Понятие и особенности современного информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Содержание работы

1. Понятие и особенности современного информационного общества
2. Информация и ее виды. Информационный ресурс
3. Основные задачи информатизации
4. Информационный рынок и его сектора
5. Понятие «система», особенности системы
6. Информационная система и автоматизированная информационная система (АИС). Классификация АИС>
7. Информационные технологии, история развития ИТ. Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по информатики.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Понятие и особенности  современного информационного общества  
2. Информация и ее виды. Информационный ресурс  
3. Основные задачи информатизации  
4. Информационный рынок и его сектора  
5. Понятие «система», особенности системы  
6. Информационная система и автоматизированная информационная система (АИС). Классификация АИС>  
7. Информационные технологии, история развития ИТ. Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и особенности современного  информационного общества

 
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального  общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой  главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные  черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В конце XX в. термины  информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области  информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа. 
В отличие от революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный "скачок" вперед не уничтожал, а вбирал в себя и усовершенствовал достижения предыдущих этапов. 
Основные характеристики информационного общества определяются по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». 
Говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном обществе. Эта модель ориентирована на будущее, но в развитых странах уже сейчас можно отметить целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества. Среди этих изменений можно выделить следующие:

  • структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;
  • возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
  • растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
  • широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
  • развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
  • поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

В свете этих изменений "информационное общество" можно определить как общество, в  котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

2. Информация и ее виды. Информационный  ресурс

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень  емким. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, экономике, психологии, социологии и др. В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информацией является не любое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты. Если в полученных сведениях ничего нового для получателя нет (например, 2 умножить на 2 получается 4), то количество полученной информации будет равно нулю. И поэтому общим являются понятия данные или сведения – любые сообщения без оценки их значимости или полезности для потребителя.

Информацию  различают по отраслям знаний: техническая, экономическая, биологическая и  т.п. 
Одна из важнейших разновидностей информации – экономическая информация. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Информация  приобретает черты экономического блага и обращается в экономике  как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также  как товар (информационные товары, услуги). 
С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д. 
Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение в ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. 
К информационным продуктам и услугам относят: базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пр. Эти продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и отличаются многочисленными особенностями как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. 
Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. Здесь речь может идти о самых разных источниках, доступных в условиях рыночных отношений, в том числе и таких, за пользование которыми приходится платить немалые деньги. 
По источникам формирования и отношению к конкретной организации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (например, отчетность). К внешним информационным ресурсам относятся сведения о состоянии внешней среды, в которой действует организация (например, средства массовой информации - СМИ).

3. Основные задачи информатизации

Управление  информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Все это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией. 
Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав юридических и физических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация базируется на применении автоматизированных информационных технологий (АИТ).

Основными задачами информатизации общества являются:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества.

Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяет уровень развития страны, ее статус в мировом сообществе и бесспорно станут решающим показателем этого статуса в будущем.

Государственная политика информатизации правовой сферы  имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в несколько раз. 
Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:

  • информатизация правотворчества;
  • информатизация правоприменительной деятельности;
  • информатизация правоохранительной деятельности;
  • информатизация правового образования и воспитания;
  • правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового  регулирования данной сферы. В нем  в минимальной мере затронуты  организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:

  • органов государственной власти РФ;
  • органов исполнительной власти РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ.

4. Информационный рынок и его  сектора

Информационный  рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений  по торговле продуктами интеллектуального  труда на коммерческой основе. Так  же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве. 
Составляющие информационного рынка: 
1. Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации. 
2. Нормативно-правовые документы: IV часть Гражданского кодекса РФ (N 231-ФЗ от 18.12.2006), федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (N 149-ФЗ от 27.07.2006) и др. 
3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг. 
Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

Информация о работе Понятие и особенности современного информационного общества