработка данных по всем документам, в результате чего, для каждого документа рассчитывается собственный рейтинг, характеризующий релевантность запроса, введенного пользователем, и различных составляющих этого документа, хранящихся в индексе поисковой системы.

 В зависимости от выбора пользователя этот рейтинг может быть скорректирован дополнительными условиями (например, так называемый «расширенный поиск»).

 Далее генерируется сниппет, то есть, для каждого найденного документа из таблицы документов извлекаются заголовок, краткая аннотация, наиболее соответствующая запросу и ссылка на сам документ, причем найденные слова подсвечиваются.

  Полученные результаты поиска передаются пользователю в виде SERP (Search Engine Result Page) – страницы выдачи поисковых результатов.

 
Все эти компоненты тесно связаны друг с другом и работают во взаимодействии, образовывая четкий, достаточно сложный механизм работы поисковой системы, требующий огромных затрат ресурсов. 
 
^ Поисковые системы в настоящее время. 
 
Наиболее известные международные поисковые системы: Google, Yahoo, Baidu(лидер среди китайских поисковых систем), Bing, AOL, Lycos, Ask. 
 
Русскоязычные — большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском, татарском и др. Отличаются же они от «всеязычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами. 
 
В России основной поисковой системой является «Яндекс», далее - Rambler, Aport, Mail.ru, Нигма. 
 
А теперь более подробно об этих поисковых системах. 
 
Google. 
 
G oogle — поисковая система, принадлежащая корпорации Google Inc. 
 
Первая по популярности (84,65 %), обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц (доля рынка 62,4 %), индексирует более 8 миллиардов веб-страниц, может находить информацию на 191 языке (c 15 октября 2009). 
 
Поддерживает поиск в документах форматов PDF, RTF, PostScript, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и других. 
 
В качестве учебного проекта двое студентов Стендфорского университета, Лари Пейдж и Сергей Брин, предложили новую поисковую систему, которая на сегодняшний день стала одной из самых влиятельных компания во всемирной сети Интернет – Google. 
 
Своё название система и соответствующая компания получили от математической величины "гугол" (googol), которая равна 10100. Создатели посчитали, что такое название лучше всего передаст основную идею их системы – организовать миллиарды байтов информации, содержащейся в Интернете. 
 
Поисковая система Google представляет собой мощный механизм. Без таких поисковых систем найти информацию в глобальной сети Интернет было бы практически невозможно. Подобно всем поисковым серверам Google использует специальный поисковый алгоритм для получения результатов поиска. Некоторые основные характеристики алгоритма компания не скрывает, особенность же алгоритма является строгой тайной компании. Именно благодаря этому Google сохраняет свое лидерство в сети Интернет и не позволяет никому взломать ее систему. 
 
Как и большинство поисковых серверов, Google использует программный поисковый механизм, называемый «паук» или «ползунок», для автоматического выбора всех документов, на которые есть ссылки в первом выбранном документе. Ключевые слова вписываются в специальную строку ввода, после чего начинается поиск. Особенность Google заключается в том, как и по какому критерию эта поисковая система классифицирует результаты поиска на своей странице. Используемый алгоритм PageRank сортирует все веб-страницы по критерию смыслового соответствия. 
 
Алгоритм PageRank зависит от нескольких факторов: 

  •  
    От частоты повторения и местоположения ключевых слов на веб-странице – если искомое слово или фраза только один раз встречается на сайте, то страница получает низкий бал.
  •  
    От времени существования страницы – каждый день в Интернете появляются новые сайты, но не многие задерживаются надолго. Поэтому преимущество отдается уже зарекомендовавшим себя сайтам, существующим долгое время.
  •  
    От количества веб-станиц, связанных с «главной страницей» - Google «смотрит» на количество веб-страниц, относящихся к определенному сайту и определяет ее рейтинг среди всех остальных. 

 
Систему Google практически невозможно обхитрить, потому что все ссылки на веб-страницы она воспринимает как «голоса». Самый лучший способ обеспечить своему сайту первые места, это напичкать его самой разнообразной информацией, которая будет привлекать больше людей. Чем больше ссылок на веб-странице, тем выше будет оценка поискового агента PageRank. 
 
Для некоторых результатов поиска Google ранее предоставлял повторное поле для поиска, которое позволяет пользователю найти то, что он ищет внутри конкретного веб-сайта. С 2011 года эта опция недоступна, что весьма отрицательно сказалось на удобстве, популярности, и востребованности Google. 
 
«Википоиск» – поисковая технология, позволяющая пользователю настраивать результаты выдачи по поисковым запросам. Пользователь может удалять результаты из списка и поднимать вверх списка. Технология была запущена компанией «Google» весной 2009 года и проработала до осени. 
 
Google предоставляет не только возможность эффективного поиска, но и ряд бесплатных сервисов, большинство из которых не требует установки дополнительного ПО на компьютер пользователя. Наиболее популярными веб-приложениями от Google являются «Gmail» и«Gtalk». Оба проекта прекрасно дополняют друг друга, но могут работать и по-отдельности. «Gmail» представляет собой почтовый сервис с автоматической фильтрацией спама, мобильным доступом и большим объемом почтового ящика (на апрель 2009 г. он составляет более 7 Гб, и это значение неуклонно растет). «Gtalk» – сервис, позволяющий обмениваться голосовыми и текстовыми сообщениями, как в окне браузера, так и с помощью специального ПО. 
 
Для владельцев популярных сайтов Google предлагает несколько программ контекстной рекламы. Сервисы «AdSense» и «AdWords» позволяют заработать на посещаемости своих Интернет-страниц и привлечь новых посетителей. 
 
Обычным пользователям «Google» предлагает доступ к справочной информации, новостям, обмену фотографиями, и многим другим ресурсам. 
 
Yahoo! 
 
Y ahoo! (произносится как яху!) — американская компания, владеющая второй по популярности (6.35 % ) в мире поисковой системой и предоставляющая ряд сервисов, объединённых интернет-порталом «Yahoo! Directory»; портал включает в себя популярный сервис электронной почты «Yahoo! Mail», один из старейших и наиболее популярных в Интернете. Не так давно была запущена новая версия почтового интерфейса, основанная на AJAX (русскоязычный обзор нового интерфейса). 
 
В январе 1994 года аспиранты Стэнфордского университета Дэвид Файло и Джерри Янг создали веб-сайт, который назывался «Путеводитель Джерри по Всемирной Паутине». «Путеводитель» представлял собой каталог других сайтов. 
 
В апреле 1994 года сайт был переименован в Yahoo!. Существует две версии происхождения названия. Согласно первой, слово было взято из книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (в русском переводе Йеху, еху), где обозначает расу грубых и тупых человекообразных существ. Именно на этой версии настаивают основатели компании. Согласно второй, Yahoo! — акроним, образованный от фразы «Еще один иерархический неотесанный (неофициальный) прорицатель» (англ.Yet Another Hierarchical Officious Oracle). Но есть и третья версия происхождения названия. Вполне возможно, Yahoo произошло от японского Yahhoo, что в переводе означает «Привет» (неформальный вариант). Однако к тому времени Yahoo уже был зарегистрированной торговой маркой соуса для барбекю, поэтому к названию был добавлен восклицательный знак. Янг и Файло быстро оценили коммерческий потенциал проекта и 2 марта 1995 года основали корпорацию Yahoo! 
 
Согласно статистике Alexa Internet, на сегодняшний день Yahoo! — четвертый по посещаемости веб-сайт в сети Интернет, и примерно 28% посещений состоят из просмотра только одной страницы. 
 
Bing. 
 
B ing — поисковая система, разработанная международной корпорацией Microsoft. Доступна по адресу http://www.bing.com/. Ранее имела следующие наименования и адреса: 

Информация о работе Поисковая система информации