Понятие и признаки информационного общества.Проблемы его формирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:08, доклад
Описание работы
Информационное общество - это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
Содержание работы
Введение 1. Понятие информационного общества 2. Признаки информационного общества 3. Проблемы его формирования 4. Государственная политика в сфере формирования и развития информационного общества в России Заключение
Понятие
и признаки информационного общества.Проблемы
его формирования.
Выполнила
студентка группы
2 ПС 13.12
Бачинская
Алёна
Содержание
Введение
1. Понятие информационного
общества
2. Признаки информационного
общества
3. Проблемы его формирования
4. Государственная политика
в сфере формирования и развития
информационного общества в России
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мир переживает новую
мощную революцию, способную принципиально
изменить жизнь людей - их работу, досуг,
способы объединения в сообщества и даже
отношение к самим себе.
По мере развития общества меняются
экономические, социальные, политические,
технические условия общественного мнения,
а вместе с ними меняется и его место в
жизни общества, повышается его роль, усложняются
функции, расширяются сферы деятельности
и, в соответствии с этим, меняется структура,
повышается степень глубины и компетентности.
В то же время, расширяются границы проблем,
выступающих в качестве объекта суждения
общественности и т. д. Все эти процессы
становятся особенно значимыми в эпоху
перехода от индустриального общества
к информационному, что связано, в первую
очередь, с качественными изменениями
в социальной природе общества.
Информационное общество - это общество, в котором информация
становится главным экономическим ресурсом,
а информационный сектор выходит на первое
место по темпам развития, по числу занятых,
по доле капиталовложений, по доле в ВВП.
Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая
создание достаточных информационных
ресурсов. Это в первую очередь система
образования и наука.
Основной формой собственности
становится интеллектуальная собственность.
В конкурентной борьбе за мировое первенство
появляется новый фактор – уровень развитости
информационной инфраструктуры и индустрии.
Информация становится предметом
массового потребления. Информационное
общество обеспечивает любому индивиду
доступ к любому источнику информации.
Это гарантируется законом и техническими
возможностями.
1. Понятие информационного
общества
Для начала необходимо точно
уяснить, что же такое «постиндустриальное
общество».
Общество, в котором мы с вами
живем в начале XXI века, называют информационным
обществом.
Термин «информационное общество»
появился в США в одноименной теории в
70-е годы XX столетия. Так стали называть
общество, которое переросло индустриальное.
Итак, между постиндустриальным
обществом и информационным можно поставить
знак равенства, т.к. современное постиндустриальное
общество в своей повседневной деятельности
не обходится без информационных технологий.
Информационное общество (Information
society) - концепция постиндустриального
общества; новая историческая фаза развития
цивилизации, в которой главными продуктами
производства являются информация и знания.
Отличительными чертами информационного
общества являются:
1)увеличение роли информации
и знаний в жизни общества;
2)возрастание доли информационных
коммуникаций, продуктов и услуг
в валовом внутреннем продукте;
- удовлетворение их потребностей
в информационных продуктах и
услугах;
Сфера услуг подразумевает
массовое обслуживание населения. Именно
благодаря зарождению такой сферы как
сферы услуг произошло зарождение глобальной
информационной инфраструктуры, пользователями
которой является все информационное
общество.
Новые информационные технологии
используются практически во всех областях
деятельности и оказывают огромное влияние
на социальную реальность, сильно ее изменяют.
Главное изменение связывают
с появлением новой общественной структуры
- информационной инфраструктуры.
Информационная инфраструктура
- это совокупность средств по обработке
и использованию информации, объединенных
в компьютерные и информационные сети.
Тоффлер считает, что информационная инфраструктура
станет основой социальной и экономической
деятельности будущего, а также позволит
любому человеку в любое время и в любом
месте получить всю интересующую его информацию.
Глобальная информационная
инфраструктура (Global information infrastructure - GII)
- информационное образование, которое
начало формироваться в 1995 году группой
развитых стран.
Глобальная информационная
инфраструктура разрабатывается как общемировая
информационная сеть массового обслуживания
населения планеты на основе интеграции
глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных
систем, а также систем цифрового телевидения
и радиовещания, спутниковых систем и
подвижной связи.
Итак, информационная революция
запустила процесс построения информационного
общества. Некоторые теоретики прогнозируют
его установление в развитых странах в
середине XXI века.
2. Признаки информационного
общества
Основными признаками информационного
общества является развитие общества
нового типа, формирующегося в результате
новой социальной революции. Информационная
технология приобретет глобальный характер
и приоритет по сравнению с другими ресурсами,
охватывает все сферы социальной деятельности
человека. Формируется информационное
единство всей человеческой цивилизации.
Развитие информационного общества
затрагивает все стороны нашей жизни.
В экономической среде происходит глобализация
экономики (на огромных земных пространствах
складывается единый рынок финансов, товаров,
рабочей силы, услуг); развивается электронная
экономика (перспективы развития электронного
бизнеса); система электронных расчетов
и ведения финансов; электронные деньги;
автоматизации и роботизации производства.
Кроме того, складывается искусственный
интеллект: автоматическое программирование,
планирование, обучение машин, распознавание
зрительных образов; информация является
средством управления массами; Интернет
как виртуальная среда общения.
Развитие компьютерной культуры
имеет немаловажное значение в нашей жизни
– это электронные библиотеки, виртуальные
музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная
сторона нашей жизни – непрерывное образование,
дистанционное обучение, более полный
доступ к учебной литературе за счет появления
электронных учебников.
В медицине происходит развитие
новых технологий (дистанционная диагностика,
непрерывный профилактический мониторинг,
переход к домашней телемедицине, создание
новых лекарств и др.). Распространение
медицинской и фармакологической информации
облегчает нам доступ к знаниям о своем
здоровье, появление измерительных технических
устройств, компьютеров и информационных
систем (гиподинамия, психические расстройства,
электромагнитные и электростатические
поля и другие виды излучений).
В новом современном глобальном
обществе обмен информацией не имеет временных,
пространственных, политических границ.
Формируется единое информационное пространство,
т.е. полноправное участие любого субъекта
в процессах информационной и экономической
интеграции регионов, стран и народов.
Информационное общество –
это общество, в котором главным условием
благополучия каждого человека и каждого
государства становятся знания, полученные
благодаря беспрепятственному доступу,
распространению и использованию информации
как важнейшего условия развития.
3. Проблемы формирования
информационного общества
Проблема «цифрового неравенства»
Существенным явлением в рамках
мирового информационного пространства
является непропорциональное использование
возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных
технологий в целом. Происходит своеобразное
разделение общества на тех, кто имеет
возможность активно пользоваться компьютером,
Интернетом и другими ресурсами и тех,
кто не обладает ни техникой, ни соответствующими
навыками. При этом разделение стран по
этому признаку довольно точно коррелирует
с общими экономическими показателями.
В развитых странах Европы, Азии, США доля
активных пользователей компьютеров и
Интернета значительно выше, чем в остальных.
В странах Африки (за исключением ЮАР),
доля активных пользователей не превышает
нескольких процентов. Таким образом,
доступ к информации и знаниям в настоящее
время определяется общим экономическим
развитием стран, что не стыкуется с идеями
теоретиков информационного общества.
Проблема «правового регулирования»
Еще одной значимой проблемой
является правовое регулирование в информационном
пространстве и, прежде всего, в Интернете.
Современные технологии предоставляют
людям различные услуги в режиме «он-лайн»,
такие как поиск информации, электронная
торговля, дистанционное образование,
взаимодействие с государственными структурами
и т.д. Однако при этом неизбежно возникают
проблемы правового характера, связанные,
например, распространением непристойных
или запрещенных материалов, авторскими
правами, мошенничеством, несанкционированным
доступом к конфиденциальной информации.
Решение таки проблем требует государственного
вмешательства в виде принятия соответствующих
законов, регулирующих связанную с ним
деятельность. Более того, учитывая глобальный
характер Интернета, справиться с этой
проблемой возможно лишь в рамках международного
сотрудничества. Существуют различные
мнения относительно государственного
регулирования Интернета, и в некоторых
странах (мусульманские страны, Китай)
вмешательство со стороны спецслужб и
государства весьма существенно. Вместе
с тем необходимо отметить, что активное
вмешательство государства может приводить
к ограничению различных свобод и не всегда
использоваться оправданно. Так, например,
государство часто вмешивается в деятельность
СМИ и других органов, ограничивая доступ
людей к информации или распространяя
информацию, которую хочет навязать. В
то же время государственные служащие
вместо реальной деятельности на благо
общества, зачастую занимаются деятельностью
по формированию собственных имиджей
и благоприятного общественного мнения.
Следует отметить, что во многих
странах по ряду причин вообще нет специальных
законов о регулировании содержания Интернета,
и в частности законов об электронной
торговле. При возникновении конфликтных
ситуаций, как правило, используются традиционные
законодательства тех стран, закон которых
в данном случае нарушается. Однако в этом
случае могут возникать конфликты законодательств
– действия законные в одной стране, могут
быть запрещены в другой. Решением этих
проблем, по-видимому, должна стать разработка
единого законодательства, регулирующего
деятельность в Интернете вне зависимости
от географии. В любом случае, решение
проблем правового регулирования новых
видов деятельности в условиях развития
информационных технологий является крайне
важным для поддержания порядка и устойчивого
развития общества.
4. Государственная
политика в сфере формирования
и развития информационного общества
в России
С точки зрения государственной
политики в сфере информационных технологий,
следует отметить, что до настоящего времени
в России отсутствуют концептуальные
и программные документы. На политическом
уровне не завершен и процесс формирования
законодательных основ государственной
политики в сфере информационных технологий.
При этом, необходимость ее политического
провозглашения, прежде всего, в рамках
ежегодных Посланий Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию, становится
одним из важнейших факторов развития
в России информационного общества, решения
задач модернизации государственного
управления.
В настоящее время в государственном
управлении сложилась такая объективная
реальность, когда внедрение информационных
коммуникационных технологий (далее - ИКТ)
в деятельность федеральных органов исполнительной
власти, развитие на их основе новых форм
электронного общения с гражданами и организациями,
а также возросшая роль информации, информационных
ресурсов, производимых ими, и их востребованность
со стороны общества, стали основой для
увеличения объемов и масштабов осуществления
ими информационной деятельности, появления
ее новых направлений, методов и форм реализации.
В условиях проведения административной
реформы, наряду с оптимизацией своей
функциональной деятельности на основе
информационных коммуникационных технологий,
федеральные органы исполнительной власти
продолжают активно взаимодействовать
и с независимыми средствами массовой
информации, учреждать собственные ведомственные
аудиовизуальные и печатные СМИ, создавать
телерадиокомпании, рекламные и имиджевые
агентства, развивать на высоком полиграфическом
уровне издательскую деятельность, работать
с обращениями граждан, осуществлять международную
информационную деятельность и т.д. В большинстве
из них относительно быстро возникают
и развиваются новые индивидуальные формы
электронного общения с гражданами и организациями,
система предоставления государственных
услуг электронным способом.