Поисковые системы: состав, функции, принцип работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Поисковые системы уже давно стали неотъемлемой частью российского Интернета. Поисковые системы сейчас – это огромные и сложные механизмы, представляющие собой не только инструмент поиска информации, но и заманчивые сферы для бизнеса.
Большинство пользователей поисковых систем никогда не задумывались (либо задумывались, но не нашли ответа) о принципе работы поисковых систем, о схеме обработки запросов пользователей, о том, из чего эти системы состоят и как функционируют…
Данный мастер-класс призван дать ответы на эти вопросы

Файлы: 1 файл

реферат по сети интернет.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

1.Поисковые системы: состав, функции, принцип работы.

 
Поисковые системы уже давно стали неотъемлемой частью российского Интернета. Поисковые системы сейчас – это огромные и сложные механизмы, представляющие собой не только инструмент поиска информации, но и заманчивые сферы для бизнеса. 
Большинство пользователей поисковых систем никогда не задумывались (либо задумывались, но не нашли ответа) о принципе работы поисковых систем, о схеме обработки запросов пользователей, о том, из чего эти системы состоят и как функционируют… 
Данный мастер-класс призван дать ответы на эти вопросы. Однако, Вы не найдете здесь факторов, влияющих на ранжирование документов в поисковых системах. Об этом – отдельный мастер-класс. И тем более не стоит рассчитывать на подробное объяснение алгоритма работы Яндекса. Его, по словам Ильи Сегаловича, - директора по технологиям и разработке поисковой машины «Яндекс», можно узнать, лишь «под пыткой» самого Ильи Сегаловича… 
Понятие и функции поисковой системы 
Поисковая система - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в сети Интернет и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый в виде текстовой фразы (поискового запроса), выдачей списка ссылок на источники информации, в порядке релевантности (в соответствии запросу). Наиболее крупные международные поисковые системы: «Google», «Yahoo», «MSN». В русском Интернете это – «Яндекс», «Рамблер», «Апорт». 
Рассмотрим подробнее понятие поискового запроса на примере поисковой системы «Яндекс». Поисковый запрос должен быть сформулирован пользователем в соответствии с тем, что он хочет найти, максимально кратко и просто. Допустим, мы хотим найти информацию в «Яндексе» о том, как выбрать автомобиль. Для этого, открываем главную страницу «Яндекса», и вводим текст поискового запроса «как выбрать автомобиль». Далее, наша задача сводится к тому, чтобы открыть предоставленные по нашему запросу ссылки на источники информации в Интернет. Однако, вполне можно и не найти нужную нам информацию. Если таковое произошло, то либо нужно перефразировать свой запрос, либо в базе поисковой системе действительно нет никакой актуальной информации по нашему запросу (такое может быть при задании очень «узких» запросов, как, например «как выбрать автомобиль в Архангельске») 
Первоочередная задача любой поисковой системы – доставлять людям именно ту информацию, которую они ищут. А научить пользователей делать «правильные» запросы к системе, т.е. запросы, соответствующие принципам работы поисковых систем, невозможно. Поэтому разработчики создают такие алгоритмы и принципы работы поисковых систем, которые бы позволяли находить пользователям искомую ими информацию. 
Это означает, поисковая система должна «думать» так же, как думает пользователь при поиске информации. Когда пользователь обращается с запросом к поисковой машине, он хочет найти то, что ему нужно, максимально быстро и просто. Получая результат, он оценивает работу системы, руководствуясь несколькими основными параметрами. Нашел ли он то, что искал? Если не нашел, то сколько раз ему пришлось перефразировать запрос, чтобы найти искомое? Насколько актуальную информацию он смог найти? Насколько быстро обрабатывала запрос поисковая машина? Насколько удобно были представлены результаты поиска? Был ли искомый результат первым или же сотым? Как много ненужного мусора было найдено наравне с полезной информацией? Найдется ли нужная информация, при обращении к поисковой системе, скажем, через неделю, или через месяц? 
Для того, чтобы удовлетворить ответами все эти вопросы, разработчики поисковых машин постоянно совершенствуют алгоритмы и принципы поиска, добавляют новые функции и возможности, всячески пытаются ускорить работу системы. 
Основные характеристики поисковой системы.

Опишем основные характеристики поисковых систем: 
• Полнота 
Полнота - одна из основных характеристик поисковой системы, представляющая собой отношение количества найденных по запросу документов к общему числу документов в сети Интернет, удовлетворяющих данному запросу. К примеру, если в Интернете имеется 100 страниц, содержащих словосочетание «как выбрать автомобиль», а по соответствующему запросу было найдено всего 60 из них, то полнота поиска будет 0,6. Очевидно, что чем полнее поиск, тем меньше вероятность того, что пользователь не найдет нужный ему документ, при условии, что он вообще существует в Интернете. 
• Точность 
Точность - еще одна основная характеристика поисковой машины, которая определяется степенью соответствия найденных документов запросу пользователя. Например, если по запросу «как выбрать автомобиль» находится 100 документов, в 50 из них содержится словосочетание «как выбрать автомобиль», а в остальных просто наличествуют эти слова («как правильно выбрать магнитолу и установить в автомобиль»), то точность поиска считается равной 50/100 (=5). Чем точнее поиск, тем быстрее пользователь найдет нужные ему документы, тем меньше различного рода «мусора» среди них будет встречаться, тем реже найденные документы не будут соответствовать запросу. 
• Актуальность 
Актуальность - не менее важная составляющая поиска, которая характеризуется временем, проходящим с момента публикации документов в сети Интернет, до занесения их в индексную базу поисковой системы. Например, на следующий день после появления интересной новости, большое количество пользователей обратились к поисковым системам с соответствующими запросами. Объективно с момента публикации новостной информации на эту тему прошло меньше суток, однако основные документы уже были проиндексированы и доступны для поиска, благодаря существованию у крупных поисковых систем так называемой «быстрой базы», которая обновляется несколько раз в день. 
• Скорость поиска 
Скорость поиска тесно связана с его устойчивостью к нагрузкам. Например, по данным ООО «Рамблер Интернет Холдинг», на сегодняшний день в рабочие часы к поисковой машине Рамблер приходит около 60 запросов в секунду. Такая загруженность требует сокращения времени обработки отдельного запроса. Здесь интересы пользователя и поисковой системы совпадают: посетитель желает получить результаты как можно быстрее, а поисковая машина должна отрабатывать запрос максимально оперативно, чтобы не тормозить вычисление следующих запросов. 
• Наглядность 
Наглядность представления результатов является важным компонентом удобного поиска. По большинству запросов поисковая машина находит сотни, а то и тысячи документов. Вследствие нечеткости составления запросов или неточности поиска, даже первые страницы выдачи не всегда содержат только нужную информацию. Это означает, что пользователю зачастую приходится производить свой собственный поиск внутри найденного списка. Различные элементы страницы выдачи поисковой системы помогают ориентироваться в результатах поиска.одробные пояснения по странице результатов поиска, например у «Яндекса» можно посмотреть по ссылке http://help.yandex.ru/

Краткая история развития поисковых систем 
В начальный период развития Интернет, число его пользователей было невелико, а объем доступной информации сравнительно небольшим. В большинстве своем, доступ к сети Интернет имели лишь сотрудники научно-исследовательской сферы. В это время задача поиска информации в Интернете не была столь актуальной, как в настоящее время. 
Одним из первых способов организации доступа к информационным ресурсам сети стало создание открытых каталогов сайтов, ссылки на ресурсы в которых группировались согласно тематике. Первым таким проектом стал сайт Yahoo.com, открывшийся весной 1994 года. После того, как количество сайтов в каталоге Yahoo значительно увеличилось, была добавлена возможность поиска нужной информации по каталогу. В полном смысле это еще не было поисковой системой, так как поисковая область была ограничена только ресурсами, присутствующими в каталоге, а не всеми Интернет ресурсами. 
Каталоги ссылок широко использовались ранее, однако практически полностью утратили свою популярность в настоящее время. Так как даже современные, огромные по своему объему каталоги, содержат информацию лишь о ничтожно малой части сети Интернет. Самый большой каталог сети DMOZ (его еще называют Open Directory Project) содержит информацию о 5 миллионах ресурсов, тогда как база поисковой системы Google состоит из более чем 8 миллиардов документов. 
Первой полноценной поисковой системой стал проект WebCrawler, вышедший в свет в 1994 году. 
В 1995 году появились поисковые системы Lycos и AltaVista. Последняя долгие годы была лидером в области поиска информации в сети Интернет. 
В 1997 году Сергей Брин и Ларри Пейдж создали поисковую машину Google в рамках исследовательского проекта в Стэндфордском университете. В настоящий момент Google - самая популярная поисковая система в мире! 
В сентябре 1997 года была официально анонсирована поисковая система Yandex, являющаяся самой популярной в русскоязычном Интернете. 
В настоящее время существуют три основные международные поисковые системы – Google, Yahoo и MSN, имеющих собственные базы и алгоритмы поиска. Большинство остальных поисковых систем (коих насчитывается большое количество) использует в том или ином виде результаты трех перечисленных. Например, поиск AOL (search.aol.com) использует базу Google, а AltaVista, Lycos и AllTheWeb – базу Yahoo. 
В России основной поисковой системой является «Яндекс», далее - Rambler.ru, Google.ru, Aport.ru, Mail.ru. Причем, на данный момент, Mail.ru использует механизм и базу поиска «Яндекса».

Состав и принципы работы поисковой системы 
Практически все крупные поисковые системы имеют свою собственную структуру, отличную от других. Однако можно выделить общие для всех поисковых машин основные компоненты. Различия в структуре могут быть лишь в виде реализации механизмов взаимодействия этих компонентов. 
Модуль индексирования 
Модуль индексирования состоит из трех вспомогательных программ (роботов): 
Spider (паук) – программа, предназначенная для скачивания веб-страниц. «Паук» обеспечивает скачивание страницы и извлекает все внутренние ссылки с этой страницы. Скачивается html-код каждой страницы. Для скачивания страниц роботы используют протоколы HTTP. Работает «паук» следующим образом. Робот на сервер передает запрос “get/path/document” и некоторые другие команды HTTP-запроса. В ответ робот получает текстовый поток, содержащий служебную информацию и непосредственно сам документ. 
Ссылки извлекаются из тэгов a, area, base, frame, frameset, и др. Наряду со ссылками, многими роботами обрабатываются редиректы (перенаправления). Каждая скачанная страница сохраняется в следующем формате: 
• URL страницы 
• дата, когда страница была скачана 
• http-заголовок ответа сервера 
• тело страницы (html-код) 
Crawler («путешествующий» паук) – программа, которая автоматически проходит по всем ссылкам, найденным на странице. Выделяет все ссылки, присутствующие на странице. Его задача - определить, куда дальше должен идти паук, основываясь на ссылках или исходя из заранее заданного списка адресов. Crawler, следуя по найденным ссылкам, осуществляет поиск новых документов, еще неизвестных поисковой системе. 
Indexer (робот- индексатор) - программа, которая анализирует веб-страницы, скаченные пауками. Индексатор разбирает страницу на составные части и анализирует их, применяя собственные лексические и морфологические алгоритмы. Анализу подвергаются различные элементы страницы, такие как текст, заголовки, ссылки структурные и стилевые особенности, специальные служебные html-теги и т.д. 
Таким образом, модуль индексирования позволяет обходить по ссылкам заданное множество ресурсов, скачивать встречающиеся страницы, извлекать ссылки на новые страницы из получаемых документов и производить полный анализ этих документов. 
База данных 
База данных, или индекс поисковой системы - это система хранения данных, информационный массив, в котором хранятся специальным образом преобразованные параметры всех скачанных и обработанных модулем индексирования документов. 
Поисковый сервер 
Поисковый сервер является важнейшим элементом всей системы, так как от алгоритмов, которые лежат в основе ее функционирования, напрямую зависит качество и скорость поиска. 
Поисковый сервер работает следующим образом: 
• Полученный от пользователя запрос подвергается морфологическому анализу. Генерируется информационное окружение каждого документа, содержащегося в базе (которое и будет впоследствии отображено в виде сниппета, то есть соответствующей запросу текстовой информации на странице выдачи результатов поиска). 
• Полученные данные передаются в качестве входных параметров специальному модулю ранжирования. Происходит обработка данных по всем документам, в результате чего, для каждого документа рассчитывается собственный рейтинг, характеризующий релевантность запроса, введенного пользователем, и различных составляющих этого документа, хранящихся в индексе поисковой системы. 
• В зависимости от выбора пользователя этот рейтинг может быть скорректирован дополнительными условиями (например, так называемый «расширенный поиск»). 
• Далее генерируется сниппет, то есть, для каждого найденного документа из таблицы документов извлекаются заголовок, краткая аннотация, наиболее соответствующая запросу и ссылка на сам документ, причем найденные слова подсвечиваются. 
• Полученные результаты поиска передаются пользователю в виде SERP (Search Engine Result Page) – страницы выдачи поисковых результатов. 
Как видно, все эти компоненты тесно связаны друг с другом и работают во взаимодействии, образовывая четкий, достаточно сложный механизм работы поисковой системы, требующий огромных затрат ресурсов. 
Запрос поступает в поисковую систему через маршрутизатор Cisco 6000 series. Cisco передает его наименее загруженной машине первого уровня - frontend (1.1 - 1.3, на рис. машине 1.3). Frontend, в свою очередь, отправляет запрос дальше, на один из восьми proxy-серверов, также выбирая наиболее свободный сервер (2.1 - 2.8, на рис. машине 2.2). Одновременно frontend отправляет запрос на машины, осуществляющие поиск по товарам (3.1 - 3.2, на рис. машине 3.1) и по базе Тор 100 (4.1 - 4.2, на рис. машине 4.1). На proxy проводится поиск по ссылочному индексу, и его результаты вместе с поисковым запросом передаются на машины, которые содержат основную индексную базу, - backends (5.1.х - 5.7.х, на рис. машинам 5.1.2, 5.2.11, 5.3.1 и т.д.) Та же информация отправляется на машины с "быстрой базой" (6.1 - 6.2). 
На текущий момент в поиск включено 77 backend'ов. Они сгруппированы по 11 машин, и каждая группа содержит копию одной из частей поискового индекса. Таким образом, информация о сайтах, условно входящих в красный сектор Интернета, находится на backend'ах первой группы (5.1.1 - 5.1.11 на рис), оранжевый сектор - на backend'ах второй группы (5.2.1 - 5.2.11) и т.д. Proxy-сервер выбирает наименее загруженный backend в каждой группе машин и отправляет на него поисковый запрос с результатами ссылочного поиска. На backend'ах осуществляется поиск по частям индексной базы и ранжирование с учетом результатов поиска по ссылочному индексу. При ранжировании для всех найденных документов высчитываются веса по конкретному запросу. 
После того, как запрос обработан на backend'ах, информация о результатах и ранжировании отдается обратно на proxy-сервер. Туда же поступают отсортированные результаты с машин "быстрой базы". Proxy интегрирует данные, полученные с восьми машин: клеит дубли, объединяет зеркала сайтов, переранжирует документы в общий список по весам, рассчитанным на backend'ах. Так, первым в списке найденного может быть документ с машины 5.3.1, вторым и третьим - с 6.1, четвертым - с 5.5.2 и т.д. На proxy-сервере также реализуется построение цитат к документам и подсветка слов запроса в тексте. Полученные результаты отдаются на frontend. 
Помимо информации с proxy-сервера, frontend получает результаты из поиска по товарам и из базы Тор 100, отсортированные, с цитатами и подсветкой слов запроса. Frontend осуществляет окончательное объединение результатов, генерирует html со списком найденного, вставляет баннеры и перевязки (ссылки на различные разделы Рамблера) и отдает html Cisco, который маршрутизирует информацию пользователю. 
При написании мастер-класса были использованы материалы и данные ООО «Рамблер Интернет Холдинг», RuSeo.info 

 

 

 

 

 

 

2.Что умеет Яndex.

 
Программные продукты серии Яndex (Языковый index) - набор средств полнотекстовой индексации и поиска в текстовых данных с учетом морфологии русского языка. 
Яndex включает модули морфологического анализа и синтеза, индексации и поиска, а также набор вспомогательных модулей, таких, как анализатор документов, языки разметки, конверторы форматов, сетевой "паук". 
Алгоритмы морфологического анализа и синтеза, основанные на базовом словаре, умеют нормализовать слова, то есть находить их начальную форму, а также строить гипотезы для слов, не содержащихся в базовом словаре. Система полнотекстового индексирования позволяет создавать компактный индекс и быстро осуществлять поиск с учетом логических операторов. 
Яndex предназначен для работы с текстами как в локальной так и в глобальной сети (технологии Intranet и Internet) , а также может быть подключен как модуль к другим системам. 
1. Индексация 
Создаваемый индекс составляет около 1/3 объема текста (без картинок, tag'ов и пр.), при этом записывается подробный адрес слова - с точностью до позиции в тексте, что потом позволяет искать с учетом близости. В базу входят нормализованные формы слов текста, сами документы не хранятся. 
Морфологический анализ слов текста происходит одновременно с индексацией, что дает возможность снятия омонимии. 
Скорость индексации - не менее 2 Мб/минуту. Написан свой робот для обхода Web'а. 
Организация изменения индекса (полное либо частичное обновление, слияние). 
Идет индексирование по всем словам, стоп-слова определяются статистически. 
2. Поиск 
Язык запросов: скобки; логическое И (в пределах одного абзаца); логическое ИЛИ; оператор И НЕ (в пределах одного абзаца); близость - расстояние в словах. 
Список выданных документов упорядочивается по релевантности - по количеству найденных слов. В каждом документе выделяются (подсвечиваются) найденные слова. 
3. Работа с языком 
Для интеллектуализации поиска используется словарь на 90 тыс. слов. При индексации происходит нормализация, то есть слово ставится в свою исходную форму (для существительных - именительный падеж единственного числа, для глаголов - неопределенная форма и т.д.) и в таком виде учитывается в базе. Алгоритм морфологического разбора умеет корректно обрабатывать и слова, не найденные в словаре. Морфология работает для русского и английского языка. Также индексируются числа. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

3.Результаты поиска.

 
На странице результатов поиска Яндекса есть тексты, поясняющие результаты поиска, и ссылки, дающие возможность сортировать найденное или уточнять запрос. Ниже приведен общий вид страницы результатов. 
Поисковая форма 
Искать в найденном 
Если в результате запроса Яндекс нашел много документов, но по более широкой теме, чем вам хочется, вы можете сократить этот список, уточнив запрос. Еще один вариант — включить флажок в найденном в форме поиска, задать дополнительные ключевые слова, и следующий поиск будет вестись только по тем документам, которые были отобраны в предыдущем поиске. Например, чтобы найти страницы про кондиционеры — средства, предназначенные для ухода за волосами (а не климатическую технику), можно задать запрос кондиционеры, для определения области поиска. А затем, поставив галочку в найденном, — слово «волосы». 
Область поиска 
Под формой поиска могут появляться несколько дополнительных блоков. 
Адрес сайта. 
Яндекс позволяет искать информацию только по интересующему вас сайту, задав соответствующие параметры в расширенном поиске, с помощью Яндекс.Бара или нажав на ссылку «Еще с сайта» . Тогда рядом с поисковой формой появляется напоминание, что результаты получены поиском по одному сайту. Если вы хотите продолжить поиск по всем сайтам, достаточно перед очередным запросом снять флажок ....

Выбор региона. 
Поиск можно ограничить сайтами в нужном вам регионе или относящимися к интересной вам теме. Для поиска по всем сайтам снимите флажок в регионе.

Выбор диапазона дат. 
Задав временной интервал, к которому должны относиться искомые документы, вы можете затем его исправить в результатах поиска, введя новые числа в формате «День-Месяц-Год».

Ссылки над поисковой формой 
Над формой поиска видны две ссылки. Ссылка «Помощь» ведет на описание возможностей поиска. По ссылке «Настройка поиска», вы сможете изменить вид страницы с результатами поиска по своему вкусу, включить семейный поиск и отключить показ графической рекламы. Ссылка справа от формы поиска ведет на расширенный поиск, позволяющий даже неопытному пользователю задавать сложные поисковые запросы. 
Параллельные поиски 
Яндекс умеет искать не только сайты, но и новости, товары, картинки и т.д. Когда вы задаете запрос, поиск ведется одновременно по всем «параллельным» базам, и если что-либо найдено, Яндекс покажет информацию среди результатов поиска. В правой колонке — товары и картинки, внизу или вверху страницы — новости, словари, карты, афиша, погода. И все это — одним запросом! 
Пролог результатов поиска 
Вверху списка найденных документов выдается статистика слов запроса и найденных документов. 
Статистика запросов 
Статистика запросов показывает, сколько раз в течение предыдущего месяца в запросах пользователей содержалось то или иное слово. 
Пример: 
Запросов за месяц: красота — 114 851, спасет — 5 990, мир — 457 079. 
Статистика найденных страниц 
Статистика результатов поиска позволяет узнать количество найденных по запросу страниц и число сайтов, на которых они располагаются. Эти показатели примерные и могут меняться. 
Пример: 
Результат поиска: страниц — 140, сайтов — не менее 96 
Статистика слов 
Статистика слов в базе Яндекса показывается, только если вы указали это в настройках. Она говорит о том, сколько раз встретилось каждое из слов запроса на всех страницах, известных Яндексу. Этот показатель примерный и может меняться. 
Пример: 
Статистика слов: шерше — 277 256, ля — 7 154 215, фам — 683 279 
Область поиска 
Если в поиске по запросу участвовали не все проиндексированные страницы, в области поиска показываются эти ограничения. В их число входят ограничение по региону, сайту, языку, формату документа, страницы, похожие на заданную, включенный семейный фильтр.

Рубрики Каталога и Маркета 
Когда запросу соответствуют рубрики каталога или Яндекс.Маркета, перед результатами поиска выводятся ссылки на соответствующие рубрики. Такое совпадение характерно для запросов, охватывающих широкую тему (таких как кондиционеры, открытки), и каталог сайтов или товаров — хорошее место, чтобы найти сайт с информацией или сделать покупку. 
Ответы «параллельных» поисков 
Многие службы Яндекса «понимают», когда они могут дать хороший ответ на запрос, и показывают соответствующую информацию в прологе результатов поиска. 
Яндекс.Карты: 
Яндекс.Афиша: 
Яндекс.Погода: 
Яндекс.Словари: 
«Колдунщик» 
Когда поиск принес мало документов, Яндекс анализирует запрос и предлагает способ, которым можно улучшить результаты. Мы называем этот модуль «колдунщиком». 
Опечатки в запросе? 
Если Яндекс подозревает, что в запросе есть опечатка, он может предложить возможный вариант написания слов. 
Пример: 
На запрос муму подарилиошейник будет предложено: опечатка? возможно, имелось в виду: мужу подарили ошейник 
Ничего не найдено? 
Как правило, небольшое число документов выдает поиск цитаты, который очень требователен к тексту страницы, поэтому, задав запрос "люблю грозу в конце апреля", вы увидите сообщение: 
• ничего не найдено? попробуйте поискать без кавычек. 
Ссылка на фразе без кавычек ведет на результаты поиска по тому же запросу, но уже без кавычек: люблю грозу в конце апреля. 
Когда запрос отдается на усмотрение Яндекса, он ищет слова запроса на таком расстоянии друг от друга, чтобы максимально повысить качество результатов поиска. Иногда это приводит к малому количеству найденных страниц. Ссылка «с более мягкими условиями» ведет на результаты запроса, по которому отобраны страницы с заданными вами словами, независимо от того, насколько близко они к друг другу расположены. 
• ничего не найдено? чтобы искать точнее, Яндекс ограничивается документами, в которых слова из запроса близки друг к другу — поищите с более мягкими условиями 
В форме расширенного поиска вы можете задать, насколько близко друг к другу должны быть слова запроса в искомом документе. Если с такими параметрами будет найдено мало страниц, Яндекс предложит соответствующий вариант изменения запроса: 
• ничего не найдено? Вы выбрали режим искать слова запроса подряд. Поищите с более мягкими условиями 
• ничего не найдено? Вы выбрали режим искать слова запроса в одном предложении. Поищите с более мягкими условиями 
• ничего не найдено? Вы выбрали режим искать слова запроса не очень далеко. Поищите с более мягкими условиями.

Информация о работе Поисковые системы: состав, функции, принцип работы