Понятие и структура правовой информации. Различные подходы к классификации правовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие и структура правовой информации. 3
1.1. Официальная правовая информация 3
1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9
1.3. Неофициальная правовая информация 9
2. Основания классификации правовой информации 10
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Информационные технологии - КОНТРОЛЬНАЯ.rtf

— 284.52 Кб (Скачать файл)

Антонов Павел Николаевич

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОУ «Нижегородская правовая академия» (институт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

 

«информационные технологии в юридической деятельности»

 

 

Тема: «Понятие и структура правовой информации. Различные подходы к классификации правовой информации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

 1  курса  16-04  группы

Антонов П.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Оглавление

 

Введение 2

1. Понятие и структура правовой информации. 3

1.1. Официальная правовая информация 3

1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение 9

1.3. Неофициальная правовая информация 9

2. Основания классификации правовой информации 10

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

Введение

 

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Существует несколько видом и классификация правовой информации по различным основаниям. В данной работе автор попытается рассмотреть некоторые из них. Для этого структура работы будет выстроена следующим образом: анализ понятия и структуры правовой информации, виды правовой информации, основания классификации.

 

1. Понятие и структура правовой информации.

1.1. Официальная правовая информация

Прежде всего, следует определиться с содержанием понятия «правовая информация». В философии под информацией понимается сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми (С.С.Аверинцев, 1989)1. В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья2)2 также определяет информацию как любые сведения независимо от формы их представления.

По содержанию информацию можно разделить на следующие виды: правовую (НПА, ненормативные правовые акты), общую информацию об органе власти, нормативно-техническую, научную, санитарно-эпидемиологическую, экологическую, социальную, статистическую, финансово-экономическую и многие другие (И.Ю.Павлов, 2010)3. Как видим, в этом случае к правовой информации отнесены только правовые акты.

Как следует из применимых источников права (26.04.1993)4, основным направлением деятельности данной организации является создание и поддержание функционирования эталонного банка данных источников российского права: законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и НПА федеральных органов исполнительной власти, международных договоров Российской Федерации5.

Д.Б. Новиков обосновывает более широкий подход к пониманию данного явления. По его мнению, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ним справочных, нормативных и иных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности (Д.Б.Новиков)6. Он предлагает разделить правовую информацию по субъекту создания (Статья№1259)7 на три большие группы.

Официальная правовая информация - информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений, которая, в свою очередь, может быть классифицирована на нормативную (НПА) и ненормативную (ненормативные акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. К этой группе можно отнести договоры (сделки) и обращения граждан (жалобы, заявления), порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация - материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. Это материалы подготовки, обсуждения и принятия НПА; материалы учета и систематизации законодательства (неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); материалы правовой статистики; образцы деловых бумаг; комментарии законодательства; научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Еще более широкое определение предлагает А.А. Шмелев: правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащиеся как в нормах права, так и в других источниках и используемые при решении правовых задач (А.А.Шмелев)8. В соответствии с этим правовая информация классифицируется на нормативную (содержащуюся в правовых актах) и ненормативную. В качестве примеров ненормативной приводятся: экономическая; криминологическая; криминалистическая; статистическая; судебно-экспертная; оперативно-розыскная; правовая информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных делах; судебная и иная правоприменительная практика; индивидуально-правовые акты; нормативы и стандарты; информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах; информация о состоянии законности и правопорядка, эффективности прокурорского надзора; информация о формах и способах защиты прав граждан; научно-юридическая (А.С.Проскурин)9.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры (Л.В.Филатова)10.

Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

ненормативные акты общего характера;

акты официального разъяснения;

правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.) (М.Н.Евграфова, 2012)11.

Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»12 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 № 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»13 (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ № 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 № 8814, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

1.2. Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

договоры (сделки);

жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

общие черты этих актов:

 носят индивидуально - правовой характер,

 направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия (А.В.Мелехин, 2009)15.

1.3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Информация о работе Понятие и структура правовой информации. Различные подходы к классификации правовой информации